На тему пропаганды достаточно много
пишу (и с особым цинизмом ею занимаюсь), однако сам термин "пропаганда" почему-то не рассматривал, а здря. Поковыряюсь немного в понятиях и смыслах, как обычно.
Как часто пишу, современный человек в большинстве случаев живёт в состоянии
биомассы, и
не-критически ведётся на информационные воздействия. Многие - чуть ли не большинство - прекрасно понимает основное назначение
рекламы как развод лохов на бабло, и тем не менее она работает и даже приносит прибыль - значит, биомасса на неё ведётся, несмотря на очевидность её сути. Примерно так же работает и более привычная
пропаганда - распространение разнообразных идей через СМИ:
Пропага́нда (лат. propaganda дословно - «подлежащая распространению (вера)», от лат. propago - «распространяю») - в современном политическом дискурсе понимается как открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами. Не следует путать с понятием Манипуляция массовым сознанием.
Если припомнить, что при капитализме основной ценностью являются деньги, и фактически
монетаризм является не только экономической моделью, но также и
идеологией общества, то достаточно очевидно, что основным элементом политики является управление денежными потоками, а оно поддаётся всё тому же рекламному воздействию, упомянутому выше. Соответственно реклама является точно таким же элементом пропаганды, как и лозунги и митинги - причём намного более убойным. Хотя речь всё же сегодня пойдёт больше про классические пропагандистские приёмы.
Зайду сейчас с неожиданных мастей. Посмотрел надысь частичку "
запрещённой Михалковской программы", где он критикует (достаточно мягко, на мой взгляд) твит (!) какого-то малоизвестного спортивного (!) каментатора... Сперва подумал, что Никитушка наш окончательно из ума выжил - сам-то я в твиттере не чирикаю, синдром Льва Толстого - предложения на страницу не помещаются, не то что в твиттерные рамочки; чего там всякую хренотень обсуждать. Но с другой стороны - на людей "За30" это в любом случае подействует слабо, у них уже есть какой-никакой мозг... А вот на подростков с околонулевой
мудростью (сиречь пониманием жизни) высказывания в твиттере вполне могут подействовать.
Если глянуть на определение, то понятно, что пропаганда - открытое распространение взглядов для формирования общественного мнения. Информация из разряда "В Петропавловске-Камчатском полночь" или "на дворе трава" не является пропагандой, поскольку она информирует, а не навязывает свою точку зрения. А вот эмоционально окрашенное высказывание вполне таки может являться - поскольку оно так или иначе формирует соответствующую картину мира для заинтересованных граждан.
Русофобский твит, на первый взгляд, действительно ерунда - ну и что с того, что какой-то там чОрт с горы высказывает своё мнение, у нас свободная страна и все дела. Но с другой - он показывает, что достаточно известный человечек - причём гос. служащий - высказывает свою точку зрения, оскорбляющую подданных этого самого государства, и ему за это ничего не делают. Сам по себе чирикающий гражданин навряд ли поимеет бонусы с подобной "пропаганды" - скорее даже наоборот - но его вклад в общую
информационную войну наверняка не останется незамеченным.
Да, вроде бы малозначащий чирИк - это акт информационной войны с русской моралью на стороне "западных ценностей". Из этого не следует, что аффтар - Иуда и должен гореть в аду, но нужно это понимать, а не хихикать и не закатывать глазки; да, это - пропаганда. Маленькая и стрёмная, и тем не менее. И ровно такой же пропаганды полно вокруг нас, просто мы не замечаем.
Например, те же
Утомлённые Солнцем Никитушки нашего Михалкова - ровно такая же пропаганда анти-русского, что и чириканья каментаторов.
Звягинский "Левиафан" - то же самое; вместо показа жизни глубинки сняли какую-то перестроечную чернуху в стиле "я так вижу". Я езжу по глубинкам (и по промышленным и по совсем-совсем глуши) постоянно и прекрасно вижу, что всё нарисованное - фальшь, однако ж данное кино выливается в головы всё тем же тупорылым тинейджерам, которые в жисть свою дальше помойки на окраине не выбирались, и они делают свои выводы, которые "творец" услужливо подсовывает, эмоционально окрасив действительность в 50 оттенков чёрного. Если это не информационно-пропагандистская война с собственным народом (точнее - его ценностями), то я даже и не знаю, что такое война.
Разумеется, чтобы понимать, где пропаганда, а где нет, надо самому являться носителем ценностей; иначе пропускаешь львиную долю помоев мимо ушей. Например, чтобы понимать, что такое "оскорбление чувств верующих", надо понимать, что такое "верить" (я сам не верю, но, надеюсь, понимаю, хотя бы тезисно). Проблема именно в этом - пропаганда всегда бьёт именно в ценности, и через их оскорбление перепрошивает "электорат" в нужную себе сторону.
