Поездка по Европе 12-22 апреля 2003 года. Часть 3. Замки Луары

Nov 14, 2006 18:46


==================================================
ЧАСТЬ 1. БРЮССЕЛЬ
ЧАСТЬ 2. ПАРИЖ

ЧАСТЬ 3. Замки Луары.

В Тур мы приехали поздно вечером в среду. Остановились мы у Яниной подруги, которая работает там. Основной целью нашего приезда в Тур было посещение знаменитых замков Луары, а Тур как раз стоит на Луаре и из него очень удобно ездить в разные замки. Ежедневно мы осматривали 3-4 замка. На приведенной ниже карте зеленым цветом отмечены замки, которые мы посетили, а ниже приводится подробный фотоотчет.



Четверг, 17 апреля.
1. Азей-ле-Ридо.
        В XII веке замок принадлежал Ридо или Ридель д'Азей - человеку, прославившемуся своей жестокостью и прозванному "отродьем дьявола". Генрих II Плантагенет захватил все его владения, которые затем были возвращены Филиппом-Августом сыну Ридо - Гуго, Тюреннскому рыцарю, верному вассалу короля, который принимал участие в битве при Бувине. В начале XV века замок по-видимому принадлежал герцогу Бургундскому. Оскорбление, нанесенное дофину, будущему Карлу VII, и его армии, привело в 1418 году к расправе с крепостью: 354 человека из гарнизона было убито, а замок и деревня - сожжены и разграблены. С этого момента из-за своих руин город получил название Азей-ле-Брюле (сожженный). И только век спустя на месте старой крепости был возведен замок, который стоит и по сей день. Чтобы лучше понять характерные особенности нового замка, необходимо восстановить цепь исторических событий последних лет XV века. Карл VIII и Людовик XII предприняли военные походы в Италию и были поражены бурным расцветом искусства и культуры на полуострове. Вернувшись во Францию, они привлекли к своему двору многочисленных итальянских художников, которых заставили работать на себя.
Замок с его необычной Г-образной формой знаменует собой переход от готики к Ренессансу, утверждая новую концепцию жилой постройки, которая перестает быть оборонительной крепостью и становится элегантной загородной резиденцией. Снаружи замок окружен угловыми выступающими башнями, связанными между собой в верхней части ложным дозорным поясом, выполняющим роль декоративного орнамента. Конструктивные особенности, традиционные для старинных родовых замков, гармонично сочетаются с декоративными элементами фасадов, явно тяготеющих к стилю итальянского Возрождения.


  В XVII веке короли Франции лишь изредка посещали Азей-ле-Ридо: в 1619 году Сен Желе принимали здесь Людовика XIII; возможно в 1650 году здесь останавливался Людовик XIV. В XVII веке замок был окружен служебными постройками, предназначавшимися для обслуживающего персонала и конюшен. Другие работы по реконструкции были предприняты в 1845 году маркизом де Бьенкур, владельцем замка, который отдал распоряжение переделать правую башню парадного двора, возведенную еще в средние века; 20 лет спустя была построена в том же стиле другая башня (из того же строительного материала, который использовали на протяжении веков), чтобы придать равновесие одному из фасадов.



2. Ланже.
Местоположение Ланжэ на берегу реки, по западную сторону от Тура, определило его назначение как военной крепости. Это был и форт для защиты столицы провинции, и аванпост против набегов завоевателей с Запада. Свидетельством этому являются руины донжона Фулька Нерры (датируемые Х в.) в парке современного замка. В замке запечетлен образ его создателя - грозного Фулька Нерры, графа Анжуйского, прозванного в свое время "Черным соколом". Это был классический тип феодального разбойника: жестокость, вероломство и цинизм, поставленные на службу его ненасытному желанию власти, сочетались у него с суеверной набожностью, пределы которой не знали границ и стали достоянием легенд. Он обладал также выдающимися качествами стратега и политического деятеля, которые обеспечили пятьдесят лет успеха этому основателю анжуйской династии.


