<<< Про поездку в Укыр <<< Продолжаю описывать
экспедицию-2014 в Забайкалье.
После целой серии встреч в с. Укыр вернулись в Мензу, где у нас была договорённость о встрече с Елизаветой Ивановной Крюковой, с которой в прошлом году не удалось пообщаться - вот, навёрстывали. :)
По пути проезжали мимо разрушенной церкви села - по просьбе одного из читателей приведу несколько её фотокарточек:
Разрушенная церковь и памятник
Хотя Мензу события 1921-го года затронули куда меньше, чем Укыр, тут также вырезались целые семьи.
Со стороны входа
Со стороны речки
Вид от церкви на реку. Самой реки не видно, тут крутой бережок
У Елизаветы Ивановны нашлось немало старинностей
Приведу несколько фоточек местного костюма - это не лучшее качество, есть raw-исходники, где разрешение получше; если кому из спецов надо, обращайтесь, детали можно получше рассмотреть.
Елизавета Ивановна родилась в с. Дакитуй, и костюм у неё оттуда, хотя он почти не отличается от укырского. Как-то так получилось, что все мензенские бабуси, с которыми общаемся - семейские, кто с Укыра, кто с Кочона, кто вот с Дакитуя, а это всё чисто семейские сёла. Хотя Менза до событий 1921-го года была чисто казачим селом, "моноэтническим" (с).
Отличительная особенность местного костюма - вольность в деталях. Тут распространена техника "кто во что горазд", причём не в современной трактовке, а именно у этнографических, старинных, костюмов. Длина рукавов то такая, то сякая; тут лямки сарафана шьются так, а тут сяк; на некоторые запоны (фартуки по-местному) пришивают полоску не-родного материала - потому что пояс тут принято носить под запоном, и это типа визуально заменяет пояс; а на некоторые - не пришивают. Полный разброд! :) Приведу два варианта костюмов - хотя они отличаются только головным убором; на незамужнюю Аринку повязали простой платок, а на Оксану завязали камлычку, вспомнили уроки тёти Поли и тёти Ани из Укыра. Простоволосыми ходить вообще было не принято, грех.
Про обувь - богатые тут ходили в ичигах, мягких кожаных сапогах, и летом и зимой. Кто победнее, носил чирки - кожаные тапочки, зимой подкладывали в них траву или сено для теплоизоляции. Летом в основном ходили босиком. На работу и охоту делали обувку из куска кожи и верёвок, по типу сандалий - называются "моршни" или "поршни".
А что вы хотите,
аккуратность в костюме должна присутствовать, дабы не уподобляться.
Девичий костюм с. Дакитуй. На голове платок, на ногах ичиги - богачка ;)
В профиль
Вид сзади
Женский костюм с. Дакитуй. На голове камлычка, на шее жерёлок, на ногах всё те же ичиги
...вид сзади...
...в профиль... ну, почти...
Жерёлок - это такое самодельное ожерелье. В древности, возможно, были из жемчуга, а сейчас просто бусинки и стекло
Ткали не только рушники и пояса, но и вот такие вот завязочки на ичиги. Только первые ткались на станке, а завязки и прочая "мелочь" - на бердышке.
Елизавета Ивановна рассказывает
Записали у Е.И.Крюковой массу рассказов и историй. Выложим позже.
После возвращения домой принялись готовиться к концерту, который должны были дать на следующий день в клубе села. И на этом бесконечный - и самый продуктивный за поездку - день 13 июня завершился. Хотя ещё предстояла масса интересного на следующий день...
>>> Про концерт в Мензе и дальнейшие события >>> <<< К сводной странице экспедиции <<<