Вечер в Мензе у Елизаветы Ивановны, 13 июня

Jul 04, 2014 16:42

<<< Про поездку в Укыр <<<

Продолжаю описывать экспедицию-2014 в Забайкалье.

После целой серии встреч в с. Укыр вернулись в Мензу, где у нас была договорённость о встрече с Елизаветой Ивановной Крюковой, с которой в прошлом году не удалось пообщаться - вот, навёрстывали. :)

По пути проезжали мимо разрушенной церкви села - по просьбе одного из читателей приведу несколько её фотокарточек:



Разрушенная церковь и памятник
Хотя Мензу события 1921-го года затронули куда меньше, чем Укыр, тут также вырезались целые семьи.



Со стороны входа



Со стороны речки



Вид от церкви на реку. Самой реки не видно, тут крутой бережок



У Елизаветы Ивановны нашлось немало старинностей

Приведу несколько фоточек местного костюма - это не лучшее качество, есть raw-исходники, где разрешение получше; если кому из спецов надо, обращайтесь, детали можно получше рассмотреть.
Елизавета Ивановна родилась в с. Дакитуй, и костюм у неё оттуда, хотя он почти не отличается от укырского. Как-то так получилось, что все мензенские бабуси, с которыми общаемся - семейские, кто с Укыра, кто с Кочона, кто вот с Дакитуя, а это всё чисто семейские сёла. Хотя Менза до событий 1921-го года была чисто казачим селом, "моноэтническим" (с).

Отличительная особенность местного костюма - вольность в деталях. Тут распространена техника "кто во что горазд", причём не в современной трактовке, а именно у этнографических, старинных, костюмов. Длина рукавов то такая, то сякая; тут лямки сарафана шьются так, а тут сяк; на некоторые запоны (фартуки по-местному) пришивают полоску не-родного материала - потому что пояс тут принято носить под запоном, и это типа визуально заменяет пояс; а на некоторые - не пришивают. Полный разброд! :) Приведу два варианта костюмов - хотя они отличаются только головным убором; на незамужнюю Аринку повязали простой платок, а на Оксану завязали камлычку, вспомнили уроки тёти Поли и тёти Ани из Укыра. Простоволосыми ходить вообще было не принято, грех.

Про обувь - богатые тут ходили в ичигах, мягких кожаных сапогах, и летом и зимой. Кто победнее, носил чирки - кожаные тапочки, зимой подкладывали в них траву или сено для теплоизоляции. Летом в основном ходили босиком. На работу и охоту делали обувку из куска кожи и верёвок, по типу сандалий - называются "моршни" или "поршни".

А что вы хотите, аккуратность в костюме должна присутствовать, дабы не уподобляться.



Девичий костюм с. Дакитуй. На голове платок, на ногах ичиги - богачка ;)



В профиль



Вид сзади



Женский костюм с. Дакитуй. На голове камлычка, на шее жерёлок, на ногах всё те же ичиги






...вид сзади...



...в профиль... ну, почти...



Жерёлок - это такое самодельное ожерелье. В древности, возможно, были из жемчуга, а сейчас просто бусинки и стекло



Ткали не только рушники и пояса, но и вот такие вот завязочки на ичиги. Только первые ткались на станке, а завязки и прочая "мелочь" - на бердышке.



Елизавета Ивановна рассказывает

Записали у Е.И.Крюковой массу рассказов и историй. Выложим позже.

После возвращения домой принялись готовиться к концерту, который должны были дать на следующий день в клубе села. И на этом бесконечный - и самый продуктивный за поездку - день 13 июня завершился. Хотя ещё предстояла масса интересного на следующий день...

>>> Про концерт в Мензе и дальнейшие события >>>

<<< К сводной странице экспедиции <<<

поездки, Забайкалье, фоторепортаж, культура, фольклор, "Полынь"

Previous post Next post
Up