В течение XIII века крепость Ланжэ постоянно сменяет своих владельцев: Гийом де Рош, Гуго де Лузиньян, Альфонс Французский - брат Святого Людовика, Иьер де ла Бросс-камергер Филиппа Смелого, который по обвинению в связях с королем Кастилии, находившейся в состоянии войны с Францией, был в 1278 году повешен в Монфоконе. Во время Столетней войны Ланжэ несколько раз переходил в руки англичан. В 1428 году они его покинули, поставив условие, что "замок будет снесен, за исключением большой башни" - донжона.


  Уверенный в необходимости воздвигнуть в этих местах новую крепость, Людовик XI дал распоряжение о начале строительных работ своему ближайшему советнику Жану Бурре, который выполнял обязанности "капитана Ланжэ". Жану Брисонне, интенданту по финансовым делам, мэру города Тура, была "поручена оплата сооружений и зданий замка Ланжэ" с 1465 по 1467 гг. Новое здание с его высокими стенами и узкими окнами с каменными перекрестиями, с тремя круглыми башнями и поясом из зубцов и машикулей представляет собой совершенный образец мощного и сурового укрепленного замка.

3. Юссе.
Замок Юссе, стоящий на опушке леса Шинон, был построен на месте древнего поселения, как об этом свидетельствуют захоронения, обнаруженные в окрестностях. Старинная средневековая крепость имела четырехугольный план и башни; она принадлежала потомкам Гилдюэна де Сомюр.


  В XV веке, когда король перевел свой двор в Шинон, замок Юссе принадлежал дочери Агнес Сорель и короля Карла VII - Жанне, супруге Антуана де Бюей. При ней к замку было добавлено несколько башен. Затем Юссе был резиденцией Жана III де Бюей, Жана IV, который пал при Азенкуре, и Жана V, которого называли "бичом англичан", адмирала Франции, который особенно отличился в Нормандии. Именно семья де Бюей проводила переделки и изменения фасадов в стиле XV века. После смерти короля Карла VII семья де Бюей попала в немилость и Жан V примкнул к партии Католической Лиги. В 1485 году он уступил замок семье Эспинэ, знатным бретонцам, которые внесли новые изменения в замок, также как и последующие его владельцы - Валентина.


Влияние ренессансного искусства побудило владельца Юссе удалить крыло замка, которое загораживало вид на долину, что нарушило единство всего ансамбля. Были оборудованы также и королевские покои на случай неожиданного приезда королей, но ни один король так никогда и не посетил Юссе. После Революции, которая не затронула замок, Юссе стало собственностью Клер де Керсен, герцогини де Дюра, которая устроила здесь литературный салон, затем замок перешел к графине Ла Рош Жаклэн и к семье де Блака, потомки которой до сих пор являются владельцами замка. Говорят, что Шарль Перро, завороженный сказочной красотой этого замка, окруженного зеленью деревьев, вдохновился на создание своей "Спящей красавицы".



Пятница, 18 апреля.
4. Шомон.  
Замок Шомон от "Mont Chauve" (лысая гора), ставшее затем "Mont Chaud" или "Chaud Mont" (горячая гора), возвышается на скалистых отрогах Луары посреди вековых лесов. Первоначальная деревянная конструкция замка была снесена, восстановлена и вновь разрушена в 1465 году Людовиком XI в отместку Пьеру д'Амбуаз, владельцу замка, вступившему в Лигу народного блага. Вскоре после этих разрушении Пьер д'Амбуаз начал работы по строительству нового замка, который мы можем видеть еще и сегодня, но который предназначался вначале для оборонительных целей.


  Суровый средневековый облик западного, наиболее раннего крыла здания был смягчен постепенным добавлением окон и антикизирующим влиянием итальянского Возрождения. Другие корпуса были построены в более позднюю эпоху и обнаруживают типично ренессансный стиль.


