Киото - старая столица и наиболее насыщенный историческими достопримечательностями город Японии.
Именно там я остановился в рёкане (традиционном отеле). Не в таком, какие
с упоением описывает kitya, а в простом и бюджетном. Даже без онсена (горячего источника). Зато близко от вокзала и очень дешево. Хотелось, конечно, и в настоящем рёкане погостить, но это довольно дорогое удовольствие, да и с моим плохим знанием японского языка и тамошних обычаев мне было бы затруднительно.
В Киото я планировал провести дни, которые выпадали в Японии на праздники, и были длинные выходные. Естественно, все хорошие и дешевые места были заняты отдыхающими японцами. На japanican.com я не смог себе ничего подобрать. Выручил старый добрый booking.com. Про этот крохотный рёкан там много негативных отзывов, но их я не испугался, и не зря. В целом, отзывы правдивы, но они не учитывают культурных особенностей Японии. Например, ванна-офуро с вонючей водой, которая заполняется водой раз в сутки для всех постояльцев - не проявление антисанитарии, а обычная японская деталь быта (но, кстати, общий душ был вполне современным). Тонкие стены и поющие за ними "Казе но... Сора но..." пьяные японцы (правда, стены не из рисовой бумаги, а гипсокартонные), пищащий ртутный светильник и отсутствие какой-либо мебели (в том числе и кровати) - нормальные для местных вещи. Я был к этому готов, и спать в Дайя-рёкан мне понравилось больше, чем где-либо в Японии: светильник я на ночь выключил, соседи пели недолго и негромко, а на полу оказалось очень удобно.
Выглядел мой номер так:
Из окна открывался не очень впечатляющий, но очень японский вид:
В Киото я приехал из Нары под вечер. Параллельно я переписывался со своим знакомым Юки, до последнего не зная точно, сможет ли он со мной встретиться. В день перед моим приездом он все же решился, и я назначил ему встречу на следующее утро, у выхода из вокзала, около моста в форме буквы "О".
Придя на вокзал чуть раньше, я посвятил некоторое время его осмотру. Здание вокзала в Киото - довольно современное и очень любопытное сооружение. От мостика (через просвет которого открывается вид на подземный этаж), расположенного между турникетами и главным выходом на улицу, открывается в обе стороны такой вид:
Если подняться по эскалатору справа наверх, то на этом путь не закончится. Дальше ведет каскадная лестница. Слева и справа от нее имеются проходы к расположенным на разных уровнях магазинчикам, но посетителей у них практически нет.
На самом же верху расположен небольшой сад.
Еще с крыши открывается вид на Kyoto Tower. Сверху это старая телебашня и смотровая площадка, а снизу - отель. Постояльцам пользование смотровой площадкой бесплатно, прочим нужно платить.
На подвальных этажах вокзала находится лабиринт магазинчиков и ресторанчиков. Мое внимание там привлекли 2 вещи: необычное расположение посадочных мест в местном Макдоналдсе, да старая карта линий электричек региона на стене.
Любопытно, как такое современное и громоздкое сооружение вписалось в облик исторического города. В поисках информации о Киото, я наткнулся на
городскую политику ландшафтного планирования. Очень любопытно, особенно в контексте того, что в России
растет интерес к теме городского планирования.
Наконец, я встретился с Юки. Как гостеприимный хозяин, он принялся выяснять, что мне будет интересно посмотреть в Киото. Сам он сразу же предложил музей манги (японских комиксов). Я это предложение отверг, ведь комиксы я всегда смогу найти и в интернете. Лишь в Москве мне пришло в голову, что музей манги, возможно, хотелось посмотреть самому Юки. Я сказал, что, раз уж я добрался до Киото, то хотел бы увидеть, чем знаменит город в Японии и в мире, что общепризнанно является его уникальными достопримечательностями. И хорошее начало - места, занесенные в список всемирного наследия UNESCO. Разнообразных храмов и святилищ, попадающих под эту категорию, в городе столько, что и за 3 дня обежать их все практически нереально.
