Про народную культуру и прогресс

Jun 27, 2013 17:24

Всё никак на отпустит тема внедрения в современную жизнь подлинно народной культуры. Попробую показать, что опора на древние традиции никак не противоречит прогрессу, технологиям и прочая и прочая.

Как все мы знаем, русские - это медведи, балалайки и пьяные драки. Оставим драки и медведей, посмотрим поначалу на балалайку. Эдакий эрзац гитары, скажете вы - на нём только криво-косо барыню лабать в пьяном виде. А вот и нет. Если взять этот инструмент и подойти к нему с душой, то получится вот примерно так. Архиповский рвёт шаблоны, приготовьтесь:

image Click to view



Да, это не совсем традиционная музыка - совсем не традиционная, я бы сказал - но это вполне себе пример применения традиционного инструмента в современной жизни. Слегка обработанный живой балалаечный звук - а какой эффект? И это ЖЖЖ неспроста, как говорил Винни-Пух.

Товарищи либералы и прочие общечеловеки нам всё время говорят, что-де надо оставить традицию в прошлом, и двигаться вперёд на базисе современности, в ногу со временем и так далее. А я спрашиваю - а на что опираться-то будете? Из чего будете лепить культуру современности? И вот тут - опаньки. Ибо, как я уже не раз писал - базиса у современной культуры нет никакого. Классическая музыка осталась в прошлом; советское - это вообще сотонизм с точки зрения общечеловека; народная музыка вообще для быдляка. Опираемся на рок - который, в свою очередь опирается на джаз и блюз, которые в свою очередь опираются на негритянскую культуру... Чуете, куда я клоню? Мы с вами все, выходит, толчёмся на базисе негритянской культуры, и попытки достаточно робко оспорить эту ситуацию вызывают у общечеловеков недоумение: "не замай!", "куда со свиным рылом!"

Один из основных приёмов против нашей с вами традиционной культуры - обвинение в ретроградстве. Да, она всегда направлена назад, на культуру предков, и через это не даёт такой свободы творчества, как современное "искусство". Что характерно - в классической музыке тоже необходимо знать базовые вещи, понимать тенденции и всё такое, чтобы не то что творить - просто исполнять. И только в современной музыке ничего этого не надо - "эх, рок, г**но-рок, фендер-стратокастер!"... Схватил гитару и давай лабать - я так вижу и пофиг на всё. Так кто тут отсталый варвар, интересно - фольклористы лапотные, детально копающие традицию, или сладкоголосые певички, не знающие ничего за гранью нотной грамоты?..

Народная культура - это базис, и её знать необходимо, практически всем; хотя это я уже говорил, и тем не менее - как бы вы отнеслись к "классическому" музыканту, который не умеет играть азы?.. А к математику, не знающему теорему Пифагора?.. А к историку, не помнящему дату, скажем, Дня Победы?.. Так почему можно на традиционную культуру вылазить без понимания базиса?..

Это всё я не оффтоплю - я показываю, почему фольклористы и прочие поборники традиции упирают на изучение традиций и взгляде назад, а не вперёд - потому что без понимания базиса никакого движения вперёд не будет.

Но при этом никак не следует, что традиционная культура препятствует прогрессу. Да, она его слегка притормаживает - потому что рискованные вещи отсеивает "по дефолту", не глядя; и так далее, и тому подобное. То, что противоречит национальному базису, действительно не найдёт себе дороги - ну а что вы хотите-то? Зато то, что полезно, вполне охотно принимается.

Уже не впервой встречаю оценку - причём от учёных, что важно - что староверы-де не принимают прогресс, и что следуя заветам Аввакума, надо закуклиться в быте 17 века и сидеть там не вылазя. Если честно, я эти заветы не читал, но видел, как живут люди - носители старой веры, от Ставрополья (некрасовские казаки) до монгольской границы в Читинской области. И нигде ничего подобного я там не видел.

Возможно, причина вот в чём. Как у обычных религий, у староверов есть такое понятие, как скит - это по сути монастырь, где люди целиком посвящают себя Богу. Изучением кристалльного старообрядчества, пожалуй, лучше заниматься именно там, но. Как вы понимаете, как в православии религия не кончается за стенами монастыря, так и у староверов львиная доля населения живёт в обычных поселениях, простой мирской жизнью, пусть и с постоянной оглядкой назад.

И вот тут уже возможны срывы шаблонов для неокрепшей психики. Староверы - люди очень хитрые и приспосабливающиеся, по большому счёту-то - да, они порой наивны почти по-детски, но по части приспособляемости им по сути нет равных. Если бы вас заслали на край земли и сказали "ты теперь будешь здесь жить", вы бы тоже хватались за любую возможность облегчить свою участь. Поэтому и староверы легко принимают любые инструменты, в которых видят необходимость. Появилось электричество - они тут же отказались от лучин и керосинок и перешли на лампочку Ильича. Электрочайники спокойно соседствуют с рабочей русской печкой в самой глухой деревне. Везде, где дотянулись вышки мобильной связи, пользуются мобильниками - включая старых старушек.

Как-то был в далёком селе в Туве, там тоже староверы проживают. Рассказывали мне, что местная бабка пошла к "священнику" - уставщику - спросить разрешение купить газовую печку; стара уже стала дровами топить-то. Тот подумал и отказал - "там огонь из-под земли идёт", типо геенна огенная - нельзя никак! А потом ещё недельку подумал и согласился - "да газ-то природный! Можно пользоваться".

Вот из таких вот шутливых моментов и состоит жизнь простых, не скитских староверов. Если есть возможность и необходимость - они пользуются чем угодно.

В следующем видео показано, что это не приколы советского времени, а исконная черта русских староверов:

image Click to view



После 3:30 - иллюстрация прогрессивности староверов.

Но нет же, нам будут говорить, что русский - это в косоворотке по пояс в грязи. Сами придумают себе миф и другим навязывают.



Виктор Филиппович Иванов, уставщик-начётчик старообрядческой церкви в с. Хасурта, Бурятия
Делает всё на свете (включая ту же церковь), пользуется мобильным телефоном
Это какие-то неправильные староверы, скажут учёные. Это какие-то неправильные учёные - говорю я.

Если учесть, что староверы - это, почитай, крайний случай русской традиции, то становится ясно, что народная традиция прогрессу не противоречит. Да, человек, живущий на земле, в интернетах круглосуточно зависать не будет, но это не означает, что знающий традицию должен отринуть интернет как бесовскую силу.

Жить своим умом надо, а не как в книжках написали клоуны всякие. Такое моё мнение.

Апдейт: пластиковые окна в староверском селе Большой Куналей. Сейчас там это тренд, проще найти дома с "пластиком", чем с традиционной деревянной рамой:



Забайкалье, психология, размышления, видео, культура, фольклор

Previous post Next post
Up