В 1560 году после смерти Генриха II Екатерина Медичи купила замок Шомон. Вместе с королевой во Францию прибыл флорентинец - астролог Козимо Руджиери. Он жил в замке Шамбор, хотя официально его резиденция находилась в аббатстве Сен-Мае, в Бретани. Известно, что Руджиери был замешан во многих политических и дворцовых интригах, даже против особы королевы, которая предоставила в его распоряжение обсерватории во многих резиденциях. После одного из таких заговоров он был приговорен к галерам, а его соучастники Ла Моль и Коконна были жестоко наказаны. После освобождения он был вновь заключен в тюрьму по обвинению в наведении порчи на короля Генриха IV.
Оставшись вдовой, Екатерина Медичи отдала замок Шомон в обмен на Шенонсо Диане де Пуатье, фаворитке покойного короля, но та оставалась в Шомоне лишь недолгое время. Как память о пребывании Дианы в замке осталась ее комната и эмблема, составленная из рога, лука и колчана с ее инициалами.

5. Амбуаз.  
Амбуаз вошел в историю приблизительно около 503 года, когда у Кловиса, короля франков, произошла встреча с королем вестготов Аларихом на острове Св. Иоанна, расположенном посреди Луары, несколько ниже современного замка. Амбуаз, неоднократно подвергавшийся набегам норманнов, со временем был присоединен к землям Анжуйских графов, затем стал частным владением знаменитой династии Амбуаз-Шомон, а в 1422 году перешел по наследству к Людовику, виконту де Туар. Но по обвинению в участии в заговоре против короля владелец замка был осужден и лишен своего состояния.


Начиная с 1431 года замок стал частью королевского домена - поместья. В нем неоднократно останавливался Карл VII. Так, перестав быть исключительно крепостным сооружением, замок Амбуаз превратился в королевскую резиденцию, и в связи с этим городу были предоставлены значительные привилегии. В Амбуазе родились дети короля Людовика XI и Шарлотты Савойской, и королева с детьми выбрала Амбуаз в качестве своей личной резиденции, тогда как король предпочитал держать свой двор в Плесси-ле-Туре.


В 1491 году по распоряжению Карла VIII начинаются обширные работы по реконструкции замка. Для финансирования строительства пришлось увеличить налог на соль. Обширные строительные работы по переделке замка-крепости графов Анжуйских в резиденцию, достойную французской Короны, были неожиданно прерваны несчастным случаем, произошедшим 7 апреля 1498 года. Карл VIII, сопровождая королеву на галерею, чтобы посмотреть на модную в то время игру в мяч, ударился лбом о низкую дверь и спустя несколько часов скончался.
Его преемником стал герцог Орлеанский, будущий Людовик XII. Работы по реконструкции замка были возобновлены в 1500-1501 гг., и крупные поставки камня позволили продолжить незаконченное строительство. После прихода к власти Франциска I замок приобретает новый блеск. Амбуаз находился в самом центре европейской политической жизни, потому что опять-таки именно здесь были подписаны важнейшие соглашения в самом начале правления Франциска I: Нуайонский мирный договор с королем Испании, Конкордат с папой Львом X, мирное соглашение со Швейцарией, договор Камбре ("Дамский мир") с императором Карлом V и Лондонское соглашение с Генрихом VIII. Франциск I готовил здесь свою кандидатуру на трон Империи и принимал знатных лиц из Германии.
Начиная с 1974 года, с года своего основания, Фонд Св. Людовика поддерживает замок в сохранности и проводит реставрационные работы, начавшиеся после последней войны. Внутренние сады, содержащиеся в прекрасном состоянии, придают замку дополнительное очарование и более чем когда-либо, именно в конце этого тысячелетия, оправдывают название, данное Турени - "Сад Франции".



6. Шенонсо.  
Поместье, где возвышается сегодня замок Шенонсо, принадлежало с 1243 года семье де Марк, выходцам из Оверни. Их собственностью была и находившаяся здесь крепость, окруженная водяными рвами и связанная с берегом реки Шер подъемным мостом. Рядом с крепостью стояла мельница. Денежные затруднения заставили семью продать свой удел Томасу Бойе, интенданту по финансовым делам в Нормандии. В 1512 году он купил также и крепость. Влюбленный в ренессансный стиль, Бойе решил разрушить старый замок, за исключением донжона, чтобы возвести новое сооружение.