Нет никакой причины ограничивать себя только храмами и святилищами города, занесенными в список наследия. Более того, нет причин ограничивать себя лишь культовыми сооружениями, в Киото много еще чего интересного. Но моего краткого пребывания в городе точно бы на все не хватило. В кассе автобусной станции, расположенной справа от выхода из вокзала, мы купили проездные на день и взяли карту города, чтобы составить на ней маршрут.
Вот похожая карта. На мою, правда, влезало больше.
Наиболее удаленным от центра храмом из списка на северо-востоке является
Энрякудзи. Добраться туда можно лишь с помощью 2 канатных дорог (они видны на карте по ссылке). Хоть
я уже и успел покататься на канатных дорогах в Миядзиме, попасть туда хотелось. А ведь еще дальше на северо-восток находится группа храмов в районе Охара, хоть в список не попавшая, но тоже интересная.
На юго-востоке самый дальний храм из списка -
Дайгодзи (попал на карту). На западе -
Сайходзи (Коке-дера) и
Тенрюдзи (не попали). На северо-западе -
Козандзи (также не влез).
Но сперва мы отправились к расположенному совсем неподалеку от вокзала храму Хигаши-Хонгандзи (東本願寺).
Храм был основан в 1602 году чтобы разделить оригинальный храм Хонгандзи и ослабить его влияние. Храм Хонгандзи является крупнейшей и главной школой японской ветви буддизма
"Истинная Школа Чистой Земли".
Как и в любом другом буддистском храме, при входе нужно помыть руки и сполоснуть рот водой. Впрочем, за этим никто не следит. А вот за запретом фотосъемки внутри следят.
Для того, чтобы попасть внутрь, нужно снять обувь.
Осмотрев Хигаши-Хонгандзи мы пошли взглянуть на вторую половину оригинального храма: Ниши-Хонгандзи (西本願寺), который расположен через дорогу.
Хигаши-Хонгандзи не входит в список Unesco, а Ниши-Хонгандзи - входит.
В помещении храма положено стоять на коленях. Я попробовал - тяжело. У японцев очень уж ловко складываются ступни, сказывается тренировка, ведь для них это естественная поза для работы или еды. Так что, для меня было странно обнаружить явно религиозное помещение, соединенное с основным крытым переходом, в котором были расставлены стулья. Юки сказал мне, что это храмовый конференц-зал-лекторий.
От храмов Хонгандзи мы пошли в расположенный неподалеку храм Сандзюсангендо (三十三間堂). Этот храм принадлежит к школе буддизма
Тендаи и не входит в список наследия UNESCO. Что странно, ибо там интереснее, чем в храмах Хонгандзи.
К сожалению, снимать там строго запрещено. Контролеры стоят очень часто, а на выходе фотоаппарат просят предъявить для инспекции. Конечно, можно было обойти запрет, но я решил, что оно того не стоит.
Основное здание храма представляет собой узкий и длинный павильон (в древности там проходили состязания лучников). Он построен в 12 веке. В 13 веке он получил главную свою достопримечательность 1001 статую богини милосердия Каннон (в Китае - бодисатва Гуаньинь, в Индии - Сахасрабхуйя-арья-Авалокитешвара). Статуи вырезаны из японского кипариса, все, кроме главной - размером с человека. Перед ними стоят в ряд небесные генералы. В отличии от Каннон, генералы все разные, к каждому прилагается табличка на японском и английском, рассказывающая, кто это и чем знаменит. Несколько фотографий внутренностей храма можно найти на
этой странице. Она посвящена японским резчикам, и содержит много интересной информации. Фото Сандзюсангендо нужно искать в разделе "Tankei".
Вот наиболее крупная фотография, из тех, что мне удалось найти. На ней можно видеть, что у статуй уникальные лица (как и у солдат китайской
терракотовой армии). Правда, имеется небольшое лукавство с руками: утверждается, что у каждой Каннон 1000 рук, но на фото их явно меньше. Просто считается, что каждая рука Каннон спасает 25 миров, поэтому в данном случае 40 рук идут за 1000.
