Про современных кочевников

Aug 27, 2013 15:04

Продолжаю тему о причастности- непричастности. Как обычно - не успел завершить одну статью, как другая из неё уже просвечивает. А что вы хотите - взаимосвязи-то в мире ого-го, если на него смотреть в целом; это вам не мозаичная картинка современного общечеловека.

Для меня достаточно очевидно, зачем из современного человека лепят некое такое подобие перекати-поля; но вот назвать одним словом таких перекатишных общечеловеков у меня пока не удавалось; а вот сегодня дошло слово-определение такому подходу к жизни, когда нынче здесь - завтра там; "рыба ищет где глубже, а человек - где лучше"... Кочевники сейчас являются мейнстримом. Зачем сидеть на своей земле и возиться в грязи, когда можно залезть на коня в форд-фокус и ринуться искать лучшей жизни за горизонт...

Не могу сказать, что это однозначно плохо - в конце концов многие народности до сих пор так живут, кочевым образом жизни; на просторах Монголии, что буквально в шаге от посещённой мной недавно Мензы, чуть ли не большинство населения промышляет кочевым животноводством.

Но тут речь не про то, плохо это или хорошо - моё дело, как уже многократно говорил и писал, формировать нужные мифы и задавать правильные вопросы. Хочу показать, что современная мораль и культура горожанина - это мораль не его деревенских предков, а кочевых народностей.

Кочевник не привязан к земле, он сегодня здесь, а завтра там. Да, свои пастбища он врагу не отдаст, но и заботиться о них толком не будет - они сами собой зарастут травой за время его перекочёвок. Тогда как у осёдлого крестьянина землица - это главное богатство, и за неё он готов воевать не только с врагом, но и со зверем и с самой природой.

Крестьянин не ищет лёгких и лучших путей - он сам переделывает мир под себя. Непригодная для пахоты земля - фигня война, распашем и станет пригодная. Кочевник же пользуется тем, что послал ему внешний мир без вмешательства в его процессы. Возможно, это более экологично, но более ли технологично?

Но самое большое отличие - в ассоциации себя с землёй и окружающим миром; для крестьянина земля почти в буквальном смысле - Мать. Он всем ей обязан; и он будет всеми силами цепляться за то, чтобы она была в порядке; он не будет выжимать из неё все соки для получения сиюминутной прибыли, ибо иначе сдохнешь на следующую зиму. А кочевник в общем-то может, особенно забредя на чужую землю.

Вот такие вот невесёлые аналогии у меня появились при взгляде на современного общечеловека, жителя мегаполисов в первом-втором поколении, не ассоциирующем себя с окружающим миром, и пользующимися любыми способами, чтобы набить свой собственный карман, пусть и в ущерб остальным. Сегодня я тут, а завтра уже вон туда убежал.

Подобная мораль и бизнесу вредит, инфа 146%. В своей работе постоянно сталкиваюсь с ротацией кадров - молодёжь приходит в контору, нахватается по верхам и сваливает на тракторе в более перспективные места - хотя те, кто подзадерживаются, работают и не жужжат годами. В итоге и дело страдает - только обучили спеца, как уже нового обучать пора; да и подобные перекочёвки в общем-то не лучшим образом отражаются на моральном состоянии самих кочующих. Но что делать, так принято-с. Я так тоже жил какое-то время, после дембеля из рядов РККА - лет 5 кочевал по разным работам, пока сюда не прибился. Тогда это, правда, было в основном связано с кидаловом - обещали платить N теньге, платят половину...

На самом деле такое отношение меняет почти всё; то ли ты будешь упираться до последнего, помогая своему делу, или при первых же признаках проблем начнёшь искать место для откочёвки. Культуры у осёдлого и кочевника - разные.

И вот к сожалению в последнее время в мире именно кочевая культура берёт верх над осёдлостью, несмотря на всю очевидную бредовость и нарушение теории эволюции. В обычной жизни осёдлые народы практически никогда не становились кочевыми - для них это считай что трагедия, ведь потерять дом - считай потерять всё. А тут запросто, сами себя превращаем в перекати-поле.



Современные монгольские кочевники
Безусловно, у кочевого образа жизни своя эстетика, и, безусловно, он достоин права на жизнь, и нельзя обрушиваться на него с проклятиями. Но моя задача - показать, к чему стремится и куда идёт современный человек, со своими понтами и мечтами о лучшей жизни.

Думаю, и в Монголии общечеловеку руки не пожмут, ибо мелочен он и суетлив, что неприемлемо для настоящего кочевника. Но это уже - проблемы индейцев.

>>> Про причастность и политику >>>

терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up