На руинах мельницы была воздвигнута прямоугольная конструкция с выступающими угловыми башнями, окружившими с четырех сторон вестибюль со стрельчатыми сводами. На нижнем этаже находились четыре комнаты, соединенные с четырьмя другими комнатами второго этажа широкой прямой лестницей. Надо отметить, что в начале XVI века начался постепенный отказ от винтовых лестниц, которые стали заменять лестницами с прямыми маршами. Огромные затраты на строительные работы объясняют девиз, который семья Бойе приказала выгравировать вместе с их инициалами Т.В.К.: "Кто сюда когда-нибудь придет, пусть вспомнит обо мне."


В 1524 году Томас Бойе умер в Италии. После перехода владения в руки их сына Антуана замок был конфискован Франциском I под предлогом компенсации за ряд нарушений в финансовых делах, за которые Томас нес ответственность. В замке устраивались охотничьи выезды, праздники, литературные вечера по моде того времени. Существует множество самых невероятных историй, связанных с именем Дианы де Пуатье. Как бы то ни было Диана всегда имела большое влияние на дофина Генриха, который, став в 1574 году королем, несмотря на свой брак с Екатериной Медичи, не переставал осыпать Диану всевозможными подарками, хотя он был младше ее на 19 лет. Новый король учредил даже ее эмблему в виде полумесяца - знак Дианы-охотницы, и одевался в цвета своей фаворитки - белое и черное. Вскоре замок Шенонсо стал собственностью Дианы вопреки всем законам, запрещавшим отчуждение владений, принадлежавших Короне.
В 1559 году, по предсказанию Нострадамуса, Генрих II скончался от смертельной раны, нанесенной ему на турнире копьем Монтгомери. Королева, став регентшей, поспешила вернуть Сокровища Короны и, в первую очередь, замок Шенонсо. После некоторых колебаний Диана поняла, что лучше уступить, и удалилась в свой замок Анэ, где она вскоре и умерла в возрасте 66 лет.
Сегодня замок, полностью восстановленный, открыт для посещений публики.
При входе в поместье нужно пересечь длинную аллею, окаймленную вековыми деревьями, которая ведет на широкую эспланаду. По правой стороне раскинулись сады Дианы де Пуатье. Над входом в сад стоит дом управляющего, канцелярия, построенная в XVI веке. Сейчас стены этого дома буквально осыпаны сиренью.


  Слева от замка находится сад Екатерины Медичи. Цветочное оформление садов, обновляемое весной и летом, требует посадки 130 тысяч цветов и растений, выращиваемых в этом поместье. На углу Парадного двора, омываемого водами Шера, возвышается средневековый донжон, частично обновленный.






По пути домой мы остановились возле ярко-желтого поля.



Суббота, 19 апреля.
7. Шинон.  
Самое древнее здание этого замка, тесно связанного с историей Франции, было возведено на скалистом отроге Тибо I "Плутом", графом де Блуа, в 954 году. Крепость, которая заменила первоначальную деревянную конструкцию, перешла в 1044 году к его сопернику Жоффруа II Мартелю, графу Анжуйскому.


Граф Анжуйский объединил стены двух древних оборонительных укреплений, Средний замок и замок Кудрэ, добавив затем донжоны и капеллу Сент Мелани. Восточная часть была построена Генрихом II Плантагенетом, королем Англии и потомком графов Анжуйских. Она получила название Форта Св. Георгия в честь святого покровителя Англии. Строительные работы, связанные с возведением Восточной крепости, внутренней капеллы, Мельничной башни и других оборонительных башен, были завершены к 1205 году Генрихом Плантагенетом и его преемниками. Эта укрепленная английская крепость, возведенная во время войны против Франции, перешла в 1205 году после осады, длившейся несколько месяцев, к Филиппу-Августу. Тотчас же после взятия замка были начаты обширные работы по строительству Сторожевой и Псарной башен, а также новых земляных валов и рвов, отделяющих западный корпус от восточного. Другие добавления были осуществлены в XV веке с постройкой королевских апартаментов, в частности большого Тронного зала.


