Золотая баба- славянская богиня.

Dec 07, 2016 20:41

Дополнение к моему посту : Статуи древнего мира как символы изначального христианства или Золотая баба.

Я уже несколько лет разрабатываю эту тему и вот очередной факт.

Книга : Курганов, Николай Гаврилович (1726-1796).
Письмовник, : Содержащий в себе науку российскаго языка со многим присовокуплением разнаго учебнаго и полезнозабавнаго вещесловия. : С присовокуплением книги: Неустрашимость духа, геройские подвиги и примерные анекдоты руских. - Девятое издание вновь выправленное, приумноженное и разделенное в две части профессором и кавалером Николаем Кургановым. - В Санктпетербурге : Печатано в типографии Ив. Глазунова : Иждивением Ивана Глазунова, 1818.
Тут упоминаются славянские боги и в том числе Золотая баба, славянская Юнона.




А кто у нас Юнона?



Юнона
в римской мифологии богиня брака, материнства, женщин и женской производительной силы. Считалось, что каждая женщина имеет свою Ю. (как каждый мужчина - своего Гения). Супруга Юпитера, отождествлявшаяся с греч. Герой
.

А кто у нас Юпитер ?




Он же Дый, Дий - Зевс в древнерусской литературе. Русский вариант имени «Зевс»

А Зевс это тот же Юпитер.




Книга.Попов, Михаил Иванович (1742-ок. 1790).
Описание древняго славенскаго языческаго баснословия, : Собраннаго из разных писателей, и снабденнаго примечаниями. - В Санктпетербурге : [Типография Сухопутного кадетского корпуса], 1768.
Тут Золотую бабу сравнивают с греческой Исидой.Проблема лишь в том, что сейчас Исида считается египетской богиней.Ну это дело в истории обычное и нормальное.










А еще можно вспомнить недавний мой пост - Золотой Идол под именем Христа.

Книга:Миллер, Герард Фридрих (1705-1783).
Описание Сибирскаго царства и всех произшедших в нем дел, : От начала а особливо от покорения его Российской державе по сии времена; Сочинено Герардом Фридериком Миллером, историографом и профессором Университета Академии наук и Социетета аглинскаго членом. ; [Перевели Василий Лебедев и Иван Голубцов]. - Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1750.
Обратите внимание, богиня сидит голая и с ребенком. Т.е. это точно богиня материнства.




А там еще в книге описание золотого идола Христа.А еще можно вспомнить Мадонну с младенцем. До кучи почитайте мой пост Ипатьевская летопись или какая на Руси была Библия. Там в контексте Библии упоминается бог Сварог и его сын Солнце по имени Даждьбог. Опять же в Лицевом Своде Ивана Грозного первые четыре книги - Ветхий Завет а вот Пятая это Троя и Аргонавты.

В общем все как в моем расследовании о Статуях древнего мира.   Т.е. изначально были Сварог-Дий-Зевс- Юпитер  с Золотой Бабой- Юноной-Герой. Потом это все плавно перетекло в просто Богов, Отца и Сына в Ветхом Завете, при этом золотые тельца оставались в храмах.Как это все существовало вместе, одному богу теперь известно. Но уживались, это факт.Затем тельцов-статуи-идолов-кумиров-болванов таки сбросили. Но не везде. И не всегда.В глухих углах, типа Сибири, это все еще оставалось в нетронутом виде. И, с помощью Мадонны ( которую  наверняка отождествляли с Юноной-Герой) пришел Бог Сын по прозвищу ( не имя а скорее понятие) Иисус Христос или Спаситель, посланный Богом. Но, например у нас в России, те же "Римские-Греческие боги" чуть ли не до последнего времени оставались в обиходе.Ну собственно съездите в Петербург, Петергоф. Там же куда не плюнешь, обязательно в какого нибуть Геракла попадешь.Да и в Европе тоже Зевсов с Юпитерами не забывали. Картины писали, статую делали и вообще постоянно упоминали в обычной жизни.
У меня в советском детстве был такой книжный персонаж как "Капризка". Он любил готовить французский суп Бурде. Это когда в кастрюлю кладешь все, что есть в доме.И получается такая каша мала.
Вот так и живем.Отрицая и любя старых и новых богов. Единство и борьба противоположностей в чистом виде.

