Как бы в продолжение старой статьи "
О смысле", хотя и слегка в другом разрезе. Время прошло, приоритеты поменялись, пора актуализировать темку-то. :) Также - в продолжении поста
о утере идеи.
Частенько встречаю - даже у самого себя - ситуации, когда некогда подумать над тем, чем занимаешься. Не в смысле деталей, а вообще - зачем всё это? Вопросы "зачем да почему", имхо, человек должен регулярно задавать сам себе - не потому, что он дурачок и не понимает, а для поддержания
критического взгляда на жизнь.
Смысл - это не только красивые слова и заумные завывания, это в некотором роде цель и ориентир, для чего вы делаете то или сё. И он определяет не только ЧТО вы делаете, но также и то, КАК вы это делаете. От разного понимания смыслов сильно меняется отношение к происходящему - недаром я частенько говорю, что современный человек часто живёт
не своим умом, его жизнь во многом бессмысленна, для него самого.
Отойду от громких красивых слов и приведу практический пример. Историки отмечают факт, что в дореволюционной России значительная часть коммерческих договоров заключалась... устно. То есть купцы-заводчики ударили по рукам и всё, слово свято. В современной же Россиюшке, после кардинального слома смыслов в течение 20-го века, даже наша небольшая программерская фирма при штате менее 50 голов вынуждена держать собственного юриста на полную ставку - потому что иначе обуют и ничего не дадут; это при том, что мы работаем преимущественно с крупной промышленностью, которую в одночасье не закроешь и на бомжа не перепишешь. Как уже писал в
статье про "манименов", сейчас смысл "бизнеса" кардинально другой - не делать дело, а делать деньги. Даже на очень большом и красивом уровне, увы. Недаром постоянно упоминаю про Золотого Тельца как
единственный смысл в жизни современного человека - если призадуматься, то всё становится весьма очевидно.
Во многом потому нонешнему человечку не дают задуматься над смыслами -
темп жизни взвинчен усилиями СМИ,
рекламой и прочими бессмысленными с точки зрения человека вещами. Обращаю внимание - самому человечку такое положение дел по сути вредит, но вся современная культура построена так, что инфицированные ей граждане будут защищать "нормальное" положение дел от посягательств всякого рода фундаменталистов и просто маргиналов; "не замай, живу как хочу!". Да ничего подобного, если задуматься - вы живёте не как вы хотите, а как вам говорят из телевизора, из рекламы и прочих топ-блогов, увы. Потому что задумываться о смыслах в современной культуре не принято, "всё же и так понятно".
Культура современного человека построена на удовлетворении желаний - и эти желания, как нетрудно догадаться, заключены не в чтении Ахматовой или Мандельштама, а в куда более материальных вещах. Потому что на поэзии больших денег не сделать, а вот на БигМаке или там горных лыжах - вполне; нетрудно догадаться, в какую сторону будут зазывать билборды и контекстная реклама. :)
В очередной раз повторю, что, возвращаясь "в цивилизацию" откуда-нибудь из забайкальской или алтайской глубинки, сразу бросается в глаза вал
бессмысленной информации, окружающий тебя в городе; это при том, что живу я в тихом умиротворённом месте, в транспорте не езжу (и личного не имею) и вообще под рекламное воздействие практически не попадаю, в отличие от. Так что для меня любая поездка "в город" - это ровно такой же серфинг промеж бессмыслицы, на которую горожане уже просто не обращают внимания, но мне-то буквально в глаза бьёт. Вы можете сказать, что "на вас это не действует" - но если бы не действовало, тратили бы "бизнесмены" денежку на билборды и рекламу в метро? Расценки посмотрите и прослезитесь - а если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. (с) Все эти зазывалочки там и тут очевидно побуждают человека сделать что-то, что, как ему самому кажется, он хочет сам, но если спросить "а какой в этом смысл?" - то в ответе я не уверен.
Смысл в его "
общечеловеческом" понимании - в собственных желаниях; просто "я так хочу". Но, как нетрудно видеть из абзаца выше, и вообще исходя из состояния
правдивости информации в нонешнем мире, как-то так интересно получается, что этот смысл сводится к выполнению чьих-то корыстных интересов; производителям разнообразных товаров всё время надо что-то вам впарить, и "ваши" желания всё время будут корректироваться в ту или иную сторону.
Недаром в т.н. "развитых" странах
индекс счастья не превышает оный в относительно слаборазвитых странах - в числе наименее счастливых стран наряду с нашей Россией почему-то присутствуют... США - те самые, где вроде как рай на земле и всё замечательно и красиво. Можно по-разному относиться к этим "индексам", но факт остаётся фактом - счастья людям фальшивое изобилие не приносит.
На мой взгляд, тут всё дело именно в смыслах. Когда у человека есть какая-то цель, и он к ней с разной скоростью, но всё же движется, он понимает осмысленность собственной жизни и вполне себе счастлив. Смысл в навязанных рекламой покупках отсутствует в принципе - потому что, напоминаю, смысл именно в покупках, и, купив самый навороченный гаджет или спорт-кар, буквально сразу же вас начнут разводить на покупку чего-то другого; в результате счастье от покупки весьма кратковременное, а путь к новой сравнимой занимает массу времени. Если вспомнить про
культуру тунеядства - современный человек считает труд чем-то тяжёлым и не приносящим никакого счастья - то затраты сил и нервов на практически любую покупку не перевешивают получаемое от покупки счастье; вот и ответ, почему смысл удовлетворения собственных хотелок (чуть не написал - самоудовлетворения) наверняка не принесёт вам счастья и умиротворения. Смысл надо искать в чём-то другом.
А вот в чём другом искать смыслы - тут уже решайте сами. Тут самое главное - именно для себя решить, что приоритетно, а что нет. От того, что мы сами понимаем под смыслами в жизни, в общем-то, как уже выше говорил, многое зависит - не только, ЧТО мы делаем, но и КАК мы это делаем. Не предлагаю заниматься поиском какого-то всемирного смысла всей жизни, но в своей собственной жизни какие-то смыслики найти, на мой взгляд, полезно.
И ее стоит откладывать поиски смыслов "на потом" - если вам некогда понять, что, зачем и как вы делаете, то какой смысл в ваших действиях?.. Просто "
так надо"?.. толково придумано. Если не ощущаете себя барашком, которого ведут куда-то большие дяденьки, то нужно собственной головушкой соображать начинать, и соображалка начинается как раз с вопросов "Что, зачем и почему"? То есть - с поиском смысла в происходящем. Смыслы - это как ориентиры в пространстве, от положения которых зависит, куда и с какой скоростью грести; и то, что у людей вытравливают само желание само-определения, уже должно намекать на разное. Носиться без цели и смысла взад-назад - немного не наш метод, такое моё мнение.