Последний день в Китае был единственным свободным днем. Без плана и расписания, без необходимости куда-то бежать и посещать опостылевшие сувенирные лавки. Шанхай предлагал множество возможностей его провести - оставалось только выбрать. Кстати, у Яндекс карт недавно появились подробные снимки Шанхая. Так что, пройдя по ссылке на любой из моих фотографий, вы сможете достаточно точно увидеть место съемки на карте - большинство моих фотографий геокодировано.
Первой мыслью было посетить шанхайский зоопарк. По некоторым данным, зоопарков в Шанхае 2, фактически, так и есть, хотя формально имеется лишь один. Лучшие отзывы от туристов и местных жителей имеет
Парк диких животных. Он примечателен тем, что животные содержаться в нем без вольеров. В одной части парка, с неопасными животными, можно гулять, во второй курсирует автобус. Парк диких животных находится на некотором удалении от города, для визита туда нужно закладывать целый день. Гид не рекомендовал нам ехать туда в начале января: в холодную погоду животные не активны, и есть шанс потратить целый день не увидев ничего интересного.
Есть еще, собственно,
зоопарк (Шанхай Донгву Юань), но он значительно меньше, и имеет, в основном, негативные отзывы от туристов, несмотря на наличие большой панды. Так что, на него мы тоже решили время не тратить.
Среди общих намерений увидеть побольше интересного, у Сергея было особое желание сфотографировать Пудун с набережной Вайтань, а у меня - прокатиться на маглеве. Поэтому, мы сперва сели на метро и поехали на Вайтань.
В центр от гостиницы мы добирались на метро.
Шанхайское метро - второе по протяженности линий в мире (после пекинского). Казалось бы, 437 километров линий не так сильно отличаются от 313 московского метрополитена. Однако, разница в доступности города благодаря метро, совсем не в пользу Москвы. Например, в Шанхае можно добраться на метро до любого из аэропортов. На фото выше - станция метро на эстакаде, ближайшая к нашему отелю.
Оплата проезда производится в автоматах. Стоимость зависит от зоны, при покупке на интерактивном дисплее нужно указать станцию назначения. Турникет съедает билет на конечной станции маршрута.
Станции метро не поражают дизайном, однако, отличаются в мелочах, позволяя с помощью беглого взгляда в окно поезда понять, где сейчас проезжаешь. Платформа на более новых станциях отделена от перрона раздвижными дверями.
На более старых станциях есть лишь парапет с проемами у дверей поезда.
Вагоны внутри выглядят вот так:
На каждой станции есть экраны, показывающие, сколько времени осталось до следующего поезда, и куда он следует (в случае вилочного движения или схода с маршрута в депо). Также на каждой станции имеется бесплатный туалет.
Вот мы и на месте.
Пудун мы
уже видели в предыдущий день. Но, или с высоты смотровой площадки телебашни, или на диорамах исторического музея, или ночью, с борта прогулочного корабля. К сожалению, над рекой Хуанпу висел обычный для Шанхая густой смог, и Пудун был от нас скрыт. Поэтому мы пошли гулять по Нанкинской улице.
Нанкинская улица - главная улица Шанхая, переполненная торговыми центрами. Она считается одной из самых оживленных улиц в мире и является пешеходной на всем своем протяжении. В некоторые торговые центры мы зашли, но они не поразили нас ни ассортиментом, ни низкими ценами. Цены вполне московские, а на элитные товары и повыше. Правда, рядом с одеждой "от кутюр", в том же здании, могут торговать и ширпотребом чуть ли не на развес - на него цены адекватны качеству, но не ниже цен на аналогичные товары в Москве.
Мы довольно быстро дошли до конца Нанкинской улицы, попав на
Народную площадь. До запрета в Китае азартных игр, там располагался ипподром. А сейчас - парк и несколько музеев. На фото ниже - вход на станцию метро "Народная площадь".
На площади много китайской молодежи. Некоторые отлавливают лаоваев с целью попрактиковаться в английском языке (как они сами говорят), или, что вероятно, выманить деньги каким-нибудь обманом. Однако, узнав, что мы русские, к нам быстро теряли интерес: во-первых, английский язык для нас не родной. Во-вторых, с русскими общаться не интересно и не перспективно в плане мошенничества. Как я слышал от многих китайцев, у русских только лицо европейское, а в остальном - они те же китайцы, ленивые и хитрые.
Неподалеку (в основном, слева) от Народной площади находится несколько небольших парков - приятные оазисы в центре огромного города. Это парки Янжонг, Хуахай, Тапингцяо, Фусинг, Хуаньпу (Yanzhong, Huahai, Taipingqiao, Fuxing, Huangpu).
