Системные станки, "кассеты" - как нами манипулирует индустрия

Feb 10, 2013 04:10

О достоинствах и недостатках системников (и других альтернатив) уже было достаточно сказано,
теперь на их примере стоит поговорить о том, как так получается, что концерны вешают нам лапшу на уши и
вытягивают из нас все больше и больше денег.

Если верить цифрам, просочившимся в СМИ,
затраты на производство одной кассеты Gilette Fusion Power включая упаковку составляют порядка 8 центов,
в то время как ее розничная цена порой доходит до 4-5 евро. Тоже самое касается сравнимых лезвий Wilkinson.
Если менять кассету хотябы раз в неделю только на кассеты может легко уйти 200-250 евро в год.
(В итоге на бритье среднестатистический Европеец тратит около половины своего бюджета на средства по уходу за своим телом).
Откуда берется такая фантастическая рентабильность?

Как специалист в области маркетинга ("как продать два гамбургера по цене трех")
и психологии восприятия мне есть что поведать вам на эту тему.
Постараюсь излагать мысли как можно проще, не особо углубляясь в теоретические дебри.


Некоторым из нас определенный бренд уже с молодости успел прожужжать все уши, что "лучше для мужчины нет".
Если это случилось с вами в раннем возрасте, до семи лет, когда вы еще не в состоянии критически оценить информацию,
вы почти гарантировано попадетесь на эту удочку. Но и со взрослыми это происходит. Обещание как червячок
прочно засядет в мозгу, глубже и глубже с каждым повтором ролика.
Психологи говорят о так называемом эффекте правды "truth effect":
чем чаще мы что-то слышим, тем больше начинаем в это верить.
По своему действию реклама мало чем отличается от пропаганды.


Особенно заманчиво, когда кто-то рядом кто-то уважаемый,
папа, дед, брат, лучший друг,  большинство друзей или хотябы используют этот бренд.
Хвастаются самой свежей моделью, новой пеной... тут отключается мозг и включаются эмоции и чувство стадности.
Знаменитость из рекламного ролика, по сути, тоже выполняет схожую функцию.
Обладание продуктом становится атрибутом принадлежности к группе, иногда даже символом статуса.

Бренд, который первым придет вам в голову, когда вы подумаете о бритье, (или чем-то другом), будет в самом верху списка потенциальных альтернатив. Если его легко купить, вы наверняка, долго не думая, так и сделаете. Подтолкнуть в сторону той или иной альтернативы нас может "особое предложение", станки нередко раздаются в подарок или за символическую цену,
для корпорации это прибыльная инвестиция, так как картриджи для новых станков все еще защищены патентом, отгораживающим производителя от конкуренции и угрозы более низких цен.
Главное - подсадить как можно больше людей на более новые и более дорогие картриджи.

Привычка, когда она уже есть, это штука очень мощная: она позволяет, например, не тратить лишние усилия на раздумья при выборе бытовых товаров, а чтобы перешагнуть через нее потребуется усилие. Решив использовать тот или иной бренд или уже перейдя на новый станок, человек вряд ли будет готов сознаться себе в том, что это решение было ошибкой, и уже тем более не захочет "включить задний", гораздо легче поискать какое-то более легкое для нашего самолюбия решение этой дилеммы, например, махнув рукой, оставить все как есть.
Так уж мы устроены: если у нового автомобиля неудобные сиденья, нам гораздо проще самим себя успокоить
("Это специально так задумано, чтобы никто не уснул за рулем"), чем допустить мысль об ошибочном выборе.
Тексты на упаковках и другие уловки помогут успокоиться сомневающимся клиентам.

Если мы во что-то верим, например в определенный бренд, то мы начинаем искать подтверждение нашим взглядам,
отфильтровывая все аргументы "против". Уже через полчаса после того, как мы услышали о подобных аргументах, мы забываем о них. Люди, не разделяющие наше мнение, либо "плохо информированны", либо "идиоты", либо "просто негодяи", как минимум нам с ними "не по пути". Таким образом мы закрыты для новых а так же хорошо забытых идей и альтернатив. А наше нежелание "включать голову" и думать критически используется против нас. Таким образом, сделав выбор в пользу А или Б, мы  остаемся верными бренду, идя на поводу у собственной пассивности, привыкая к псевдо-монополии и продолжая переплачивать, ведь монополист всегда воспользуется своей рыночной властью, например, взвинтив цены.

При этом мы настолько привыкаем к высоким ценам, что перестаем считать их высокими. Обычные предметы личной гигиены становятся роскошью. Вам внушат, что вы это заслужили. Что не стоит на себе экономить.
Нет, вы конечно можете себя побаловать, но делать это сознательно это одно,
мы же говорим о преднамеренной манипуляции, которую вы не замечаете.
Или замечаете, но считаете, что все равно ничего не можете сделать против "большущих всемогущих концернов".
Не забывайте, что такие концерны периодически разоряются, их власть не безгранична.
Но самое главное, им точно плевать на ваше здоровье, ваши ощущения при бритье,
они слишком сильно хотят получить прибыль.
Да и зачем заморачиваться? Вас же ведь долго все устраивало, правда?

