Статья-размышлизм, в которой попробую обмозговать тему виртуальности в культуре; в продолжение статьи
про виртуальность.
Как показывал в прошлой статье,
виртуальность - это не что-то такое плохое. Любая фантазия - это по сути виртуальность; однако следует ли нам обличать фантазии? Большинство игр (от детских до дедских) - также практически виртуальны, и тут уже не всё так однозначно, однако прятки и "Зарницу" сложно упрекнуть в грехах, несмотря на отсутствие практических результатов. Виртуальность, несмотря на отсутствие немедленных результатов, вполне может приводить к вполне реальным результатам когда-нибудь потом; как "поездки" на симуляторе вождения вскорости приводят к освоению вполне реального вождения, так и многие игры приводят к реальным навыкам. Когда игра имеет образовательный смысл, тогда и результаты у неё реальны (хотя и не всегда).
Примерно на эту тему я ранее писал
про образование в разрезе культуры - теперь подхожу к тому же с другого бока. Как и в прошлой статье, также сделаю важное допущение в начале статьи - по-моему, понятие "культура" во многом также располагается в области виртуальности. Культуру не потрогать и толком даже не услышать - её надо понимать. Древние сооружения, утратившие свой первоначальный смысл, превращаются в культурные объекты - потому, что они важны для носителей этой самой культуры. Без понимания культуры любой Колизей, Парфенон или Мавзолей - кучка камней; но мы смотрим на камни и видим историю народов и цивилизаций, и это в общем и есть культура.
Более того скажу - культура в общем-то и есть основной носитель виртуальности в нашем мире; естественно, этот термин надо понимать в широком смысле, не только как колонны и скрипки. Жизнь простого человека весьма однообразна, и мало кто может не то что заглянуть в завтрашний день, но и банально разнообразить свой повседневный труд; в основном дом-работа, а у кого-то и вовсе один дом (намекаю на домохозяек; и это не упрёк, а в общем-то следы традиционного уклада жизни). В условиях монотонного труда человеческое сознание быстро деградирует до животного уровня, если его не взбодрять иньекциями виртуальности - то есть чего-то, разнообразящего жизнь. Да, как-то так выходит, что если ограничиться сугубо материальными вещами, то человек и всё общество приходит в беспорядок - хотя, казалось бы, наоборот, отринуто всё "лишнее", только польза, только хардкор! Вот вам и ответ, зачем массы народа испокон веку то в религии уходят, то в идеологии разные, то в секты и так далее.
Вот у животных с этим всё в порядке - виртуальностей у них нет, одни рефлексы да инстинкты (утрирую немного). Хорошо ли так жить, когда всё кругом предельно материально - если что-то нельзя сьесть, то это бесполезно - догадаться нетрудно. Человека отличает от животных не только труд как таковой, но и способность к фантазии, которая - что важно - позволяет реализовываться в той или иной форме в реальности, пусть и не сразу. Животные, возможно, тоже фантазируют, только про это мы не знаем, и вряд ли когда-нибудь узнаем.
Культура в этом аспекте - способ направить фантазию людей в полезную для общества сторону; и местами просто включить оную. :) Как говорил ранее, есть культура низовая, культура народа, и есть культура "элитарная", культура для народа - и они обе необходимы; народная культура нужна, чтобы человек в принципе не чувствовал себя животным; а "элитарная" культура нужна для обмена культурной информацией между слоями населения. В древности - и буквально до начала 20-го века :)) - в роли "элитарной" культуры выступали религии, которые затем уступили эту нишу газетам и прочим СМИ.
В чём центральное отличие между двумя типами культур - достаточно понятно и так, но посмотрим на это в разрезе виртуальности. Простой человек, не имеющий других развлечений, развлекает себя сам, с помощью баек, песен и прочих не-материальностей - тем самым облегчая себе "реальную" жизнь за счёт "виртуальности" (знакомая картина, не находите? :)). Ключевое понятие тут - сам. То, что человек воспроизводит сам, передаёт окружающим, детям и вообще следующим поколениям - это и есть низовая, народная культура. Она зачастую не-материальна (сиречь по большей части виртуальна), и направлена зачастую на развлечение, но также в значительной части обладает и образовательной функцией - потому что откровенную бессмыслицу передавать из поколения в поколения мало кто может.
"Элитарная" же культура, которая для народа - это не всегда плохо, как может показаться из моих предыдущих статей. :) Это - тоже виртуальность, но уже значительно более направленная на достижение нужного кому-то результата - потому что, в отличие от простонародной культуры, "элитарная" - это работа. Простого человека не заставишь петь песни, которые ему не нравятся - если только на показ перед начальством, он потом скрутит фигу и плюнет за углом; а распространители "элитарной" культуры за это распространение деньги получают, поэтому могут и поступиться принципами. При этом не факт, что "элитная" культура распространяет один вред - тогда бы её никто и не слушал; она несёт полезную функцию примеров высокой культуры, доступной только профессионалам, и просто информирование о том и сём; опять же стандартизация культуры это не только плохо, но и хорошо - если в каждом ауле будет свой собственный язык и свои песни, то ни о каком народе, обществе и стране за пределами каждого отдельного аула говорить не придётся.
