Продолжу традицию писать про дороги, по которым удалось проехать в ходе недавно завершённой
экспедиции 2013 года.
В этот раз рассказ будет немного поменьше и другой. По сути ситуация на дорогах почти не изменилась, поэтому желающие могут посмотреть на отчёты
2011-го и
2012-го годов.
Про заправки
Сперва хочется сказать про заправки. По трассам М53 и М55 они есть практически через каждые несколько километров; хотя если привередничать и выбирать только модные или конкретной марки, и в нужную сторону, то можно и пролететь.
Участков без заправок заметил всего 2 - один в сторону Мензы (тут без комментариев), а второй -
от Иркутска до
Култука, что уже на самом Байкале. Там реально более 70 км без заправок по трассе, причём через горки.
В этом году стало значительно лучше с "цивилизованными" заправками даже по сравнению с прошлым. Сеть заправок РосНефть дотянулась как минимум до Бурятии - то есть по всей протяжённости наших дорог. А это означает цивилизованные туалеты и горячую-холодную воду, что в дорожных условиях весьма важно. Также там есть магазинчики, где продают всякое, с возможностью расчёта карточками, что в условиях Восточной Сибири также полезно. Цены, правда, кусаются - на всех подряд заправках в Забайкалье соляра стоит под 35 рублей, тогда как в Кемеровской области - в районе 28.
У меня есть отснятые с привязкой GPS заправки по пути - правда, весьма фрагментарно; может, составлю какую-нибудь карту когда-нибудь, когда соображу как.
Виды дорог
Как уже писал по ссылкам выше, федеральная трасса в 99% - вполне приличный асфальт; примерно вот такой:
Основная проблема федеральных трасс М53 и М55 (Новосибирск-Иркутск-Чита) - в их однополосности. В этом плане не меняется практически ничего; только в Кемеровской области строители устраивают третью полосу - для обгона. Поток транспорта к востоку от Красноярска небольшой, особой нужды во второй полосе как бы и нет, за исключением обгонов - когда каждая попутная фура гарантированно означает выезд на встречку, это не добавляет счастья и умиротворения.
В этом году произошло одно существенное изменение в плохих участках дороги - наконец-то сделали дорогу в обход посёлка Замзор, которая в 2011-м году у нас стала символом плохой дороги. Теперь там все пролетают по отличному асфальту и даже не догадываются о существовании объездных колдобин. Правда, музыка играла недолго - рядышком, к востоку от Нижнеудинска (дороги в котором заделали в 2012-м) находится
с. Будагово, и теперь ат и израиль прописаны там. Порядка 20+ км плохой дороги в лучших традициях старого Замзора ждут своих ценителей.
Но, повторяю, практически 99% плохих участков по федеральным трассам означают дорожные работы - когда движение по основной трассе перекрывется и дорога запускается в объезд, качество которого мало кого волнует. Например, с прошлого года не особо заметно прогресса в прокладывании дороги в обход
с. Облепиха - по крайней мере там где его видать.
До Байкала я вообще не снимал дорогу - она, повторюсь, практически не изменилась, разве что объезды мигрируют с места на место.
После Иркутска, в горках по дороге к Байкалу
У Байкала
А вообще-то шут с ним, почему бы не показать, какие в Сибири дороги. Пусть хомякам, стонущим от их качества, будет стыдно. Буду нагло пиарить наши сибирские просторы.
Въезд в
Байкальск
Оппа...
Едем-едем вдоль Байкала
Кажется, дождик собирается...
Вперёд, на Обоо! Возле Улан-Удэ
Дорога из
Куналея в Тарбагай. НЕ федеральная трасса.
М55 у
Мухор-Шибири
Дорожка в Бичуру, в стороне от М55
Значительная часть дороги на Бичуру выглядит так
А остальное - так
Дорога Бичура-Малета
Дорога в Красный Чикой - участок через горки
Подъезжая к
МалоАрхагельскому и Чикою
Дорога в
Захарово
Дорога в село
Аца, что в тупике
Участок хорошей дороги на
Хасурту
Короткая дорожка в
Хасурту - через поля.
На этом, пожалуй, хватит. Участки плохой дороги, безусловно, есть, но в основном в глухих местах. В деревнях, безусловно, есть грязненькие проезды, да и вообще у нас в стране далеко не везде можно проехать даже на тракторе или танке, но не всё так плохо, как это кажется из окон высоких домов.
Про дорогу в Мензу - отдельным постом, это в принципе особое место и особая дорога.
<<< К сводной странице экспедиции <<<