В замке находилась также тюрьма, куда в 1308 году были заключены темплиеры. Орден которых попал в немилость. Дофин Карл обосновал свою резиденцию в Шиноне; став "королем Буржа", вследствие посягательств Генриха IV Английского на французскую Корону, в 1429 году он принял в Шиноне Жанну д'Арк. Карл, который смешался с толпой фаворитов, был мгновенно узнан Жанной, которая без колебания направилась именно к нему, сказав: "Благородный Дофин, мое имя - Жанна, Орлеанская дева. Отец небесный передает вам через меня, что вы будете возведены в сан святого и коронованы в городе Реймсе и станете наместником Бога на земле и королем Франции". Ободренный словами Жанны д'Арк, дофин снова решил выступить против своих противников и, действительно, был коронован королем Франции под именем Карла VII.
В XVII веке владельцем замка стал кардинал Ришелье, завещав его своим потомкам. В замке, находившемся в то время в плачевном состоянии, герцог Ришелье упразднил Тронный зал и несколько других помещений, которые не соответствовали духу времени.
Это был самый разрушенный и неотреставрированный до настоящего времени замок. Очень большое впечатление на нас произвела тюрьма замка: каменные сырые узкие лестничные пролеты, которые ведут вниз. Тонкие лучи света, проходящие через щели в стенах, производят пугающее впечатление.
Перед стенами замка стоит настоящая катапульта, которая использовалась для метания огромных камней и разбивания стен замков. Она нам очень понравилась.



8. Сомюр.
Этот загородный замок был так прекрасен, что Рене Анжуйский, король-поэт, выбрал именно его из множества других, чтобы описать замок Любви в своем романе "Сердце, плененное Любовью": "...этот прекрасный увеселительный замок был построен на изумрудной скале, по которой проходила жила из сверкающих алмазов, рассыпанных повсюду, их было даже больше, чем изумрудов. Четыре стены этого прекрасного замка были из чистого хрусталя, а в конце каждой стены стояла толстая башня, сделанная из драгоценных рубиновых камней, которые горели огнем; каждый из этих камней был больше человеческого роста. А покрыты были эти башни платиной шириной в ладонь, а дом между башнями был покрыт черепицами из чистого золота, на которых эмалью искусно был выведен девиз Бога Любви: Трепетному сердцу. А чтобы лучше представить себе этот замок, его можно сравнить разве что с Сомюром в Анжу, который стоит на реке Луаре."


Сейчас этот замок реставрируется, и для посетителей открыта лишь его незначительная часть, да и то под неусыпным контролем со стороны экскурсовода, который рассказывает все только на французском языке. Сейчас в замке находится конный музей, он занимает третий этаж замка, а также выставлена большая коллекция фарфора XV - XIX веков.
Нам в этом замке не очень понравилось, видимо потому, что сейчас он почти весь стоит в лесах.

9. Монсоро.


