Вчера на репетиции
банды что-то подняли тему виртуальности, вот и захотелось на эту тему чего-нибудь накалякать - как обычно, покопаться в терминологии и значениях. В статье будут некоторые достаточно вольные трактовки.
Для начала - не будем путать виртуальность и виртуальную реальность - это разные вещи; под напором фильма
Матрица эти термины начали путать; а здря.
Виртуа́льность - (
лат. virtualis - возможный) - объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях.
В то время как
Виртуа́льная реа́льность, ВР - искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности (
англ. virtual reality, VR) - созданный техническими средствами
мир (
объекты и
субъекты), передаваемый человеку через его
ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие.
На первый взгляд это вообще разные вещи - ВР сконструирована компьютером, а просто виртуальность сконструирована... нашим воображением. В
недавней статье писал, что человек в некотором роде тоже - компьютер, многие вещи в наших мыслительных процессах можно описать в тех же терминах, что и компьютерные программы и информационные технологии в целом. Про это и будет статья.
Сразу же сделаю главное допущение данной статьи - на мой взгляд, практически любая
игра - это погружение в виртуальность. Хотя из определения игры этого вроде и не следует, тем не менее основная фишка игр в том, что у них нет практического результата, точнее он существует исключительно в нашем с вами сознании и воображении. Процесс игры есть, а результата нет - вот вам и показатель, что игра происходит в виртуальном пространстве. Некоторые игры (например, брачные :)) в общем-то приводят к результатам - но, если задуматься, то они это делают не напрямую, а через изменение отношений и социализацию, которая в нынешнем мире вполне достижима и через виртуальность.
Ребёнок, играющий в куклы или машинки, фактически находится в своей собственной виртуальности - для него кукла это, например, принцесса, а машинка - вполне реальное авто, которое ездит туда-сюда с какими-то своими целями. С точки зрения здравого смысла возня ребятишек не имеет ни смысла, ни результата - однако же мы не обзываем их геймерами, погрязшими в виртуале. :)
Практически то же самое происходит, например, при игре в футбол - несмотря на всю её "кажущуюся" реальность. :) Здоровенные лбы бегают и пинают мяч - ради чего? Я сам в своё время (вполне взрослое) бегал с мячиком по "песчанке" и прекрасно представляю, когда тебе прилетает мячиком, то это более чем реально. :)) Однако не будем забывать, что речь не идёт о виртуальной реальности - в этом смысле игры без использования компьютеров, очевидно, не находятся в ВР - а о виртуальности, в смысле состояния процесса действий. Если не брать в расчёт профессиональный спорт (который,
на мой взгляд, извращение над здравым смыслом), то побегушки-поскакушки с мячиком и без фактически позволяют участникм процесса погружаться в виртуальность - то есть мир, живущий по собственным законам, отличным от "реального мира".
Апофигеозом виртуальности можно считать
ролевые игры - не компьютерные, а настольные, и особенно - полевые. В сознании обывателя этот термин ассоциируется с чем-то из разряда БДСМ - однако в той же википедии данное значение у термина "Ролевая игра" является мелким подпунктиком психологической игры - несмотря на все старания западной пропаганды раскрутить и извратить смыслы понятий. Про настольные ролевые игры (в жанре фэнтези) снят неплохой любительский фильм
The Gamers (увы, без перевода); надо сказать, что
полевые игры примерно так же и выглядят, только уже без настольной составляющей. :)) Здоровенные лбы размером с футболистов собираются где-нибудь на местности и начинают себя вести как орки или драконы - зрелище не для слабонервных, сам принимал участие в молодости; на непосвящённых действует безотказно. :) Несмотря на всю "реальность" происходящего - ветер, местами снег, мечи, которые реально бьют и щиты, реально защищающие - всё происходящее по сути является многопользовательской виртуальной игрой.
Страйкбол или
пейнтбол - это в некотором роде адаптация ролевых игр к современной реальности, эдакая гипертрофированная дедская войнушка - и тоже, как нетрудно догадаться, виртуальность.
Поэтому имхо нельзя говорить, что игры - это зло, даже когда они очевидно не приносят никакой пользы. Безусловно, есть разного рода искажения и извращения, которые переводят виртуальность фактически в заменитель реальности - но это уже описывается совсем другими терминами, из разряда психиатрии - например,
шизофрения. Безусловно, есть деструктивные игры - например, часть азартных игр, направленная на извлечение прибыли из игроков - однако я бы не стал обвинять в грехах, например, все карточные игры, хотя значительная часть из них является азартными. И таки да, карточная игра - голимая виртуальность.
