Про посещённые Омские заводы

Oct 23, 2014 19:06

На всякий случай подстрахуюсь - хотя подобная картинка далеко не только на посещённых заводах, и не только в Омске. :)

Недавно написал статью " почему я не верую в Путена", и в ней упоминал о состоянии отечественной промышленности. Хотя, как мы знаем из СМИ, страна встаёт с колен, ВВП растёт а цены падают и всё такое, но по долгу службы мне приходится постоянно мотаться взад-назад по всей стране; вот картинка странствий в 2012 и 2013-м годах. И езжу я вовсе не по туристическим местам, а практически всегда по промышленности - в основном крупной, уровня "от 1000 работников и выше"; хотя всякое бывает, пару недель назад обучал вообще одного дядечку (единственного работника предприятия :)), зато по удалёнке, через скайп. :))

Картинка везде с особенностями, но обычно в одном ключе - сокращение штатов и параллельно повышение темпов производства - и при этом, вестимо, почти без вложения средств в основные фонды, сиречь собственно средства производства. Всё прямо по классикам марксизма - эксплуатация возрастает параллельно с повышением прибыли. Правда, речь сегодня про другое. :)

Первый из посещённых в этой поездке заводов - ОАО "Высокие Технологии", бывший советский "Омский агрегатный завод". Выпускает агрегаты для двигателей самолётов и вертолётов, гражданских и военных; ранее выпускал запчасти и к автобусам "Икарус".



Снеговик у цеха №1 "Высоких Технологий" :)))

Замечу, что запчасти для военной авиации выпускает частная контора; сейчас она, паче чаяния, проходит частичную модернизацию - в вышеупомянутом цеху№1 устанавливается (или уже установлена) японская линия (а на официальном сайте упоминается и о немецких и швейцарских станках). С одной стороны - это хорошо, но с другой - если вспоминать о идущей волне санкций, то как-то не очень. Ведь нынче-то, в отличие от времён Индустриализации, мы покупаем не технологии полного цикла, а готовый продукт, который ни починить, ни настроить толком самостоятельно не можем. Это к вопросу о востребованности отечественного машиностроения. Конечно, проще купить готовый продукт задорого, чем поддеживать отечественное, но правильно ли это, тем паче в военной отрасли?

Одно из первых впечатлений при посещении "Высоких Технологий" - разгороженность заборами. Ранее, "при советах", то есть фактически с момента основания, завод занимал куда большую площадь, но где-то год назад часть территорий сократили - и, видимо, продали; теперь площадь завода сократилась то ли вдвое, то ли втрое. Очередное вставание с колен. В целом понятно, многие категории продукции сокращены, гос. заказ относительно невелик - зачем держать территорию близко к центру города? А с другой стороны - коли потребуется стране масса еропланов, где на них бензонасосы делать - в офисе?

Следующая остановка - весьма кратковременная - завод полипропилена "Полиом". Тут я был набегом и даже на территорию не проходил, так что про сам завод врать не буду. Но удивил тотальный транспортный коллапс вокруг него - несмотря на то, что завод довольно крупный и вроде как преуспевающий (нефтехимия всё-таки), до него не ходит никакой транспорт - от ближайшей "остановки" до него ходу почти километр (!) по обочине шоссе. Видимо, рабочих сюда завозят на каких-то адских колесницах, а вот что делать посетителям, не понятно. :) Ну, в данном случае это, можно сказать, проблемы индейцев.

На обратном пути всё стало ещё хуже. :) Не найдя остановки там, где я выходил (это было нечто в духе "останови вот тут"), попёрся туда, куда вёл ДубльГис - к остановке у каучукового завода - это ещё километр и тоже по бездорожью (тут ещё погодка подвела). И после подобных блужданий пришлось ещё 35 минут (!) ждать хоть что-то, идущее в нужную сторону (за это время прошло 3 маршрутки в ненужную :))...

Это я всё не к тому, какие мытарства приходится преодолевать, а о покрытии индустрии транспортом. Раньше к заводам чуть ли не ветки метро тянули (самарское метро как клинический пример), а теперь маршруток жалко. Вот вам и перемога и вставание с колен. Понимаю, что есть служебный и личный транспорт, но тем не менее всякие случаи бывают, и ездить туда-сюда всё равно людям надо - а не на чём. Возле офисных зданий таких коллапсов я не видал, даже за городом. :)

Ну и напоследок - про МПО им. Баранова, основной продукцией коего являются военные авиадвигатели (где-то я такое уже слышал). Обстановка на виденной части завода напоминает годы его эвакуации из Запорожья в годы ВоВ; причём в отделе главного метролога (где я и находился) недавно даже делали ремонт, а сильно лучше не стало. :))) Вообще служба метрологии - автоматизацией которой я и занимаюсь - всегда находится на положении Золушки (прибыли не приносит, а вот расходов - очень даже ничего, на процесс поверки-то), но именно почему-то на "военных" авиадвигательных заводах - что тут, что на уфимском УМПО - даже учёт приборов до последнего времени вёлся... на бумаге, хотя, казалось бы, для чего компутеры-то нужны, как не для учёта. Только внедрение нашей программы подвигает завод к установке компутеров и проведении сетки к в общем-то достаточно важным (хоть и вспомогательным) службам производства. Тогда как в офисах - ну, вы поняли.

И здесь тоже сокращения (включая сокращения территории и выведении ненужных цехов из эксплуатации), и и прочая запущенность - как говорят "мои" метрологи, "что вы хотите от завода, которому 100 лет". Очевидно, проблемы не в возрасте, а в состоянии умов и отношении коллектива к происходящему - а оно кругом достаточно пессимистическое.

Не то, чтобы "всё пропало", но скорее "а оно мне надо?". Как уже писал в статье " про мотивацию", народ у нас в массе своей категорически де-мотивирован, и этим во многом объясняется нынешнее положение дел, когда мы за 14 относительно "жирных" лет толком не создали ничего нового и лишь лениво эксплуатируем старые фонды - дороги, электростанции, больницы и так далее. Потому что нет ответа на главный вопрос "зачем" - а без смыслов работать - даже за деньги - народ у нас не будет, инфа 146%. Отдельные личности - будут, у которых собственные смыслы в головах, а массы - даже за большое бабло будут коситься на сторону и говорить, что "вон там больше получают и мы такую зарплату можем даже немного вредить" - видел такое и в московских офисах, и на сибирских трубах "Транснефти".

В целом не скажу, что как-то тут что-то выделяется, но это-то и плохо - ситуация кругом достаточно печальная, в общем плане, и такое положение дел - в среднем по больнице. Где-то (например, в портах Транснефти) - лучше, где-то хуже. Но пока что встать с колен как-то не очень получается - скорее, на карачках ползём потихоньку; уже движемся как-то, но назвать это нормальным как-то не выходит. А ведь речь-то про стратегические отрасли...

Есть, наверное, и успешные производства. Но масса остальной промышленности как бы намекает, что не всё в порядке в датском королевстве...

поездки, экономика, размышления, командировки

Previous post Next post
Up