В прошлых частях я рассказал вам про
норвежские зарплаты и условия труда, а также про
цены на недвижимость, а сегодня я расскажу вам
о норвежских ценах.
Вообще Норвегия считается одной из самых дорогих стран мира. Это действительно так, и особенно это касается продуктов питания. В 2003 году, когда я только приехал в Норвегию, цены на продукты мне показались минимум в 2 раза выше, чем в России, а не некоторые товары и в 3. С тех пор многое изменилось, но не в Норвегии: цены в России выросли весьма существенно, хотя пока еще и не догнали норвежские, но если такая динамика сохранится, скоро это произойдет.
Попадая после Норвегии в любую европейскую страну (в Европе продукты дешевле даже чем в России), не говоря уж о Соединенных Штатах, складывается впечатление, что попал на гигантскую распродажу. Чтобы было понятно о чем идет речь, приведу несколько примеров норвежских цен.
1. Продукты питания
Батон хлеба (грамм 700-800) будет стоить от 16 до 28 крон (1 крона = 5,20 руб.). Килограмм говядины (в зависимости от части): от 159 до 319 крон. Свиные отбивные от 39 до 59 крон за кг. Десяток яиц: 17-25 крон. Помидоры: от 19 крон за норвежские помидоры до 59 за кг. Картошка: 9-11 крон за кг.
С чем в Норвегии хорошо, так это с рыбой - ее тут очень много и она божественно свежая. Практически в любом магазине можно купить свежевыловленную семгу, треску, морского черта и еще кучу других рыб. А какие из них получаются суши... Пальчики оближешь! Килограмм семги (если брать рыбу целиком) будет стоить от 59 крон. Филе - минимум 89 (чаще около 110).
В принципе, сейчас, сравнивая это с нынешними московскими ценами, я понимаю, что не так уж это и дорого, но в 2003 году мне казалось это чуть ли не запредельным.
Высокие цены в Норвегии прежде всего обуславливаются высокой ставкой оплаты труда даже неквалифицированной рабочей силы (я уже об этом писал ранее). Кроме этого, поскольку Норвегия не входит в ЕС, на нее не распространяются квоты на импорт сельскохозяйственной продукции по дармовым ценам из Испании, Греции, Франции и других стран. Норвежцы стараются поддерживать своего сельскохозяйственного производителя, хотя в Норвегии лишь 3% земли пригодно для землепользования. Остальное - это горы, озера, фьорды и каменистая почва.
Ну и кроме того, конечно, НДС. На продукты питания он 14%, на непродовольственные товары 25%.
В среднем сейчас у нас на семью из 2 взрослых и 2 детей в месяц уходит порядка 7 тыс. крон на еду.
UPDATE 24.10.2014: Написал подробный пост со сравнением цен на продукты в Норвегии и России по состоянию на 23 октября 2014 года. Итак, читать -
Норвежская "дороговизна".
2. Кафе, рестораны
Стоимость основного блюда в не очень дорогом ресторане: от 200 до 380 крон. Обед на двоих в ресторане (без спиртного) - не менее 500-600 крон. Попить кофе с пирожным в кафе от 80 крон и выше. Take away в китайской забегаловке от 120 крон за блюдо.
3. Алкоголь и сигареты
Тема курения и спиртного заслуживает отдельного внимания. В Норвегии огромные пошлины на ввозимый алкоголь и табачные изделия. Например, если во Франции бутылку молодого Бордо можно купить, начиная от 2 евро за бутылку, то попадая в Норвегию, эта бутылка будет стоить минимум 10-12 евро.
Водка, например, 0,7 литра Русский Стандарт Платинум стоит 425 крон...
Бутылка пива в магазине будет стоить минимум 30-35 крон. Бокал пива в баре - от 70.
Стоит также сказать, что в Норвегии купить алкоголь можно далеко не везде. Пиво продается в обычных продовольственных магазинах, правда его продажа заканчивается за 1-2 часа до закрытия магазина. Все, что крепче пива можно купить только в специализированных магазинах
Vinmonopolet, сеть которых покрывает всю страну. Если вы проживаете в каком-нибудь отдаленном хуторе, вы можете сделать заказ любого алкогольного напитка из довольно обширного ассортимента с доставкой на дом.
Стоимость пачки сигарет (например, Мальборо) составляет около 70-80 крон (я не курю, поэтому не, слава богу, это совсем неактуально).
Можно было бы подумать, что с такими ценами норвежцы все сплошь трезвенники. Это не совсем так. Конечно, никто тут не бухает, появление с алкоголем на улице запрещено. Но есть три дня в неделю, когда любители спиртного могут себе позволить посидеть в баре пообщаться с друзьями: это среда, пятница и суббота. С пятницей и субботой, думаю, и так понятно, а вот среду норвежцы называют "малой пятницей", потому что после среды идет всего лишь четверг, а за ним уже и пятница.
В воскресенье в городе полное затишье - все сидят по домам, готовятся к предстоящей рабочей неделе.
4. Одежда и обувь
Цены на одежду и обувь в Норвегии мало чем отличаются от российских. Чаще всего они даже ниже, чем в России, особенно это касается детского ассортимента. Кроме того, мало кто из норвежцев покупают по регулярным ценам. Обычно вещи покупаются на распродажах со скидками от 50-70% и даже 90% (да, бывает и такое).
Моя мама, например, когда приезжает к нам в гости, обязательно покупает себе тут одежду.
5. Бытовая техника
Уровень цен на бытовую технику сопоставим с московскими ценами, может процентов на 10-15% побольше. Но самое интересное тут не это, а то, что по норвежским законам (что-то типа закона о правах потребителя), продавец сложной бытовой техники (телевизоры, холодильники, стиральные машины, итп) обязан давать на нее минимум пять лет гарантии вне зависимости от того, какую гарантию на технику дает производитель.
