Основной темой этого повествования станет посещения Суздаля. После Юрьева-Польского мы не ожидали многого от этого города. Однако, он оказался переполнен достопримечательностями и туристами сверх всякой меры, и ему пришлось, к нашему удовольствию, уделить больше времени, чем мы планировали. Обращаю внимание, что все фотографии геокодированы. Кликнув на каждую, вы можете выбрать просмотр фотографии на карте, и увидеть, где она сделана, с точностью до нескольких метров.
Все-таки, приятно проснуться посреди поля! После пробуждения я быстро сварил на горелке овсяной каши, и после завтрака мы продолжили наш путь.
Совсем неподалеку от места нашей ночевки на карте значился геокеш (
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3912 ). Так как геокеши обычно соответствуют интересным местам, мы, конечно, посетили его, тем более, что нам было по дороге.
Этот тайник был приурочен к истории двух церквей, ныне полуразваленных. Покосившийся крест ясно говорил о том, что никаких работ по восстановлению там не было. Подступы к пустым дверным проемам густо заросли крапивой, и чтобы попасть внутрь, мне пришлось торить путь сквозь нее. Церкви находились на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, на противоположных сторонах шоссе, каждая - в своей крохотной деревеньке. Несмотря на ранний час, во дворах рядом с обеими церквями уже шевелились местные жители, в деревне день начинается рано.
Внутри церквей было сделано довольно много фотографий, осмотреть их поподробнее можно в моем фотоальбоме, попасть в который можно кликнув по любой фотографии. Ответы на вопросы, необходимые для зачета взятия тайника мы нашли довольно быстро, и отправились дальше.
До суздаля было уже недалеко, и доехали мы до него быстро. Мы планировали, как уже делали ранее, подъехать вплотную к интересующей нас достопримечательности, найденной в путеводителе, оставить там машину, и отправиться на осмотр. Но не тут-то было! У первого же монастыря, который мы проехали, висел знак "Остановка запрещена". В городе оказалось весьма оживленное движение, и там, где запрещающих знаков не висело (вдоль улиц и переулков, по которым мы проезжали), не было свободного места от уже припаркованных там автомобилей. Мы проехали 2 монастыря, главную площадь, еще несколько мест, где хотелось бы осмотреться, но найти место для парковки все не удавалось. Наконец, я углядел поворот на узкую улочку, на обочине которой было достаточно места для парковки. Только когда мы вернулись к машине после длительной прогулки, я заметил, что въезд на эту улочку когда-то преграждал какой-то запрещающий знак, очень старый. из тех, которые представляли алюминиевый плафон с лампочками, на который надевалось изображение знака, нарисованное на стекле. Ныне от знака остался лишь плафон, хотя, по некоторым признакам можно предположить, что знак этот был "кирпич".
Несмотря на будний день, на площади неподалеку было много торговцев сувенирами. Не задерживаясь у их прилавков, мы пошли дальше, стараясь выдержать направление к музею деревянного зодчества.
На площади располагалась небольшая церковь, а здание, которое ее обрамляло - судя по всему, старинный гостинный двор. На нем виднелись вывески каких-то кафешек и объявления о сдаче номеров.
Обойдя площадь мы вышли на тенистую улицу старых домов. Сразу за гостинным двором среди домов на правой стороне улицы был разрыв, открывающий вид на живописную природную панораму. Трудно поверить, что следующее фото снято почти в центре города!
Поднявшись на подвернувшийся холм, я снял круговую панораму. Посмотреть ее можно здесь:
http://tsovin.ru/panosuz1_out.swf . Обратите внимание, что почти в каждом секторе панорамы виднеется какая-нибудь церковь! На холме мы встретились с первой туристической группой в Суздале. Это оказались увешанные фотоаппаратами японцы, которые также не могли пройти мимо такой хорошей обзорной точки.
