Утром мы встали с рассветом. Выстроившись в шеренгу, мы отправились к центру
Пунта Аренаса. Рюкзаки, против обыкновения, мы оставили в гостинице. Большую часть дня нам предстояло употребить на визит к пингвинам, на острова Магдалены и Святой Марты.
Город еще спал. Тур к пингвинам начинается рано, но мы рассчитывали прийти к офису агентства задолго до его начала, к самому открытию. Поездки организуют несколько агентств, например,
это или
это, или
это (хотя во время нашей я других лодок с туристами не видел). Хитрый
oip_ru не только выбрал одно из наиболее надежных,
это, но и уломал забронировать нам места без предоплаты, чего они обычно не делают. Поскольку путь туда был
очень не простым, мы не могли знать точно, что успеем на этот тур. Но мы успели. Нам важно было прийти раньше других туристов, чтобы не было возможности продать кому-то наши не оплаченные брони.
На фото ниже можно видеть все 3 местных флага: флаг Пунта Аренаса, флаг Чили, и флаг непризнанной
Магеллановой республики.
Офис был открыт, и там даже нашли наши брони. Мы оплатили их (принимают доллары, песо и даже карточки), и я начал разглядывать карту туристических маршрутов на стене. Наш маршрут - маленькая желтая петля сверху.
Начали прибывать другие туристы. Все, кроме нас - с оплаченными бронями. Сунулось несколько человек без брони, но им места на лодке не нашлось. И назавтра мест не было, только на послезавтра. Так что, пингвинов имеет смысл бронировать заранее.
Правда, есть еще риск с погодой. Обитатели Патагонии и близлежащих регионов очень гордятся своей непредсказуемой погодой. Очень суровой (погода Москвы кажется мне куда более суровой, но, может, мне просто в Чили очень везло). Если погода портиться - большинство туристических активностей отменяется. Если море взволновалось, оплаченная поездка вполне может отмениться. При том, если в лодку даже не удалось сесть - большую часть денег вернут, а если едва удалось отплыть от берега и пришлось возвращаться - поездка считается состоявшейся.
Пара туристов ждала в офисе до самого отправления к пристани микроавтобуса, в надежде что кто-то из заранее оплативших бронь не явится, и им найдется место. Но не повезло: пришли все.
Лодка отходила от небольшого пирса за городом, по направлению к аэропорту. Знать бы заранее, можно было бы захватить рюкзаки, и высадиться на обратном пути у автопроката, где нас должен был ждать автомобиль. Доехали мы быстро, и стали ждать лодку. Было холодно! Я вполне был готов к погоде в Чили, но не рассчитал, что на морском берегу, да в сильный ветер, температура кажется градусов на 10 ниже, чем есть на самом деле. И я еще, по своему обыкновению, немного переутеплился. А вот некоторые девушки буквально посинели. Борьба двух чувств: холода и желания отдать куртку более замерзающим, закончилась прибытием лодки.
В лодке было чуть теплее, да еще и спасжилеты добавляли теплоизоляции.
Стоящий у штурвала местный житель, сразу было видно, бывалый морской волк. Его руки и лицо были сильно обветренны и приморожены, и с лодкой он управлялся очень хорошо. Море немного волновалось, но лодку лишь немного подбрасывало на волнах.
Вскоре мы добрались до острова Магдалены, где находится колония
Магеллановых пингвинов.
Магеллановы пингвины занесены в Красную книгу, а остров Магдалены имеет статус заповедника. Правда, риск для этих пингвинов оценивается как минимальный. Относятся эти пингвины к очковым. В этот род входят 4 вида: Магелланов пингвин, пингвин Гумбольдта, Очковый пингвин и Галапагосский пингвин. Различаются эти пингвины местом обитания. Наиболее отличен от прочих Галапагосский, он живет почти у самого экватора, мельче и чернее прочих. А другие на вид совершенно одинаковы. Кое-где еще пишут, что Очковый чуть крупнее, но фото и описание этого не подтверждают.
Вот тут можно ознакомиться со сводным списком всех пингвинов.
Поскольку все это самые северные в мире пингвины, они неприхотливы в содержании, в сравнении с прочими. Их часто можно встретить в зоопарках, семья таких пингвинов живет даже в подмосковном парке птиц.
Береговых построек немного: причал для пассажирских лодок, грузовой причал, да пара складских домиков. Вмешательство людей в размеренный быт пингвинов минимально.