Например, когда
я покупал холодильник несколько лет назад, консультант в магазине подробно просвятил меня по этому вопросу. Если с бытовой техникой что-то случается в первые пять лет эксплуатации, покупатель имеет полное право требовать ремонта и/или замены от магазина, в котором он приобрел товар. А дальше это уже проблемы магазина.
6. Автомобиль в Норвегии
Иметь машину в Норвегии - удовольствие тоже не из дешевых. Начнем с того, что таможенные пошлины на автомобили в Норвегии такие, что российские на их фоне покажутся просто жалкой милостыней.
Я сам очень люблю водить машину и как мы только сюда приехали, я озадачился вопросом приобретения транспортного средства. Приобретать старую машину (старше 5 лет) я не хотел, а посему сначала озадачился, сколько будет стоить привезти в Норвегию машину из Германии. Рассматривались варианты как новой машины (типа Опель Астра, Фольцваген Гольф), так и 2-3 летнего агрегата. Выяснилось, что стоимость одной только растаможки 2-3 летней машины будет около 9 тыс. евро, что существенно больше стоимости самой машины в Германии.
Меня такая сумма совершенно не устраивала, тем более в свете покупки дома. Поэтому выход был найден следующий: во время своей первой поездки в Россию в июле 2003 года я купил у своего лучшего друга его 3-летнюю Митсубиси Каризму Комфорт, на которой (с российскими номерами, естественно), приехал в Норвегию.
По идее, я должен был в течение нескольких месяцев поставить машину на норвежский учет, но я временно забил на это дело, тем более что полиции на норвежских дорогах я видел за все 8 лет жизни тут отсилы раза два-три, да и то, разумеется, ни разу никто не останавливал.
Еще одна важная особенность вождения машины для иностранца в Норвегии. Если иностранец - турист, то он может без проблем водить машину по своим национальным правам. Если же он живет в Норвегии, а права у него выданы не страной ЕС (может, есть и другие исключения), то он должен получить норвежские права, а точнее обменять свои родные права на норвежские. Для этого он должен обратиться в местное отделение транспортной инспекции в течение года после первого въезда в страну - это крайне важно. В этом случае можно претендовать на упрощенную схему замены прав.
В случае российских прав упрощенная схема означает сдачу только практического экзамена по вождению. В октябре 2003 года я его сдал с первого раза (все-таки за плечами был 7-летний опыт вождения). Вообще в Норвегии очень высокая культура вождения. Если стоит знак ограничения скорости, то практически все его безукоризненно соблюдают. При выезде с второстепенной дороги на загруженную главную одна из первых трех машин обязательно остановится и пропустит тебя. Пешеход - царь и бог на дороге. Стоит ему только подойти к переходу, машины замирают по обеим сторонам дороги. За 8 лет меня никто не подрезал и не "прессовал". Стиль вождения очень размеренный и спокойный.
Еще в далеком 1995 году, когда я первый раз оказался в Париже, меня поразило до глубины души, что французские водители пропускают пешеходов на переходе. Сейчас я понимаю, что большиство французских водителей по сравнению с норвежскими автолюбителями - некультурные хамы. С российскими я даже сравнивать боюсь.
В мае 2005 года я решился наконец перегистрировать свою машину и получить норвежские номера. Это означало, что я должен был заплатить таможенную пошлину на ввоз авто в размере 54 тысяч крон и в течение недели представить машину на осмотр в транспортную инспекцию. Российские номера у меня никто не забрал, они до сих пор лежат у меня в кладовке.
На Митсубиси я проездил до начала 2009 года, когда пришла пора ее менять. Подробнее процесс покупки новой машины
я уже описывал у себя в ЖЖ.
Несмотря на то, что Норвегия - второй в Европе экспортер нефти и нефтепродуктов, цены на бензин и диз.топливо внутри страны далеки от низких. Например, сейчас цена 1 литра 95-го бензина у нас около 14 крон (73 рубля) - это даже выше чем цена на литр норвежского бензина в Германии или Франции.
Дело тут в том, что с каждого литра топлива, проданного в Норвегии, государству идет налог: то ли 7, то ли 8 крон. Остальное - это себестоимость плюс различные издержки.
Налог этот не распиливается и разворовывается, а поступает в специальный так называемый "нефтяной фонд", или "фонд будущих поколений", который был создан еще в 1990 году. Деньги фонда не лежат мертвым грузом, а инвестируются в различные финансовые фонды за пределами Норвегии. Фонд будет расходоваться, когда в стране закончатся запасы нефти. Подобную идею хотели применить в России несколько лет назад, но тема эта неприжилась и деньги быстро распилили.
Вот, наверное, и все, что я хотел написать про норвежские цены. Если вдруг что-то упустил, не стесняемся, спрашиваем.
UPDATE 12.12.2012: Вот небольшая сводная статистика по ценам в Европе и Норвегии:
http://damadiluma.livejournal.com/181536.html.
UPDATE 24.10.2014:
Норвежская "дороговизна" UPDATE 27.04.2015:
Штрафы за превышение скорости в Норвегии" ОГЛАВЛЕНИЕ ВСЕГО РАССКАЗА
Автобиографическое. Жизнь в Норвегии
Часть 1. Как я попал в Норвегию Часть 2. Несколько слов о погоде Часть 3. Работа и немного об иммиграционных правилах Часть 4. Жилищный вопрос Часть 5. Норвежские цены Часть 6. Социальная система Часть 7. Норвежское детство Часть 8. Резюме