Вскоре дорога привела нас к Суздальскому кремлю. К сожалению, музеи кремля в тот день недели были закрыты, поэтому нам пришлось удовлетвориться лишь наружным его осмотром. Наибольший интерес у меня вызвали часы на одной из башен. Вместо привычных "арабских" или, хотябы, римских цифр, на их циферблате красовались цифры славянские, представляющие собой буквы кириллицы с соответствующими диакретичискими знаками. Часы шли, и даже били.
Кстати, улица, по которой мы шли, называлась улицей Лебедева. На этой улице жил знаменитый (никогда прежде о нем не слышал) суздальский поэт-маринист Алексей Лебедев. Имеется также дом-музей Алексея Лебедева и даже роскошный памятник со сквером.
Мы прошли насквозь территорию кремля, и, миновав очередную туристическую группу (на этот раз немецкую), отправились к видневшемуся дальше, за полем, музею деревянного зодчества. Мы оставили кремль позади, чтобы вернуться туда на обед (на фото ниже виден проем, над которым помещена вывеска). Рекламные щиты, которые встречались нам в ходе прогулки, громко заявляли, что тамошнему меню 400 лет, и мы не могли этим не соблазниться. А пока мы пошли покупать билеты.
Музей деревянного зодчества оказался хоть и меньше, чем аналогичный музей на Байкале (Тальцы, см.
http://wilduser.livejournal.com/48055.html ), но также довольно интересен. Похоже, именно тетка в национальных одеждах на фоне одной из изб этого музея послужила моделью для обложки одного из изданий путеводителя "Вокруг света", "Золотое кольцо".
В музее отдельно оплачиваются проход на территории и посещение каждого из экспонатов: дом бедняка, дом середняка, дом кулака и мельница. Церковь и поле хозяйственных культур - бесплатно. Отдельно оплачивается и фотосъемка. Можно купить билет, разрешающий фотографировать и в прочих достопримечательностях города, чем мы не преминули воспользоваться.
Избы как избы. Внутри сундуки, лучины, разная утварь. Меня немного удивило расположение жилых помещений и печи зажиточного крестьянина на втором этаже (первый этаж был почти целиком отдан под неотапливаемый склад). Ведь если разместить печь на первом, то второй этаж будет дополнительным теплоизолятором, и дрова наверх таскать не надо.
Одна из смотрительниц музея, кстати, оказалась родом как раз с Байкала, из Листвянки.
Мы осмотрели мельницу и сад. На крохотных делянках было высажено понемногу типичных русских культур: рожь, пшено, овес, гречка и так далее. Интересно, что на большинстве грядок росли абсолютно одинаковые колоски без семян (хотя таблички при них были разными). Я не силен в ботанике, возможно, на какой-то стадии роста эти колосья и впрямь неотличимы?..
Пока мы гуляли по музею, приблизилось время обеда. На недолгом пути обратно к кремлю, мы буквально проталкивались через многичисленные разноязыкие группы туристов. Там были американцы, итальянцы, англичане, японцы, французы, латыши и еще много кого. Если такое там творится в будний день, страшно даже представить концентрацию туристов в выходной!
Широко разрекламированная трапезная оказалась пустынной. Оставалось надеятся, что это не от плохой еды, а лишь от высоких цен :)
Всех входящих встречает стена, сплошь завешанная наградами этого ресторана. Центральное место среди дипломов занимает фото Путина в тамошнем интерьере. Когда принесли меню, оказалось, что слова про его 400-летнюю историю - ложь. В большей части блюд упоминалась картошка, помидоры, майонез и другие ингридиенты, которых 400 лет назад в Суздале быть не могло. Цены оказались немного выше средних (я ориентируюсь на московский уровень), а еда - довольно вкусной (хотя, кое-где случалось мне едать и вкуснее). Хотя большинство блюд там и являются лишь фантазиями на тему старинной русской кухни, а качество приготовления не на высшем уровне, оно все же ощутимо выше среднего, и ресторан этот, в целом, рекомендовать можно.