Что-то я разошёлся в описании игр, хотя речь про виртуальность... но что поделать: "
Что наша жизнь? Игра". Кроме игр существует немалое число виртуальных вещей, которые вроде бы таковыми не кажутся - но на примере игр проиллюстрировать виртуальность многих процессов просто и наглядно. Поэтому продолжим. :)
С появлением в повседневной жизни компьютеров виртуальность прочно вошла в жизнь не только заядлых игроманов и футболистов, но и значительной части простых обывателей. Компьютеры принесли в нашу жизнь виртуальное общение и даже виртуальный секс :)) - однако, смею заметить, что степень "виртуализации" от этого изменилась мало. От того, что вы играете за компьютером, а не с мячиком, ваша фантазия работает только меньше. Да, охват увеличился, и вреда виртуализация начала наносить несравнимо выше - однако, повторюсь, степень виртуализации от этого только понизилась - до появления виртуальной реальности, про которую - отдельная песня. Когда вы играете в карты, или в те же настольные игры, всё происходит у вас в голове и вообще нигде и никак не отображается в реальности - компьютер же показывает вам красивые картинки и тем самым уменьшает простор для фантазии, заменяя эффектами процесс игры - в итоге становится больше созерцания и меньше собственно фантазии, как основной компоненты виртуальности. Доступность стала выше, а социализация - меньше; в этом плане компьютерные игры, безусловно, вреднее не-компьютерных (даже не говоря уже о вреде для здоровья). Но суть, повторюсь, и у тех и у других одна и та же - причём имхо у не-компьютерных игр степень виртуальности даже выше, несмотря на кажущуюся "реальность".
Что до виртуальной реальности, то тут пока что технические возможности весьма скромны - в обозримом будущем можно надеяться только на
расширенную (дополненную) реальность, а полностью путать реальность и виртуальность пока что грозит только психически больным гражданам (хотя многие любители "вирта" и производят подобное впечатление) - ни тактильные ощущения, ни запахи техника пока передавать не способна, нещадно эксплуатируя лишь зрение и слух, ну ещё иногда вестибулярный аппарат. Всякие новомодные
Кинекты да
Окулус Рифты с
ГугльГлассами пока лишь расширяют виртуальность, хотя и являются ступеньками к построению полноценной виртуальной реальности - когда-нибудь в отдалённом светлом будущем. Покамест же под "виртуальной реальностью" подразумевают следующее: Виртуальность в этом случае понимается как некоторое состояние, при котором субъект теряет различие между реальным и сконструированным (виртуальным) миром.
Добавляет опасности и общая
бессмысленность общества потребления - когда у всего общества нет никакой цели, и каждый из индивидуумов существует в парадигме "больше потребления - больше счастья", нет никакой моральной причины предпочитать реальное потребление виртуальному: что покатушки на горных лыжах, что замесы с орками - по сути одни и те же развлекушки без практического смысла.
Виртуальность запросто может быть и вовсе не игровая, а информационная - да что там, и экономическая тоже. :) Мы с вами живём в мире, где > 90% экономики является виртуальностью - доля реального сектора экономики в денежном товарообороте примерно такая и есть. Под это и "культура" и информационный фон соответствующие - вместо реальных проблем какие-то
бессмысленные скандалы, и кривляющиеся фигляры заместо культурных деятелей, развлекающие заместо просвещения. Жизнь современного хомяка
оторвана от земли и во многом - от реальности; он живёт в мире чисел и полу-виртуальных действий, во многом определённых некими правилами, не имеющими привязки к реальности - чем это отличается от какого-нибудь экономического симулятора?
В этом плане наивными выглядят попытки "креативного" класса представлять себя "более умными" и соответственно типа менее поддающимися манипуляциям... Напротив, виртуализация сильнее бьёт как раз по наиболее умным - недаром многие "ботаники" - явно не от мира сего (сиречь подвержены виртуализации сознания), а вот "чоткие пацанчики" без особых признаков интеллекта как раз предельно приземлены и виртуализации поддаются слабо. А ведь через виртуализацию прекрасно проецируются культурные установки и всё такое прочее - человек, оторванный от повседневной реальности, запросто принимает установки какой-то другой, придуманной и нарисованной реальности - например, те же Голливудские картинки. То, что условный гопник всерьёз не воспримет ("у нас на раёне такого не бывает"), вьюноша с горящим взором запросто принимает за реальность - недаром движущей силой всех последних "
ррреволюций" является студенческая молодёжь - не самые глупые люди, служащие тараном в разрушении собственных стран. Говоря компьютерным языком, чем быстрее и сложнее компьютер, тем проще его "перепрошить".
Поэтому всегда и настаиваю на изучении истории и традиций - это формирует базис, который сложнее извратить с помощью виртуализации. Не говорю, что это даёт иммунитет от "перепрошивки" - на примере Украины вижу, как там плющит некоторых товарищей, глубоко погружённых в традицию - но какую-то значительную долю защиты, безусловно, добавляет.
В оконцовке приведу несколько неожиданную теорию; хотя она напоминает что-то навроде теории заговора, однако над ней можно подумать: есть версия, что мы все живём не в реальном мире, а в некоей компьютерной симуляции, глобальной виртуальной реальности (см. ту же Матрицу). По этой теории, наши чувства замкнуты на эту реальность, и все попытки доказать нереальность происходящего по сути основываются на информации из той же самой виртуальности - попробуйте доказать нереальность компьютерной игры, не выходя из неё. :) Я не сторонник данной теории, но допускаю такую возможность - при высоком уровне технологий подобная виртуальная реальность - уже без всяких кавычек - действительно возможна. И это имхо не повод сомневаться в реальности происходящего, но повод задуматься о степени возможности обмана человечьих чувств через виртуализацию. И речь тут уже совсем не про компьютерные игры.
Кто про что, а я всё про базис и про некие глобальные смыслы в нашей жизни. Без оных человек - лишь маленькая пешка в большой игре, не имеющая собственной воли. Как говорят в среде "ролевиков", "вернёмся к реальности - в вашу дверь стучат орки".
>>> Про виртуальность и культуру >>>