Как показывал в статье про одномерность
монетаризма, у наших идеологических конкурентов нет иных ценностей, кроме бабла, поэтому с ними относительно сложно воевать пропагандистскими методами - хотя и можно. Мы могли бы оскорблять Обаму, Меркель, Германию, США, демократию и права человека - даже если бы и захотели - но для либерал-инфицированных всё это не является ценностью; главное - это возможность всё на свете покупать и продавать. Вот именно сюда и надо лупить, упор делать на жЫвотную сущность либерализма и сравнивать их не с идеологическими противниками, а именно с жЫвотными - но нет же, мы считаем западенцев "партнёрами", достойными уважения - вон какие у них танки Тигр Мерседесы.
Тут всплывает ценностная проблема - для нормальных людей среди ценностей находятся "человек человеку друг" и "возлюби ближнего своего", и поэтому нам сложно расчеловечивать противника - это буквально работает против нас же самих, ибо по сути является контр-пропагандой человеческих ценностей. Поэтому в войне пропаганд мы и проигрываем - нам приходится аппелировать к высшим разделам разума и в основном образовывать и информировать граждан, а наши противники зачастую лгут, обливают наши ценности помоями и расчеловечивают противника ("жареные колорады" как бренд, например), то есть аппелируют к нижним уровням сознания, той самой жЫвотной составляющей, основе либерал-монетаризма.
Тут я не пытаюсь обелить "наших" и макнуть в грязь "не наших" - просто факты говорят сами за себя. Пропаганда собственных ценностей возможна и необходима, и зачастую она нужна в достаточно жёсткой форме, которая многим не понравится - но иначе нас ждёт расчеловечивание и существование в форме биомассы, просто по определению. Для "рынка" (то есть с точки зрения монетаризма) нужны послушные граждане, которые реагируют на внешние раздражители и покупают то, что советуют; а идти поперёк потока ему не нужно. Не то, чтобы он это запрещал - просто это невыгодно и всегда будет уделом маргиналов. Тогда как русские (и другие традиционные) ценности всегда предполагают образование и воспитание, а не бездумное потребление.
Сторонники либерализма и вообще существующего порядка дел часто апеллируют к тому, что "у них всё хорошо, а у вас плохо - значит, надо учиться у них", подменяя при этом
прогресс общества прогрессом шмотья. И тут, опять же, важно не идти у них на поводу и не начинать играть в игру "сам дурак", доказывая, что это у них плохо, а у нас как раз хорошо (хотя
бывает всякое), тут самое важное в тенденциях. Либерализм уже сформулировал конец истории, который в наших условиях прекрасно озвучил некто Макаревич:
Click to view
Либералы уверены, что то, что вокруг происходит - это нормально, и всего-то надо ещё немного заработать денег и накупить айфонов, и в этом будет человечское щастье. А когда русский человек стремится к лучшей жизни, он готов сворачивать горы и реки - чтобы жизнь менялась кардинально. Не шмотки - вся жизнь. Чтобы дети и внуки жили лучше, чем ты сам. А вот этого в либеральной парадигме уже нет - живя в долг, волей-неволей обрекаешь детей на худшее существование, чем сейчас - поэтому главное жить здесь и сейчас.
Понятно, что у человека, живущего впрок, с запасом прочности и развивающегося, будет меньше материальных благ, чем у транжиры и мота - тем не менее нам предлагают всё на свете оценивать именно в материальных благах, и именно на это нацелена вся мощь рекламной пропаганды. И надо понимать и буквально нутром чувствовать, что несёт в себе публичная пропаганда ценностей, основанных на монетаризме. Даже когда это всего лишь "невинный" твит.
Давно пора переходить в
идеологическое наступление, но, к сожалению, как демонстрирует ролик всё того же Никитушки, наша с вами
перерождённая элитка по-прежнему ставит коммерческие интересы превыше остальных, соответственно является носителем монетаризма, и скорее нас утопит в собственных помоях, чем позовёт строиться против Мамая. И не стоит думать, что элита плохая, а все остальные хорошие - см. биомасса. Сказали народу в 1985-м, что воровать хорошо - он сказал "хорошо" и давай безобразничать, в 1989-м сказали, что "коммуняки плохо", тут же массово полетели парт-билеты; в 1990-е под лозунги "америкэн бой, уеду с тобой" массы хомяков валили за кордон и была такая дружба-жевачка с американскими людоедами, что караул просто... Сбили турки самолёт и тут же все разлюбили турков... было бы смешно, если бы не было так грустно. Массы манипулируемы до невозможности.
Поэтому вытаскивать из болото надо всё общество - и элитку, и биомассу. Порознь нифига не выйдет - если только очередной Майдан. Пропаганда которого давно идёт, но пока что безуспешно.
Пропаганда - это не только
символы и лозунги, это и песни и твиты, и рекламные ролики, и многое другое. Просто мы, как всегда, не задумываемся. А надо бы уже.
Скорее всего, будет продолжение - как-то много недосказанностей осталось...
>>> Ко второй части статьи >>>