По тихим переулкам мы вернулись к центральной улице. Интересно было осматривать резные наличники и другие декоративные элементы оформления домов. При этом, их обилие было не только на старых, но и на новых частных домах. А кто-то соорудил перед своим домом настоящую гномью деревушку.
Церкви попадались у каждого поворота. Мы вернулись назад, на площадь, о которой я уже писал выше, закупились сувенирами, среди которых оказалась огромная корзина - по грибы ходить, и занесли их в машину, оставленную неподалеку. Надо сказать, что среди предлагаемых сувениров, большую часть которых составляли поделки из дерева, особое место занимала типичная украинская гетманская булава, которая была в наличии почти у каждого торговца. Что эта булава символизировала по отношению к Суздалю, выяснить нам не удалось. От машины мы прошли через парк, посвященный героям войны, и отправились осматривать дальнейшие достопримечательности города.
Вскоре мы дошли до центральной площади города, и находящегося напротив нее Ризоположенского монастыря (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ризоположенский_монастырь ). Монастырь находился в некотором запустении. Большое впечатление производила огромная колокольня, доминирующая над всеми окрестными строениями. Перед входом на территорию монастыря, были замечены очередные японцы, снимающие ворота на дорогущий Rollei (
http://www.franke-heidecke.net/produkte_detail.php?id=54&kat=mittelformat , цена в розницу более 4500$).
Мы прошли внутрь, на тенистую территорию монастыря, и там увидели еще одну, помимо толп туристов, особенность Суздаля, о которой я пока не упоминал. Это художнки. Почти в каждом дворе, у каждой из десятков церквей, в поле, или просто на обочине, находится художник с мольбертом. А иногда и несколько художников - до десятка. Около одной из церквей устроились четверо художников: трое рисовало, а один позировал. Их можно видеть в правом нижнем углу фотографии ниже. Видно было, что художники неопытные: человек на портретах выходил неплохо, но имел очень мало общего с моделью. При этом, стиль одного из художников напомнил мне Сезанна, другого - Моне, а третьего Уорхола. К сожалению, свотографировать их работы поближе я постеснялся.
Мы быстро прошлись по монастырю, и вышли назад, к центральной площади. На ней стоял неизменный Ленин, я снял и его, хотя, он оказался и менее живописным, чем Переславльский. (
http://wilduser.livejournal.com/49985.html )
Когда мы шли по главной улице, по обеим сторонам которой располагались частные дома, я решил сфотографировать довольно типичный фасад одного из них.
Находившийся неподалеку мужчина, половший газон, выходивший на проезжую часть, окликнул нас словами: "что же вы снимаете, зайдите, посмотрите настоящую красоту", и жестом пригласил во двор следующего дома. Мы зашли и обнаружили там потрясающе ухоженный сад. Ровные грядки, коротко постриженные газоны вместо дорожек, огромное разнообразие цветов и альпийская горка за кустами. Вокруг кружились тучи бабочек. Табличка на доме гласила, что комнаты в нем сдаются. Мы вежливо поблагодарили мужчину, пригласившего нас посмотреть этот сад, и отправились дальше.
Надо сказать, что комнаты сдавались во многих домах центральной улицы. Мы миновали даже ворота в какой-то гостиничный поселок за высоким забором.
И вот, мы подошли к крупнейшему в Суздале, Спасо-Евфимиеву, монастырю (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Спасо-Евфимиев_монастырь ). Это, скорее, музей, чем монастырь, вход туда платный, как и посещение большинства достопримечательностей и музеев на его территории. Билет на право фотографирования у нас уже был, а вот остальные пришлось покупать отдельно. К сожалению, у нас не было ни времени, ни сил, на полный осмотр музеев на территории монастыря. Мы не поднялись в этот раз на монастырскую стену, не посетили тюрьму, выставку иконописи, не поднялись на колокольню ("каждый человек должен хотябы раз в жизни ударить в колокол", говорилось на рекламе этого мероприятия). Монастырь этот включен в список всеморного наследия ЮНЕСКО, и не зря, поэтому, я надеюсь когда-нибудь осмотреть его подробнее. Но кое-что мы все же посмотрели. Количество достопримечательностей вокруг поражает! На фото ниже - справа Смоленская церковь с колокольней (за ней еще церковь Симеона Столпника), слева - сквер с памятником Дмитрию Пожарскому, уроженцу Суздаля (тому самому, что на Красной площади в Москве), и только за ним - сам монастырь.