На территории Сандзюсангендо располагается крохотный живописный сад.
От Сандзюсангендо мы двинулись по холмам, густо заполненным сувенирными магазинчиками и гуляющими японцами.
Юки затащил меня в магазинчик, где продавались сувениры из мультфильмов студии Ghibli. Я признался, что, хоть и не фанат японской анимации, фильмы Ghibli смотрел все. Он не поверил, и мне пришлось выдержать экзамен на то, из какого фильма какая игрушка :) . Я признался, что не видел пока
Kokuriko Saka Kara, но Юки сказал, что это ничего, фильм получился слабый.
Иногда на улице попадаются просящие милостыню монахи. Но чаще - девушки, зазывающие продегустировать сладости, соления или чай, продающиеся там же.
Наконец, мы добрались до следующей точки нашего маршрута: храма Киёмизудера (音羽山清水寺), также занесенного в список UNESCO.
Формально это независимый храм, но по факту он относится к школе буддизма Хоссо (или Китахоссо). Почитать о ней можно
здесь. Фактически, это, в основном, не религиозное сооружение, а туристический аттракцион. Там есть множество сувенирных лавок, куча памятных мест и примет "на счастье" и даже пара "святых" источников. Но главное - вид на город, открывающийся с главной террасы и прилегающего холма.
Обратите внимание, эта терраса укреплена над обрывом на сваях. Есть примета, что если спрыгнешь оттуда и останешься жив, то исполниться одно любое твое желание. Прыгать оттуда официально запрещено. Имеется статистика, что выжило около 85% прыгнувших, статистики по исполнившимся желаниям нет :)
Особенно много примет и желаний в этом месте связано с любовью. Вот, например, покровитель синтоистского святилища,, расположенного за храмом Окунинуши но Микото и его посланник - кролик. Их специализация - дела сердечные.
На фото ниже можно видеть камни любви. Их разделяет 18 метров пути. Если пройти этот путь с закрытыми глазами, успех в любви гарантирован. По правилам, пользоваться чьей-нибудь помощью разрешается, но тогда и в поиске любви расположение третьего лица также потребуется.
Кстати, японки (и реже японцы) с удовольствием одеваются по выходным в традиционные костюмы и идут гулять по городу. По-моему, прекрасный обычай!
Некий гонг, предназначение которого я не узнал.
В ассортименте имеются доски для табличек с желаниями. Принцип их действия таков: в киоске рядом покупается фирменная табличка, заполняется неким любовным пожеланием и вешается на доску. Настоятель храма молится об исполнении желаний на табличках каждое первое воскресенье месяца. По наступлении божественной очереди, желание исполняется.
Для борьбы с невзгодами и неприятностями есть другой способ. Покупается специальный человечек из рисовой бумаги. На нем пишется перечень проблем и всяких беспокойств. Затем кидается в специальную бадью. Постепенно человечек растворяется, а с ним растворяются и проблемы. Любопытно, что следы ручки растворяются в последнюю очередь. Если приглядеться, то можно заметить, что бумага уже осела на дно, а строчки иероглифов плавают сами по себе в толще воды. Смотрится это очень здорово, настоящая магия.
Один из источников на территории храма не для питья, а для бросания монеток на счастье. Я тоже туда рубль бросил.
А вот другой, называемый водопад Отова. Он разделен на 3 потока: первый дарует долголетие, второй удачу в учебе, а третий - в любви. Можно пить из всех трех, но это считается проявлением жадности и может рассердить богов, поэтому обычно выбирают 1-2. Популярность источника очень высока, вон какая очередь к нему!
Нагулявшись по Киёмизудера, мы спустились вниз, в город.
Приближалось время обеда, и Юки предложил зайти перекусить. Он привел меня в крохотное кафе. Несколько столиков предназначалось для традиционной японской посадки на карачках, несколько - для посадки в "западном" стиле. В центр каждого стола была вмонтирована плита с подогревом. Полуприготовленную еду официант вываливал прямо туда. Есть предполагалось из общей кучи и не давая еде остывать.