Проведя немного времени в парках, мы продолжили прогулку по городу удаляясь от центра. Достопримечательностей, рассчитанных на туристов и праздношатающихся граждан встречалось все меньше, но посмотреть все равно было на что. Вот, например, типичная для Китая дорожная развязка.
За развязкой, на первом этаже жилого дома, виднеется отделение полиции. Меня заинтересовал припаркованный поблизости транспорт.
Пройдя еще немного, мы решили возвращаться назад, к набережной. Для этого следовало найти ближайшую станцию метро. По пути к ней нам попался Mediamarkt, в котором я купил себе новый фотоаппарат: старый Pentax K10D меня в Китае едва не подвел, да и с момента его покупки сменилось уже 3 поколения. С коробкой с новым Pentax K-5 я продолжил прогулку.
Возвращаясь в центр на метро, нам нужно было сделать пересадку. Уже и не вспомню, была эта станция Чангшу, или Южная Шаанци. Удивило меня то, что для пересадки нужно выйти из метро и пройти по указателям по улице. Нигде прежде я такого не встречал. Люди на фото ниже переходят с нами с одной станции метро на другую.
По пути мы
снова решили прогуляться по улице Юй Юань.
Здорово, конечно, но впечатления от
предыдущего дня были еще свежи. Так что, решили мы посмотреть что-нибудь новенькое. Поэтому свернули в ближайший переулок.
От лоска центральной улицы не осталось и следа. Как и на ней, в переулках кипела жизнь, но немного иная. Такой он, настоящий Шанхай? Нет. Образ города создают вместе и богатство главных улиц, и очарование трущоб, и бизнес, и социалистическая идеология. Складывая кусочки головоломки вместе, получаешь единую картину города и страны. Важно лишь не упустить нужный кусочек.
Вскоре мы снова вышли к набережной. Ура, смог над Хуанпу немного развеялся, и Сергей смог сфотографировать с Бунда Пудун. Конечно, вид не идеальный. Но все что нужно видно.
Прогуливаясь по Бунду, я заметил памятник. Я думал, что это Мао Цзэдун. Похож не очень, но перевидав в России немало Лениных самых разных видов, я вполне мог принять некоторую художественную вольность. А оказалось, что это
Чен Йи, маршал, министр иностранных дел Китая и мэр Шанхая.
Бунд (
набережная Вайтань) - визитная карточка Шанхая. Его изображение можно увидеть на множестве сувениров. Он застроен зданиями европейских архитектурных стилей (пройдите по ссылке выше), и олицетворяет собой космополитичность Шанхая. Историю Бунда можно посмотреть на диораме исторического музея города, которую я заснял на видео, что поместил в рассказе о
предыдущем дне в Шанхае.
Мы планировали вернуться в центр попозже. А сейчас - настало время исполнения моего желания. Мы поехали смотреть маглев.
Маглев - транспортная система, использующая магнитную левитацию. Поезд парит над рельсами, что позволяет ему развивать огромную скорость. Технология это довольно старая, первые экспериментальные поезда маглев появились еще в 1969. Но они, в основном, носили экспериментальный характер, и не были доступны широкой публике. Последняя в Европе, доступная простым смертным линия маглева, в Эмсланде (Германия), использовалась как аттракцион для туристов и была закрыта в 2012 году. В настоящее время, в мире 3 функционирующих транспортных маглева, и все в Азии: 1)
Linimo, Япония, Аичи, линия Тобо Кюурё. Самый медленный, лишь до 100 км/ч и короткий (9 км). 2) Корейский маглев. Действует в виде прототипа на линии длинной 1 км. Открытие полноценной транспортной системы запланировано на 2013 год. 3)
Шанхайский маглев. Единственный полноценный маглев на сегодняшний день, на мой взгляд. Соединяет город с аэропортом и разгоняется до 431 км/ч.
Отправляются поезда маглев от станции Лунъян Лу до аэропорта Пудун. Проезд стоит в оба конца 80 юаней, в один - 50 (при предъявлении билета на самолет - 40). Это билеты в эконом класс, в поезде есть еще и бизнес. Билеты на самолет у нас были. Несмотря на то, что мы вылетали из аэропорта Хунцяо, билеты со скидкой нам продали. Турникеты маглева выглядят так:
Платформа:
К сожалению, приехали мы поздновато. С 16:02 до 21:42 маглев разгоняется не до 431, а лишь до 300 км/ч. 300 - не так интересно, с такой скоростью ходят и обычные японские шинкансены. Но прокатиться на маглеве все равно здорово, даже не с такой огромной скоростью.