Дополнение:

Книга : Любецкий, Сергей Михайлович (1808 или 1810-1881).
Справочная книга для архитекторов, художников, скульпторов, живописцев, резчиков и всех интересующихся искусством / Сост. С.М. Любецким. Вып. 1-. - Москва : печ. С.П. Яковлева, 1875.



Все как я раньше и писал. Золотая Баба это славянская богиня.Насчет того, что раньше слово баба употреблялось в значении - бабушка, это да было. Но вот насчет внука, я сомневаюсь.К сожалению книга только до буквы "Ж" поэтому о внуке ничего прочитать не получиться. Кстати, я так и не понял как его зовут ? Шрифт больно мелкий.
Там дальше есть еще один интересный текст.



Пенаты это римские домашние боги.Вот этот текст очень хорошо ложиться в мое расследование - Статуи древнего мира как символы изначального христианства. Мы видим один из вариантов тела златого( т.е. желтого, телесного цвета), только из камня. Отсюда, скорее всего, и пошло название Золотой бабы, т.е. статуи телесного цвета.Почему именно -Баба, сейчас уже и не поймешь. Хотя в Вики написано, что это были статую женщин. Их сейчас называются Каменные бабы и приписывают скифам и печенегам.Хотя если вы читали мои расследования на эту тему, то становиться понятно, что это были статуи старым   иудейским богам, которых сейчас называют славянскими, греческими и римскими.
Кстати в тюркских языках баба это отец, мужчина.Так что тут все слилось в одну кучу и перемешалось.Не поймешь уже где баба а где мужик, за давностью лет.И из чего он сделан.

Внук Золотой Бабы нашелся. Это оказывается Святовит (лат. Zuantewith, польск. Świętowit) - бог войны и победы у части западных славян. Бог плодородия согласно «Mater Verborum», и противостоящий Чернобогу. Упомянут в «Славянской хронике» Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов», как главный бог, бог богов храма при Арконе.
Очень характерный пассаж - В чешском словаре Mater Verborum упомянут сначала Suatouyt как Арес (лат. Ares, bellum), а затем Zwatovit объяснен как Марс.[4]. Опять это отождествление славянских богов с римскими и греческими.Все как в моем расследование - Как на планете Земля религии появились.

Спасибо wanderv за подсказку.

Дополнение:

Книга : Любецкий, Сергей Михайлович (1808 или 1810-1881).
Справочная книга для архитекторов, художников, скульпторов, живописцев, резчиков и всех интересующихся искусством / Сост. С.М. Любецким. Вып. 1-. - Москва : печ. С.П. Яковлева, 1875.



Как видите тут написано, что баба была бабушкой. И,оказывается раньше так и было.

Книга: Евгений (Романов Емельян; еп. Костромской и Галичский; ?-1811).
Краткой словарь славянской с прибавлением славянских склонений, спряжений и некоторых нужнейших граматических правил / Собранный бывшим при Имп. Сухопутном шляхетном кадетском корпусе иеродиаконом, что ныне игуменом, Евгением. - [Санктпетербург] : Печ. в тип. онаго Корпуса, 1784. - [2], 127, 42 с.; 8°.
Авт. "собрал" свой словарь из "Лексикона славеноросского" Памвы Берынды, а прибавление - из "Грамматики славенской" Федора Максимова (СПб., 1723)



И теперь, вот такие вот отрывки из текстов, приобретают совсем другой смысл.

Книга:Древняго летописца часть первая - [вторая]. - Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1774-1775. - 4°.
Ч. 1: Ч. 1, содержащая в себе повесть произшествий, бывших в России при владении четырнадцати великих князей, с перва владимирских, по том московских, через сто двадцать пять лет, начиная с 6762/1254 года по 6887/1379: то есть от времен княжения великаго князя Александра Ярославича Невскаго до победы великим князем Дмитрием Ивановичем, прозванным по том Донским, одержанной над татарами у реки Вожи в Рязанской земле, в годе выше сего на последи упомянутом: изданная по высочайшему повелению, преславным сего 1774 года июля 10 дня заключенным стурками миром возвеличившияся, покравительницы и защитницы мус. - 1774.



Книга: Древняя российская вивлиофика, или Собрание разных древних сочинений, яко то: российския посольства в другия государства, редкия грамоты, описания свадебных обрядов и других исторических и географических достопамятностей, и многия сочинения древних российских стихотворцев; Издаваемая помесячно Николаем Новиковым. - Санктпетербург : [Тип. Акад. наук], 1773-1775.




Хотя уже в конце 18 века в словарях писали, что также бабой называли  женщину вообще.