Юки заказал рамен (удон). Как и почти все, что я пробовал в Японии, оказалось очень вкусно. Мое умение управляться с палочками сильно его удивило :)
Вообще, я был немного разочарован. Я знал, что Юки работает учителем истории и сможет рассказать и показать мне все самое интересное. Однако, в основном, он молчаливо следовал за мной. Он пояснил мне, что, хоть и живет неподалеку, в Киото второй раз в жизни. Я удивился, зная, что японские школьники постоянно ездят на экскурсии с учителями по всей стране. Тогда Юки пояснил, что Киото проходят и ездят туда в 5 классе, а он учитель истории 3 класса. Ну и специализация! Рассказать о достопримечательностях он, конечно, мог бы, но его английский слишком плох, чтобы говорить о чем-то кроме бытовых тем.
Тем временем, за окном пошел дождь. В эти дни на Японию надвигался тайфун, погода была необычной для этого времени года и внезапно менялась. Огромная влажность и температура +30..+35 изматывали, но я вполне крепился, хоть Юки и отказался верить, что в Москве изредка бывает и пожарче ("у вас же снег всегда"). Сперва дождь даже стал облегчением, но когда он превратился в тропический ливень, пришлось достать зонты. Зонты у подавляющего большинства японцев дрянные, используемые как расходный материал, и покупаемые в уличных киосках за 100 иен (30 рублей).
Пока дождь был наиболее силен, мы добрались до храма Гинкакудзи, или Серебряного павильона (銀閣寺).
Серебряный павильон относится к храму, ассоциирующемуся с направлением
Сёкокудзи школы
Ринзаи ветви
Дзен буддизма.
Он был построен в дополнение к другой достопримечательности Киото (которую мне еще предстояло посетить), Кинкакудзи, или Золотому павильону и предназначался для отдыха Сёгуна. Его предполагалось покрыть серебряной фольгой, но как-то не вышло. Лишь крышу его венчает серебряный феникс. Но название прижилось все равно.
Главное достоинство храма, где находится павильон - ландшафтный дизайн. От прогулки по маршруту, петляющему по небольшому парку, я получил огромное удовольствие. Каждая мелочь, попадающаяся на глаза, четко выверена по отношению ко всему остальному.
Сочетание природного и рукотворного находится в удивительной гармонии. Обычно в пейзаже верх берет или рукотворная агрессия, или природный хаос.
Однако, в Гинкакудзи они удивительным образом друг друга дополняют, рождая бесконечное множество пейзажей, каждый из которых можно созерцать часами.
В общем, в Гинкакудзи мне понравилось. Понравилось настолько, что там мы провели несколько больше времени, чем рассчитывали. До закрытия мы успевали посетить лишь еще какое-нибудь одно место. Мы продолжили двигаться дальше с востока города на север, и добрались до святилища Шимогамо (下鴨神社) лишь когда начало смеркаться.
Святилище Шимагамо относится к религии
Синто, основной японской вере. Оно входит в список UNESCO, так как является одним из старейших в Киото и во всей Японии. Оно относится к 6 веку, то есть, ко времени, когда Киото еще не был столицей.
Святилище окружено священной рощей Тадасу но Мори (Лес Правды). Рубить деревья там запрещено, многим из них уже более 600 лет. Когда мы шли по роще, я заметил, что аллея ведет мимо деревьев гинкго. Я отметил это, обратившись к Юки, но оказалось, что он слышит это слово первый раз (хоть я и полагал его японским). В России я видел такие деревья только у Калининградского зоопарка, но знал, что в Японии они широко распространены. Оказалось, по-японски гинкго - итё (icho, イチョウ).
Хоть это святилище и одно из главных в регионе, ничего особенно интересного там не оказалось, и мы отправились назад, в центр. Юки заселился по дороге в хостель "Каосан" (забавное совпадение, учитывая, что мы с ним познакомились
на пути в Бангкок и жили как раз на Каосане), купил связку бананов на ужин, и отправился ночевать в свой рёкан. Нам предстояло снова встретиться на вокзале на следующее утро, чтобы продолжить осмотр Киото.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html