Памятник Пожарскому поближе.
В противовес посещенному ранее, территория этого монастыря была очень ухоженной.
Первое, что мы посетили там - сад лекарственных растений. Никогда я не думал, что их столько! Из более чем сотни названий, я слышал прежде едва половину, и не мог предположить, что они являются лекарственными. У огромного пышного куста мяты перечной (почти в человеческий рост) я не удержался от того, чтобы сорвать и съесть несколько листочков. Одному этому саду вполне можно было бы уделить полдня.
Затем мы обошли территорию монастыря вокруг, чтобы хотябы снаружи взглянуть на те достопримечательности, от посещения которых в тот день отказались.
И оказались перед главным собором монастыря - основной причиной занесения его в список всемирного наследия. Собор находится в лесах, снаружи его активно реставрируют. Справа видна та самая колокольня, на которую можно подняться.
Внутри Спасо-Преображенский собор покрыт удивительно красивой росписью. Большая часть ее подновлена.
У дальней стены главного придела находятся скамьи, где можно посидеть некоторое время, любуясь его росписью.
Боковые приделы блистают изнутри свежей побелкой. Они превращены в огромный сувенирный магазин, где можно купить все виды декоративных поделок и книг, которые нам прежде попадались в других местах. Немалая площадь отведена и многочисленным картинам с видами города. Когда мы уже собрались уходить, дама-билетер предложила остаться еще ненадолго, чтобы послушать выступление ансамбля духовной музыки. Мы, конечно, согласились, и вернулись на лавки. Через пару минут появилась группа в сопровождении экскурсовода, на этот раз русскоязычная, а вскоре появились и исполнители, пятеро мужчин в черных костюмах с воротниками-стойками. Они попросили выключить видеокамеры, но запись звука я все же сделал. Их короткое выступление (как я понял, нечто среднее между репетицией, атракционом для туристов и рекламой продающихся там же дисков), оказалось на удивление хорошим. У меня имеется много записей классической и духовной музыки, и то, что мы услышали тогда, вполне могло конкурировать с лучшими из них. Вы можете прослушать кусочек записи этого выступления здесь (к сожалению, с помехами):
http://video.yandex.ru/users/wilduser/view/6/ .
После длительных переходов накатила усталость. Мы еще немного погуляли по монастырю, лишь мельком обращая внимания на его достопримечательности. Вот, например, Екатерининская тюрьма.
А на следующей фотографии можно увидеть еще одни часы с буквами вместо цифр.
Когда мы вышли из монастыря, мы подошли к его противоположной от главной улицы стороне, возвышающейся над рекой. Оттуда открывался прекрасный вид на еще не посещенные нами Александровский и Покровский монастыри, а также на множество других интересных и красивых мест Суздаля. Там я снял очень красивую круговую панораму, посмотреть ее можно по этой ссылке:
http://tsovin.ru/panosuz2_out.swf .
Следующим местом, которое мы собирались посетить, был Покровский женский монастырь (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Покровский_монастырь_(Суздаль) ). Пока мы шли к нему, наступило осознание, что сил у нас почти не осталось. Поэтому мы предпочли дойти только до машины, а к монастырю подъехать уже на ней.
Однако, вход на территорию монастыря оказался закрыт. Оставалось только сфотографировать Спасо-Евфимиев монастырь с той стороны реки, и отправиться дальше.
Мы быстро выехали на шоссе и взяли курс на Владимир. На остаток дня у нас было запланировано еще посещение этого города, и долгий путь обратно, в Москву.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html