Казалось бы, первоначальная мысль уже окончательно потеряна - но нет, всё под контролем. :)) Ворочаюсь на путь рассмотрения культуры со стороны виртуализации.
Самая суть культуры имхо - дать человеку что-то большее, чем опостылевший быт и банальная реальность. Причём в идеале - с практическим применением оного, дабы не уподабливаться жЫвотным, неспособным к виртуализации сознания и измеряющим всё в колбасе бананах; без образовательной функции культура по сути - развлечение, вызывающее аналогии с собачками Павлова - нажал на кнопку, получил дозу удовольствия; эдакая виртуальная наркомания.
Как не раз уже говорил, в роли современной "культуры" сейчас выступает реклама - тоже вроде бы виртуальность, красивые вертящиеся картинки там и сям, визуально вроде бы безвредные, но приводящие к вполне реальным покупкам. Обычная же культура - со скрипками и бас-гитарами - к практическим результатам не приводит, и остаётся в рамках виртуальности, формируя общественный фон, то есть выполняя те же задачи "элитарной" культуры, что и реклама, только менее явно и без практического применения; реклама же
перепрошивает нашу операционку куда более действенно и практически не стесняясь.
Ну куды хрестьянину податься?.. Вспоминаем про народную культуру - она, по идее, неотъемлемая часть культуры вообще; все тысячелетия до начала-середины 20-го века именно она и составляла основу культуры; "элитарная" культура представляла лишь небольшую надстроечку - пусть, возможно, и лучшую часть культуры. С появлением радио и особенно ТВ необходимость в само-виртуализации начала пропадать - человеку начали давать целые вагоны виртуальностей просто так, практически бесплатно. Не надо ничего придумывать, творить или передавать - всё придумано до нас, включил приёмник и получай свою дозу виртуала. И это фактически убило народную культуру как основной аспект культуры.
Напомню, что основная задача культуры как таковой - дать человеку нечто за пределами его повседневных забот и привычного окружения; и с этой задачей масс-культура справляется куда лучше народной культуры, которая базируется на всё том же окружении, только добавляет в него красок и фантазий. У "элитарной" культуры эпохи до-СМИ не было задачи заменить народную культуру - она её дополняла; а современная культура (возможно, даже не ставя такую задачу) по сути уничтожила бОльшую часть человеческой культуры, которой является народная культура.
И здесь основная причина имхо в человеческой ленности - уйти в виртуал можно либо фантазируя, либо созерцая; второй путь, очевидно, проще. Зачем напрягаться и творить (даже что-то виртуальное), если можно взять готовое, уколоться и забыться. Вот так телевизор и радиоприёмник заменили реальное человеческое общение, пусть и с виртуальными целями. :) А с этим из культуры ушло и образование - у народной культуры, несмотря на всю её неотёсанность, сугубо материальные цели, через социализацию и воспитание нужных обществу навыков; а у масс-культуры либо развлечения без смысла, либо получение материального профита из людей - и нигде нет образования и передачи опыта. Благодаря особенностям общества потребления современная культура вообще выродилась во что-то глубого деструктивное по отношению к личности и обществу; ну да про это я уже много раз писал. А ведь противостоять-то этому нечем - народной культуры уже практически не осталось.
Под народной культурой я тут подразумеваю нечто такое, что передаётся между людьми самостоятельно, с минимальным влиянием со стороны "элитарной" культуры. Понятно, что массы по-прежнему слушают разные песенки и даже совместно что-то там творят - но это, как правило, либо удел одиночек-бардов (
в широком смысле), либо перепевки и ретрансляции масс-культуры. А снизу-то собственной волны не поднимается и не наблюдается.
Поэтому мои коллеги-фольклористы так старательно и реконструируют быт эпохи до-СМИ - чтобы понять, как это вообще работает - и это в некотором смысле действительно работает до сих пор. Без подобного базиса мы так и будем перепевать и перехрюкивать продукцию масс-культа, в какую обложку его не заворачивай. Созерцать проще, чем фантазировать - поэтому слушать ДипПёпл или Владимира Круга будет всегда проще, нежели самому что-нибудь творить... и что тут поделать, я даже и не знаю. Только пропаганда народной культуры - именно как культуры, а не хрю-му в микрофон, такое моё мнение.
В оконцовке в качестве музыкального примера
ещё раз приложу песню про Крым - как пример современного народного творчества:
Click to view
С одной стороны - вроде бы чистая виртуальность (ну какой с песенок толк?), но с другой - формирование определённого культурного посыла, независимо ни от какой пропаганды и всё такое.