Из года в год вам будут впихивать картриджи с большим колличеством лезвий, смазывающей полоской, увлажняющей полоской,
подушечкой с гелем, дополнительной полоской снизу, лезвием-триммером (т.к. бритва стала слишком большой и неповоротливой), микро-рассческой для волос, стабилизаторами для лезвий... и дешевыми, моментально тупящимися лезвиями: у индустрии нет интереса, чтобы вы долго могли ими пользоваться, не менять на более свежие (или затачивать самостоятельно, как это можно делать с опасной бритвой).

А когда они захотят подсадить вас на более современные и дорогие лезвия, вам подарят новый станок, или еще лучше, предложат бесплатно обменять старый станок на новый. В конце-концов всегда можно перестать выпускать старую модель лезвий. Или поднять на нее цены, убрать более крупные упаковки из магазинов, поменять качество в нужную сторону...

Если у клиентов возникли проблемы при использовании продукта - еще лучше, ему можно продать что-нибудь еще.
При этом вам всегда будут внушать, что вам желают всего самого лучшего, что о вас заботятся.
Обострения проблем с кожей, например, вросшие волосы
(появляются от того, что системники бреют их под корень),
раздражение и другие проблемы из-за слишком большого числа контактов лезвия с кожей
- слишком толсто срезанного эпидермиса,
подстегнут продажи более дорогих гелей для бритья нового поколения, афтер-шейвов, средств от вросших волос, порезов...
Особенно любимого вами бренда, (а на всякий случай бренды конкуррентов можно скупить. Или начать с ними сотрудничать).    Естественно, продукты эти будут делаться с максимальной экономией затрат, нередко с токсичной химией,
а какой-нибудь экстракт алоэ о котором жирным шрифтом заявлено на упаковке будет в самом конце списка ингредиентов,
в гомеопатической дозе (мало кто читает списки ингредиентов, еще меньше людей что-то в этом понимают)
Массовое производство это вам не какая-нибудь малоизвестная мануфактура, где люди повернуты на качестве...

Хотите попробовать что-то еще? Пожалуйста.
Обычная смена бренда мало что даст, вы поменяете шило на мыло,
т.к. основной конкурент чьи товары легко доступны, играет в том же сегменте рынка по тем же правилам.
Все еще готовы к экспериментам? Не проблема!
В супермаркете наверняка будет одноразовый станок, который вряд ли удовлетворит каждого.
Лезвия острые руками менять не боитесь? Ок!
Вот, в том же супермаркете, классический станок "безопаска" со сменными двусторонники лезвиями,
пластмассовый, не особо стабильный.
К тому же, бриться такими станками без порезов и раздражений умеют далеко не все, к ним прийдется привыкать,
но на упаковке об этом ничего не написано, а в магазине вам об этом тоже не расскажут.
На сборы противоречивой информации и эксперименты потребуется много сил и времени...

У всех разная кожа, волосы.. Мы живем в разных климатических условиях.
Но все равно нам пытаются продать один и тот же продукт, убеждая, что он идеально подходит всем.
В итоге мало кто знает, что лезвия для бритья можно подобрать на свой вкус,
получая идеально гладкое бритье практически без порезов и раздражения.
А кто-нибудь, сравнив цены двусторонних лезвий и картриджей может вообще подумать, что эти дедовские железяки
какие-то подозрительные: слишком уж дешево, чтобы получить "качество",
особенно если вы уже успели привыкнуть к высоким ценам на картриджи.
Либо человек подумает, что это "отсталая технология" и вообще "вчерашний день" - рекламщики не зря стараются
(в одном из роликов станка от Gilette не стесняясь высмеиваются клиенты,
которые пользуются чем-то более древним и вынуждены корчить гримасы, чтобы зацепить каждый волосок
).
В лучшем случае вы попробуете и убедитесь, что "лучше Х все равно ничего нет", вернетесь к своим привычным картриджам
и будете продолжать переплачивать и давать вешать себе лапшу на уши.
Сортимент - выбор легко доступных альтернатив в супермаркете, подобран ровно для этой цели.

С точки зрения маркетинга это все очень впечатляет. Но с потребительской точки зрения это довольно грустно.

Что со всем этим делать?
1. Для начала подойти к процессу бритья и принадлежностям более вдумчиво, не идти на поводу у рекламы и стремлении к удобству, покупая только то, что легко доступно; задумайтесь об альтернативах.
2. Если вы решили попробовать классическое мокрое бритье,
вам даже не обязательно сразу менять станок на безопаску,
начните с подготовки. Следующий этап - собственноручно взбитая пена,
для нее понадобится помазок и крем или мыло для бритья. Это совсем не сложно.
3. Узнайте побольше о технике бритья, постарайтесь избегать ошибок,
лучше на них учиться и делать выводы.
4. С минимальным багажом знаний можно обзавестись безопаской.
К ней прийдется превыкать. Немного набив руку, можно попробовать найти подходящее лезвие.

В следующей статье пойдет речь о том, какие станки и аксесуары могут пригодиться новичкам.

кассеты, промывание мозгов, манипуляция потребителей, индустрия, реклама, системные бритвы, маркетинг, массовый рынок

Previous post Next post
Up