Что ни делает дурак, все он делает не так: опыты П.К. Безухова в выступлениях за Наполеона

Jul 20, 2020 05:25

Что ни делает дурак, все он делает не так: опыты П.К. Безухова в выступлениях за НаполеонаКак мы помним, к лету 1805 г. П.Безухов (Безухой) - горячий поклонник Наполеона как оберегателя и продолжателя главных положительных начал Французской Революции. Эти позиции он высказывает на июльском вечере у фрейлины А.П. Шерер (ок. 1765 - ?), а также в ( Read more... )

Leave a comment

Comments 63

ermite_17 July 20 2020, 04:11:41 UTC
Пьер не мог свои 10 лет за границей провести во Франции ввиду запрета Екатерины II русским туда выезжать. Следовательно, если страна французского языка, то Швейцария (Гельветическая республика Лагарпа, учителя Александра I)?.. - то есть место, где у романтического недоросля могла быть не самая надежная информация. Вероятно, не более надежная, чем если бы он провел эти годы в Филадельфии или в Квебеке. Иллюзии, связанные с Бонапартом, которого считали революционным генералом, только "хорошим", типа Вашингтона, были в Европе еще распространены. Собственно, первая стадия наполеоновского культа представляла его долгожданным мудрым правителем Просвещения, которым не смогли стать ни Людовик XVI, ни Лафайет, ни якобинцы, ни Директория. Бетховен вычеркнул посвящение на 3 симфонии только после коронации - а она произошла незадолго до начала действия ВиМ ( ... )

Reply

semonsemenich July 20 2020, 04:57:27 UTC
Пьер не мог свои 10 лет за границей провести во Франции
==============================================================
И тем не менее.
Например, он говорил капитану Рамбалю.
J'ai été à Paris, j'y ai passé des annés

Reply

wyradhe July 21 2020, 00:45:47 UTC
Все 10 - не мог. А часть из них - вполне мог. Он уехал в Европу в 1794/1795 г., естественно, едва ли во Францию - не в том дело, что это было запрещено (кто бы бы следил за исполнением этого запрета?), а в том дело, что неужто с аббатом-эмигрантом-гувернером он поехал бы во Францию времен войны с Первой и Вторйо коалициями? Но с 1801 по 1804/1805 он сколько угодно времени мог провести во Франции - и легально с точки зрения россии, и безопасно фактически. Как В.Л. Пушкин отменно отпутешествовал туда и обратно в 1803.

Reply

semonsemenich July 21 2020, 03:22:59 UTC
Да. Всё так. Еще бы заметил, что на хронологию самого Толстого опираться дело неблагодарное. Кто только ни обращал внимание, что он "очень небрежно обращается с реальным временем" (Набоков).
Начиная со знаменитого анахронизма беременности жены Болконского Лизи у Шерер:
Ну вот надо было графу, чтобы Андрей на войну уехал от беременной жены, а вернулся в момент родов. Раз надо, оно и сделано: признаки такие, чтоб читателя пробрало, месяцев 6-7.
Так и с проживанием в Париже и, тем не менее, хорошим русским языком Пьера: надо! Тем паче что и прожив всю жизнь в России, некоторые умудрялись по-русски говорить плохо. ("..и изъяснялася с трудом на языке своём родном"). Чего там заморачиваться такими мелочами...

Reply


ermenegilda July 20 2020, 04:39:26 UTC
Я, в свои одиннадцать, запомнила фразу виконта: "Да кто же не хочет свободы и братства?!"

Reply

wyradhe July 21 2020, 00:46:27 UTC
И я). Виконт там вообще нормальный человек с нормальными словами.

Reply


nedovolny July 20 2020, 04:43:22 UTC
Не очень понимаю - с кем спорит автор, с Безуховым, что он рассуждает нелогично и внеисторично, или Толстым? Но Безухов не обязан рассуждать логично и исторично. Это пылкий ищущий молодой человек. 90% людей рассуждают точно также - о Наполеоне ли, о Путине ли и т.д. Почему великосветский разговор должен быть математически выверен, и А. П. и Пьер и прочие говорить фактологически корректно - непонятно ( ... )

Reply

wyradhe July 21 2020, 00:57:49 UTC
"Не очень понимаю - с кем спорит автор, с Безуховым, что он рассуждает нелогично и внеисторично, или Толстым ( ... )

Reply

ermenegilda July 21 2020, 05:00:12 UTC
Хм, я в 20 (а, может, и в 8 - не помню) лет уже знала, что казнь без суда - это как-то, так сказать, несколько даже и не хорошо.

Reply

wyradhe July 21 2020, 06:22:25 UTC
Так я же и пишу: "возможно, не по своей вине, _если речь идет о психических повреждениях_".

Впрочем, в 8 лет любому простительно быть болваном в общих вопросах, тут ж кто насколько умен, и думать умеет, и добр. Один и к 5 поумнеет, другой к 12-ти..

Reply


kiowa_mike July 20 2020, 04:48:52 UTC
Да, я тоже это всё отметил недавно при чтении)))

Reply

wyradhe July 21 2020, 03:09:17 UTC
Там вообще таких моментов - океаны.

Reply


nell_2 July 20 2020, 06:01:44 UTC
Начало ВиМ - мое любимое. С вашей подачи перечитала с неизменным удовольствием. Какие там все живые люди, пара абзацев и готов человек. Умел граф.

Reply

wyradhe July 21 2020, 01:08:55 UTC
Именно! А уж кто там кому мил, а кто отвратен - это не его дело).

Reply


Leave a comment

Up