В центре острова, на холме, находится маяк. Грузы между ним и пристанью перевозятся на квадроцикле, другого транспорта на острове нет. Дорога для людей между пристанью и маяком огорожена. Весь остальной остров полностью во власти пингвинов. Пингвины свободно проходят под веревкой ограды.
Живут пингвины в норах. Нор много, и расположены они тесно.
На работу пингвины ходят к морю. Ходят и поодиночке, и небольшими группами. В море они ловят рыбу и собирают водоросли для гнезд. На острове ничего не растет.
Вот пингвин обнаружил отличную водоросль, и торопиться отнести ее домой.
Хотя, некоторые, особенно из тех, чья жилплощадь расположена подальше от воды, пытаются найти материал для гнезда и на суше.
Click to view
Людей пингвины не боятся, хотя большинство старается их избегать.
Некоторые с удовольствием позируют, а некоторые вообще могут преследовать человека, охотясь за его шнурками. Но таких немного.
Пингвины живут семьей, образуя устойчивые пары.
Чтобы найти девушку, пингвину недостаточно махнуть крылом, ее нужно звать.
Зов осуществляется так:
На видео ниже можно разобрать и звуки. Слышно не очень хорошо, поскольку вокруг очень ветрено.
Click to view
После нахождения пары, начинается
семейная жизнь.
Click to view
Насиживание яйца.
Более подробно о быте пингвинов можно почитать
тут.
По пути к маяку я, похоже, увидел все, чем только могут заниматься пингвины.
Но кроме пингвинов, на острове живут еще и чайки.
Много чаек.
Открытой агрессии пингвины и чайки друг к другу не проявляют, но отношения между ними натянутые. Ведь чайки воруют и едят яйца пингвинов, а пингвины откладывают лишь 1-2 яйца в сезон.
На фото ниже можно заметить еще один вид птиц, населяющих остров, черных бакланов. Но их там совсем немного.
Маяк можно посетить. Персонала там не оказалось, зато был туалет. Вообще, интерьер маяка чуть более, чем уныл.
На обратном пути мне повезло обнаружить нору совсем рядом с тропой. В норе обитала очень фотогеничная парочка пингвинов.
Собственно, больше на острове делать было нечего. Разве только, сфотографироваться на память. Обычно из двухнедельной поездки я привожу более 1500 фотографий, и ни одной, где присутствовал бы я сам.
Ожидая сбора туристов на берегу, я понаблюдал еще немного за охотой пингвинов в воде.
Плавают они очень хорошо!
Пора на посадку, надо двигаться дальше.
Когда мы отплывали, погода начала портиться. Нам уже повезло, что она не помешала нам добраться до острова пингвинов, но надо было ведь и вернуться обратно. Волны на фото не кажутся такими уж большими, но лодку на них подбрасывало высоко. Рулевой был вынужден то и дело поддавать газу и снова глушить мотор, чтобы сохранить компромисс между задачами добраться поскорей до берега, и не перевернуть лодку.
Нам все-таки удалось посетить еще одну запланированную точку маршрута: остров Святой Марты. Высадка туда запрещена. Остров примечателен колонией морских львов.
Лодку сильно качало, и мы не могли задержаться там надолго. Да и ближе подойти не могли. Да и длиннофокусного объектива у меня не было. Так что, фотографий вышло немного.
Обратно до берега мы добрались без приключений. Если вам не хватило моих фотографий пингвинов, можете пройти в мой фотоальбом (по ссылке на любой из них), или почитать
вот этот рассказ о поездке в те же места.
Автобуса до города ждать не пришлось, он сам ожидал нас у причала. На обратном пути мы высадились рядом автопрокатом. Машина нам требовалась для посещения парка Торрес дель Пайне, самого красивого места в Чили, из всех, где нам довелось побывать.
Нас было пятеро. И машина была забронирована "пятиместный седан". Но такого в прокате не было, и мы это знали. Хитрый
oip_ru специально забронировал такую машину, надеясь на бесплатный апгрейд. Прокатчик попытался выдать нам какую-то четырехместную машину (5 человек можно упихать почти в любую), но мы были против, требуя, чтобы она была пятиместной по документам. Прокатчик сопротивлялся не долго, и отдал нам Nissan X-Trail. Наш трюк удался, но повторять его я бы не советовал. Дороги в Торрес дель Пайне нормальные, но все же, грунтовые и не очень ровные. Проехать на седане там можно везде, но местами это будет очень медленно и не комфортно. Особенно, если машина битком набита. Лучше сразу бронировать машину, начиная от X-Trail, или более проходимую.