Замок Монсоро возвышается сегодня в некотором отдалении от берега Луары. В XV веке, в момент постройки замка, один из его фасадов выходил прямо к реке, и только в 1820 году был обустроен берег. Строительством замка занимался Жан де Камбес - один из приближенных Карла VII, который хотел таким образом контролировать различные дороги, пересекающие местность, в том числе и путь, проделываемый паломниками, отправлявшимися в аббатство Фонтвро.
Персонаж, наиболее знаменитый во всей истории замка, - без сомнения Шарль де Камбес, которого обессмертил Александр Дюма-отец в своем романе "Графиня де Монсоро". Это литературное произведение, созданное три века спустя после описываемых событий, излагает историю Шарля, его жены Франсуазы (не Дианы, как в романе) и ее любовника - сеньора де Бюсси д'Амбуаз. Франсуаза де Меридор вышла замуж за Шарля де Камбес вторым браком; он был главным ловчим герцога Алансонского и в противоположность истории, рассказанной Дюма, не был ни старым, ни уродливым. В замке Кутансьер графиня де Монсоро познакомилась с Луи де Клермон д'Амбуаз, сеньором де Бюсси, фаворитом герцога Алансонского. Исторические хроники описывают его как красивого мужчину с тонкими чертами лица, с властным, словно завораживающим взглядом, как человека мужественного и образованного, поклонника Плутарха. Его независимый вид и манера поведения, подчас слишком бесцеремонная, стали причиной того, что Бюсси д'Амбуаз нажил себе много врагов. В 1579 году он решил покинуть двор и удалиться в свое поместье. К этому времени и относится начало его ухаживания за графиней де Монсоро, он даже хвастался успехом у нее в письме к своему другу при дворе: "Я подстрелил лань главного ловчего". Слухи дошли и до ушей Шарля де Камбес, который поспешил в свой замок и заставил свою супругу, которая клялась в абсолютной невинности, написать записку своему возлюбленному с просьбой о свидании в замке Кутансьер. Смертельная ловушка была расставлена. Бюсси отправился на свидание в сопровождении только одного оруженосца и едва он переступил порог замка, тотчас же были заперты все двери, чтобы помешать его бегству. Сражаясь с десятком нападавших на него мужчин, он защищался как лев, и был смертельно ранен в тот момент, когда, казалось, ему удалось увернуться от убийц, выскочив в окно. Как это ни странно, известие о его смерти оставило Франсуазу де Меридор равнодушной, она нашла утешение в любви к своему супругу, которого она осчастливила многочисленным потомством.


В замке Монсоро нам очень понравилось, он оборудован как музей, рассказывающем о прошлом замка, о его истории, о роли реки, которую она играла для городка. При входе в замок нам дали брошюру на русском языке, где рассказывалось о каждом из его залов и помещений. С верхней террасы замка открывается прекрасный вид на Луару, как раз с того фасада замка, который раньше был погружен в воду. 



10. Виландри. 
После осмотра уже трех на тот день замков мы хотели было поехать домой, но время было всего 5 часов, а замки открыты до 18:30, мы решили заехать еще в один замок, который находится совсем рядом с Туром и называется Виландри. Приехав в него, мы были просто потрясены красотой его великолепных садов, где можно гулять и наслаждаться целый день.


Замок, частично окруженный рвом, был украшен огромными садами, расположенными на трех разных уровнях. Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника. Сады Вилландри как нельзя лучше отвечают этим требованиям. Они расположены на трехступенчатых уровнях, из которых самый высокий представляет собой зеркальную водную гладь; средняя терраса лежит на одном уровне с залами нижнего этажа и декоративным садом, тогда как нижняя терраса занята огородом. На верхней террасе, смыкающейся с высоким строевым лесом, расположен фруктовый сад, прорезанный тропинками, едва заметными под ветками деревьев.


Декоративный сад средней террасы своими изысканными формами напоминает "сады любви". И действительно, четыре больших квадрата украшены кустарником, рассаженным в виде фигур - аллегорий любви. Северо-западный массив изображает сердца, пронзенные стрелой - символ любви-страсти, тогда как северо-восточный представляет веера, рога, любовные записки - символы любви-адюльтера, в нем преобладают желтые цветы. На юго-западе - любовь-нежность с сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах; последний, юго-восточный, массив представляет трагическую любовь с лезвиями шпаг и красным цветом крови дуэлей.


Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции. Он был восстановлен благодаря усилиям доктора Йохима Карвалло, который в начале этого века перепланировал старые сады, вдохновившись чертежами Андруэ Дюсерсо. В квадратах рассажена капуста, морковь, свекла, салат-латук; овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа.



Воскресенье, 20 апреля.
Это был наш последний день в Туре. Посмотреть нам осталось два самых отдаленных и самых красивых замков Шамбор и Шаверни.

11. Шамбор.
     Это один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским.


Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Его очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената.
После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.
  Увенчанная фонарем великолепная центральная лестница с двойной спиралью поднимается на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.


Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая непосредственное отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка.
Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания.



12. Шаверни.
Невозможно не восхищаться необычайной белизной и поразительной симметрией замка Шеверни. Этот замок был построен из камня "Бурре", который становится тверже и белее при старении. Это высокое и узкое здание связано двумя крыльями с квадратными павильонами, покрытыми округлыми кровлями, увенчанными фонарями. Здесь планировка чисто ренессансного стиля несколько разбавлена влиянием классики, выраженной в череде ниш, украшенных бюстами, что придает фасаду изящную легкость.


Среди подсобных помещений замка - очень выразительный Зал трофеев, в котором выставлено более 2000 рогов оленей, а также псарня с шестью десятками великолепных собак, натасканных для псовой охоты. И действительно, владельцы Шеверни регулярно устраивали охотничьи выезды, очень ценившиеся среди вельмож - любителей охоты. И сегодня в псарнях замка содержится собачья стая в 70 собак (помеси английских "фокс хант" и французский "пуатвин").


В противоположность другим замкам, таким как Блуа или Шамбор, интерьеры которых практически пусты, Шеверни хранит нетронутой великолепную мебель эпохи Людовика XIII. 


По-видимому это объясняется тем, что замку выпала счастливая доля - оставаться в руках одной семьи, за исключением небольшого периода в 1564 году, когда он принадлежал Диане де Пуатье. Это позволило сохранить единство стиля и всего ансамбля в целом.


Маркиз Дюрфор де Шеверни, историк, который жил в замке во время Революции, описал в своих мемуарах известный трагический эпизод: Анри Гюро наследовал поместье в 1599 году в возрасте 24 лет; молодым он женился на Франсуазе Шабо, которой в момент бракосочетания было всего 11 лет. Он жил с ней практически раздельно, так как вынужден был принимать участие в длительных военных походах.


Однажды, когда он находился во дворе короля Генриха IV в Париже, король в шутку поставил сзади к его голове два пальца в виде рогов. Присутствующие фавориты разразились смехом. Зеркало дало возможность молодому графу увидеть, кто является предметом столь безудержного веселья. Не сказав ни слова, он оседлал коня и во весь опор поскакал к своему замку, куда примчался на рассвете прямо в комнату к своей супруге. Легенда рассказывает, что юный паж, с которым она утешалась в отсутствие мужа, едва успел выскочить в окно, но сломал себе ногу, и граф прикончил его шпагой. Вернувшись в комнату к жене в сопровождении священника, граф дал ей час на размышление, чтобы выбрать смерть между шпагой и ядом. Несчастная предпочла яд.
Возможно, в действительности все так и было, однако в книге записей приходской церкви Сен Мартен де Блуа изложена несколько иная версия. Там можно прочесть: "В субботу XXVI января... графиня де Шеверни была отравлена, судя по слухам, по причине адюльтера, и когда хирурги, мэтр Гийом и его сын, произвели вскрытие, они обнаружили младенца мужского пола пяти с половиной месяцев, и в тот же день некто по имени Шамбелэн, дворянин Бургонский, подозреваемый в адюльтере, был убит в том же замке Шеверни".


Прямой потомок Гюро, маркиз де Вибре, завещал замок своим племянникам - виконту и виконтессе де Сигала, которые после его смерти стали владельцами замка. Замок Шеверни и сегодня хранит свое былое величие. В замке постоянно живет прямой потомок графа Шаверни, Маркиз де Вибре.

Уф... Вот и все про замки Луары. Спасибо тем, кто дочитал до этого места. Осталось совсем немного.
После осмотра замка Шаверни (время было половина второго), мы поехали в сторону Парижа. В сам город мы не заезжали, объехали его с юга, и поехали на восток в Шампань. Мимо Реймса и Метца в сторону Люксембурга. На ночь мы остановились в гостинице Etap (такой же, как мы и в Париже жили) в 10 км. от границы Франции и Люксембурга.

ЧАСТЬ 4. ЛЮКСЕМБУРГ

travel, europe

Previous post Next post
Up