Внутри эконом-класс выглядит вот так:
Поезд разгоняется очень быстро, в кресло вжимает. На виражах ощутимо наклоняется. Дорога проходит через болотистую местность, в стороне виднеется шоссе, по которому ползут автомобили. Поскольку на улице уже стемнело, а поезд ехал очень быстро и не долго, ни одной фотографии пейзажа у меня не вышло. В салоне установлен спидометр - скорость 300 км/ч была набрана честно.
Вот так поезд выглядит спереди. Судя по кровавому пятну, в пути ему встретилась птичка.
Уникальным впечатлением, хоть и недолгим, я остался доволен. Из аэропорта мы решили возвращаться в город на метро, одна из линий дотягивается прямо до терминала, предоставляя альтернативу маглеву и наземному транспорту, страдающему от пробок.
Но сначала, мы немного осмотрели аэропорт. Больше всего удивили дешевые кафешки. Обычно в аэропортах еда дорогая. Но раз тут легко можно уехать на метро, то и цену накручивать смысла нет.
На метро в центр возвращаться было долго. Снова на Бунде мы оказались уже ночью. Удивительно, но улицы города были совсем не перегружены прогуливающимися. На фото ниже люди, которых мы застали как только приехали, но с приближением полуночи их становилось все меньше и меньше. Все сувенирные магазины закрылись в 10 вечера, мы едва успели там что-то купить.
Зато смог почти совсем рассеялся - можно сделать еще одну фотографию шанхайских небоскребов за рекой.
Пройдя по набережной, я обнаружил вход в подводный туннель, так называемый
Bund sightseeing tunnel. Он позволяет попасть на ту сторону реки (что удобнее сделать пешком по мосту или на метро). Оправдание его существованию - аттракцион, световое шоу. Длится оно около 3 минут и представляет собой бестолковое разноцветное мигание. По туннелю мы решили не ездить, как я считаю, правильно.
Посмотрите сами, что это шоу собой представляет.
Неподалеку от входа в туннель находится Бык Бунда (
Bund Bull). Аллюзия на быка Уолл-стрит (быки похожи, но отличаются деталями).
Больше смотреть было особенно нечего - последняя фотография набережной Шанхая на память, и пора возвращаться в гостиницу.
Мы прошлись по окрестным улицам, убедившись, что все магазины окончательно закрыты, и поймали такси. Показав предусмотрительно захваченную из отеля карточку с названием и адресом отеля, написанными иероглифами, мы благополучно до него добрались. Быстрые сборы, короткий сон - и автобус в аэропорт нас ожидал еще затемно. До аэропорта ехали долго, автобусу пришлось постоять в пробках.
Аэропорт Хунцяо показался мне похуже, чем Пудун. Впрочем, вполне на международном уровне. Огорчительным обстоятельством стал многократный перенос времени вылета, пришлось искать место для обеда. В зоне вылета хороших и недорогих кафешек не оказалось, пришлось идти в Pizza Hut. Цены в аэропорту оказались выше, чем в аналогичных заведениях в городе, а меню значительно беднее. В частности, не было полюбившегося мне супа из крабов. Хорошо еще, в аэропорту много питьевых фонтанчиков! Часов через 6 задержки у гейта раздавали банки колы и печеньки, спасибо и на том, но все равно - маловато.
Из того, что можно было купить в аэропорту, мне больше всего понравились самоучители китайского языка. Полноценные интерактивные курсы с книгами, аудио и компьютерными программами. К книге прилагается ручка, которую можно навести на любое слово, и она произнесет его в слух. А программы могут слушать обучающегося с помощью микрофона, и корректировать ошибки в произношении. От покупки удалось удержаться с трудом, все же, я трезво оценивал возможность выделить в будущем достаточно времени на изучение китайского языка.
Наконец, объявили посадку. Скоро мне предстояло оказаться дома и вернуться к работе. Остался ли я доволен поездкой? Конечно. Хотел бы я еще раз отправиться в организованный тур? Пожалуй, нет. В организованном туре возможно более рациональное планирование перемещений, позволяющее увидеть больше за сжатое время. Кроме того, можно отрешиться от улаживания бытовых нужд, сосредоточившись на достопримечательностях. Но погружение в культуру оказывается меньше. Проводя большую часть времени среди таких же туристов, ты вычеркиваешь это время из поездки, как будто на время переездов в автобусах, общих обедов и остановки в гостиницах ты переносишься домой, к привычному быту. И прочего времени остается совсем немного. Надеюсь, когда-нибудь, мне удастся вернуться в Китай одному, или с друзьями, чтобы погрузиться в него уже полностью.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html