Уже на своем автомобиле, мы добрались до гостиницы, собрали вещи, и поехали в город обедать. В Чили очень хорошо готовят мясо и хорошо - рыбу. Очень часто встречаются блюда из крабов. Crab stew я заказывал в поездке несколько раз. Но в этот - ограничился небольшим стейком.
Затем настала пора закупаться в дорогу. В Торрес дель Пайне мы планировали провести 3 дня, а магазинов там нет, все надо брать с собой. В каких-то отчетах мне попадалась информация, что с продовольственными магазинами на юге Чили плохо. Это не соответствует истине. Супермаркеты Unimark не уступают Ашанам. Надо только уметь их искать. И, конечно, делать это лучше поблизости от крупных городов, к которым Пуэрто Наталес не относится.
Каждый из нас купил еды для себя. Мы, конечно, делились ей, но минимально. Горелок и газа мы не брали, отчасти из-за экономии веса, времени и средств, отчасти потому что в группе с ними обращаться умел только я, а я вполне мог протянуть несколько дней лишь на холодной пище. Я взял много воды (простой и сладкой), немного хлеба и колбасы, охотничьи колбаски и сыр в вакуумной упаковке, фрукты (яблоки и бананы). И шоколад. Чилийский шоколад оказался на удивление вкусным (куда лучше бразильского, например). Особенно понравился с малиновой начинкой.
При выезде из города, мы задержались у еще одной локальной достопримечательности: торгового центра Zona Franca. Этот торговый центр по планировке и размерам похож на те, что можно встретить в европейских пригородах: множество коробок конгломератов магазинов, разделенных проездами для автомобилей.
Почему-то (я так и не смог найти внятной информации, почему) этот торговый центр считается беспошлинной торговой зоной. Поэтому, предполагается, что там все очень дешево. Основной ассортимент магазинов - одежда и обувь. Встречаются сувениры и электроника.
В Чили цены вообще довольно высокие на все, и что в Zona Franca они чуть ниже, не делает их такими уж привлекательными. Так что, если вам срочно нужна одежда (в том числе, и туристическая), заехать туда имеет смысл, а иначе - пожалуй, нет.
Дорога между Пунта Аренасом и Пуэрто Наталесом выглядит примерно так:
Дух, конечно, захватывает. В Московской области ничего похожего нет. Но разнообразия не хватает. Один раз попалась какая-то странная штука, цепочка мачт с округлыми конструкциями сверху, пересекающая степь и дорогу.
Ближе к Пуэрто-Наталесу впереди замаячили горы.
По мере движения на север, растительность вокруг менялась. Появились деревья. Вдруг, неподалеку от дороги возник особняк. Небольшие деревеньки встречались нам по пути, но появление такого особняка вдали от ближайшего жилья, было неожиданным.
Одновременно с началом заката, в небе появились удивительной красоты облака.
За полдня мы пересекли Америку от восточного побережья до западного. Пуэрто Наталес находится на берегу залива Альмиранте Монт, относящегося уже к бассейну Тихого океана (тогда как к пингвинам мы плавали по Атлантическому).
В заливе плавают лебеди.
Очень красиво!
Вот так выглядел отель, где мы остановились. Нам там очень понравилось. Неплохой завтрак, удобный холл внизу, где можно собраться, компьютер с интернетом. Нормальные номера, горячая вода...
Вот так выглядел наш номер на втором этаже.
Времени на осмотр города у меня было немного, но и город не велик.
Первая достопримечательность города, что попалась мне на глаза - местный кошак. Ну а вторая - офис таинственной масонской организации
Rotary Club. Множество таких офисов мне попадалось в самых экзотических местах по всему миру.
В центре города находится уютная площадь. Город небольшой (лишь 19000 жителей) и молодой (100 лет), но богатый: там останавливаются все туристы, едущие в Торрес дель Пайне.
На площади - средоточие городской жизни. Вкруг находятся кафе, турагентства, полиция, церковь.
А на самой площади - памятник паровозу.
Мы зашли в одно из агентств, чтобы уточнить свою программу на завтра.
Как и следовало ожидать, ничего лучше того, что мы уже планировали, они предложить нам не могли. Один-два человека, ограниченные во времени, еще могли бы рассмотреть возможность воспользоваться организованным туром, но уже для троих свой автомобиль будет не только удобнее, но и дешевле. В агентстве можно было забронировать только поездку на корабле к леднику Грей, но практика показала, что смотреть его лучше пешком. Все равно корабль близко к нему не подходит.
Бегло осмотрев город, мы отправились в отель. Встать на следующий день предстояло пораньше, чтобы больше времени провести в заповеднике.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html