И вот, я снова в Риме. По знакомой уже дороге я дошел до отеля, в котором останавливался
неделей раньше. Так рано утром номер еще не был готов, но я оставил чемодан на ресепшн, и отправился погулять по городу.
Я до сих пор чувствовал себя неважно, и ноги все еще соглашались держать меня лишь по большому одолжению. Я добрел до вокзала, купил воды и печенья, и пристроился на скамеечке перекусить и почитать путеводитель. Я читал его больше часа, надеясь, что красочные описания итальянских достопримечательностей вернут мне силы, необходимые для прогулки. Надеялся я зря. Организм недвусмысленно мне заявил, что он желает не ходить, а лежать. И подольше.
С организмом у меня отношения хорошие. Я кормлю его хорошей едой, одеваю в удобную одежду, даю спать, сколько нужно. А он за это дозволяет время от времени подвергать его сильным нагрузкам: спать по паре часов в сутки, ходить километров по 50 за раз... Покуда это не случается часто. Причин отказывать организму в сне у меня не нашлось. Он неплохо показал себя в предыдущие 10 дней, да и в Риме у меня времени еще много. Поэтому я вернулся в отель.
Мне повезло, комнату уже прибрали, и я смог спокойно завалиться спать. Номер на этот раз мне достался точно под предыдущим, но на 1 этаже, поэтому звуки с дороги были слышны гораздо сильнее. Но это не стало помехой сну, пробудился я уже во второй половине дня.
Я почувствовал сильную потребность что-нибудь съесть. В кафе и ресторанах около вокзала недостатка нет, но найти именно такое, какое мне понравится, было непросто. Я не прогадал с выбором.
В этом ресторанчике меня обслужили лучше всего за время пребывания в Италии. Пожилой усатый официант был расторопен и предупредителен, хоть и совершенно не понимал английского. То и дело спрашивал у меня что-то, оканчивая фразы вопросительным "бьен?". Я кивал, конечно, бьен. Однако, даже сытный обедоужин не пробудил во мне желания к прогулке. Поэтому я решил посетить
Римский Национальный музей.
Один из филиалов этого музея, наиболее крупный, занимает часть помещений терм Диоклетиана, и находится совсем неподалеку от вокзала и моей гостиницы. Об этих термах и церкви, которую из них сделал Микеланджело, я
уже писал. Однако, не все помещения были заняты церковью. Если подойти к термам с противоположной стороны, то можно попасть в музей. За коваными воротами, еще до билетных касс, находится маленький дворик с фонтаном и расставленными вокруг обломками античных колонн. Между колоннами валяются странные матовые черные и блестящие серебристые штуки. Серебристые похожи на гигантские капли ртути.
Это творения какого-то современного японского скульптора. Смотрятся они странно. Хотя, в экспозиции музея подобных образцов современного искусства нет.
Я купил билет, как обычно, взял напрокат аудиогид, сдал в камеру хранения рюкзак, и приступил к осмотру. Музей сразу поразил небольшим количеством посетителей. Это был первый музей, встреченный мной в поездке по Италии, для входа в который мне не пришлось стоять в очереди. Да и в большинстве залов мне не встретилось никого. Лишь в одном я набрел на скопление народа: там читалась лекция каким-то итальянским студентам.
Музей иллюстрирует историю Италии с древнейших времен и до времен господства Римской империи включительно. Подавляющее большинство экспонатов - артефакты. Первобытно-общинному строю уделено небольшое внимание, основная часть экспонатов - раннехристианская. Хотя, много и римских предметов с языческой символикой: надгробия, посуда, различные предметы быта.
Формально экспозиция делится на 3 части:
1. Протоистория латинян в течении бронзовой и железной эры (12-6 века д.н.э.);
2. История развития латыни в надписях и табличках;
3. Двор Микеланджело со скульптурами.
Эти резные таблички, найденные в катакомбах, датируются 1 веком нашей эры. Тогда основным символом христианства был не крест, а стилизованное изображение букв РХ. Часто встречается и другой раннехристианский символ: изображение рыб.
Так как христианство на заре существования было религией маргиналов и нищих бунтарей, религиозные предметы и тексты того времени не отличаются строгостью и изяществом, присущим "официальным" предметам искусства Римской империи.
Впрочем, в пустынных музейных галереях и их можно найти немало.
Экспозиция продолжается в просторном квадратном внутреннем дворе, созданном и оформленном Микеланджело.
В центре двора находится небольшой фонтан, окруженный гигантскими мраморными головами животных, найденными в 16 веке неподалеку от колонны Траяна во время очередной стройки (лошадь, козел, слон, носорог, верблюд и 2 быка).
И, конечно, кошак. На предыдущей фотографии он тоже присутствует.
По периметру двора, под навесом, находится множество римских скульптур.
Я никак не могу насмотреться на древнеримские предметы искусства и инженерные сооружения. Мысль о том, что таких высот культура достигла более двух тысяч лет назад не дает мне покоя и заставляет задуматься о том, как недалеко ушла цивилизация за это время. Вот, к примеру, простая булавка-фибула. Она была изготовлена так давно, но по продуманности и точности изготовления не уступает большинству современных аналогов, а многие и превосходит.
В этом музее я увидел много таких вещей. Хоть большинство путеводителей и обходят этот музей стороной, а оставшиеся утверждают, что он скучный, и подходит только для профессиональных историков, я осмотрел его с большим удовольствием. А малый интерес туристов был мне только на руку.
День клонился к вечеру, хоть было еще и светло. Тем не менее, покинув музей, я снова отправился в гостиницу, и снова лег спать. Этот день у меня выдался наиболее бедным на впечатления за всю поездку, но передышка была мне необходима. Зато на следующий день и далее, вплоть до отправления домой, я продолжил узнавать Рим с удвоенной энергией.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html