Книга: Сравнительный словарь всех языков и наречий, : По азбучному порядку расположенный. - Санктпетербург : [Тип. Брейткопфа], 1790-1791.






Самое интересное, что еще в начала 20 века у донских казаков баба была именно еще бабушкой.

Книга: Научно-исследовательский институт местной экономики и культуры (Ростов-на-Дону).
Научно-исследовательский институт изучения местной экономики и культуры при Северо-Кавказском государственном университете [Текст] : [Труды]. - Ростов-на-Дону : [б. и.], 1927-1930. - 26 см. - (Труды Северо-Кавказской ассоциации научно-исследовательских институтов).
Вып. 6: Донской словарь. А. В. Миртов [Текст] : материалы к изучению лексики донских казаков. - Ростов на Дону : [б. и.], 1929.


И пеликаном.




Что то подобное было и в словаре конца 18 века.



И не только это.



А бабник и бабочка у донских казаков были совсем другие.




Была еще одна птица- баба.

Книга: Полетика, Григорий Андреевич (ок. 1725-1784).
Словарь на шести языках: российском, греческом, латинском, французском, немецком и англиском : Изданный в пользу учащагося российскаго юношества. - Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1763.


Вот там, справа ее название на латыни.

Настоящие овсянки (лат. Emberiza) - род воробьиных птиц из семейства овсянковых.



Были еще одни бабы. Причем Золотая баба  была и такой бабой.

Книга: Мейер, Андрей Казимирович (1742-1807).
Повественное, землемерное и естествословное описание Очаковския земли, : Содержащееся в двух донесениях / И сочиненное Андреем Мейером, Херсонскаго гранодерскаго полку подполковником, и трех ученых в России обществ членом. - Санктпетербург : Печ. у И. К. Шнора, 1794.






Это было еще и ( нет не фамилия, раньше фамилий не было вообще)  прозвище.

Книга: Стриттер, Иван Михайлович (1740-1801).
История Российскаго государства, / Сочиненная статским советником и кавалером Иваном Стриттером. - Санктпетербург : Печ. у содержателя типографии Коммиссии об учреждении школ, Федора Брункова, 1800-1802. -



Ну и конечно к нам приходили слова из других народов.

Книга: Сравнительный словарь всех языков и наречий, : По азбучному порядку расположенный. - Санктпетербург : [Тип. Брейткопфа], 1790-1791. -




А нам теперь разбирайся, что же это слово значило в данной конкретной рукописи или документе? А иначе  будет не история а кривое зеркало. Главное- правильно понимать мир. А все остальное приложится.

Дополнение:

Сегодня почитаем Костомарова

Книга: Костомаров, Николай Иванович (1817-1885).
Славянская мифология : Извлеч. из лекций, чит. в Ун-те св. Владимира во второй половине 1846 г. / Соч. Николая Костомарова. - Киев : тип. И. Вальнера, 1847.







Что тут правда а что придумано или притянуто за уши уже не поймешь. Главное, что Костомаров, как и все приведенные мной перед этим авторы,  говорят о Золотой бабе как о славянской богине.
И в связи с этим у меня возникла вот какая мысля.Так думали только до начала 19 века. А уже потом  Золотую бабу резко начали пихать за Обь, в Сибирь к каким то остякам. Благо у них тоже были Золотые идолы. Только вот они были под именем Христа.очень часто. В общем, мне кажется уже в 19 веке было решено избавляться от старых богов и делать из них либо сказочных персонажей, как Баба Яга, которая тоже была славянской богиней, либо убирать их куда то далеко, как говорил товарищ Саахов - не из нашего района.

Так что зря люди искали Золотую Бабу в Сибири. Точнее даже так, не исключено, что мы уже находили ее. В виде каменной бабы, которые есть везде и  на юге России и в Сибири.
В одной книжке уже начала 20 века прочел вот такой текст:

Книга: Веселовский, Николай Иванович (1848-1918).
... Мнимые каменные бабы : С 11 рис. / Н. Веселовский. - Санкт-Петербург : тип. П.П. Сойкина, 1905. -







Но там же есть и еще одно предположение



И рисунок. Не исключено, что это и есть изображение настоящей Золотой бабы, которой молились именно славяне. Что неказистая? Ну а что вы хотели, в жизни всегда так. Это же не сказка.



И пост на тему, почему баба была Золотой?

Не все то золото, что золотым называют.

Previous post Next post
Up