О "культпросвете" и народной культуре

Apr 02, 2012 15:50

Нашёл тут у одного знакомого ссылочку на интересный текст.

Авторство не моё, не знаю, кто автор:

...

.На сегодняшний день, мне видится, что ситуация такова:
Есть несколько тысяч людей, посвятивших свою жизнь тому, чтобы кропотливо и бережно изучить обычай нашего народа и, не искажая передать его потомкам. Есть миллионы интересующихся обычаем нашего народа и готовые обучиться ему и ввести его в быт, в праздники и будни. Есть Сотни тысяч псевдо народных исполнителей, которые паразитируют на народной культуре, их интересует актёрская слава, иногда гонорары, иногда, власть над толпой. Есть среди них беспринципные, но большинство - не злодеи, они потерпевшие от культпросвет училищ. Они их закончили в своё время, там им сформировали вкус и представления о традиционной русской культуре и они в это верят. Не будем забывать, что проект культпросвет училищ был инородной программой призванной вышибить у русского народа из-под ног табуретку. Петлю, безверия на шею уже накинули, вторым этапом должен был стать удар по традиционной национальной культуре, по той - табуретке. И повис бы мой народ, высунув язык и подрыгивая ногами. Но, не доработали, не успели всех охватить…
В результате, те несколько тысяч людей, которые собирали и изучали этот настоящий, не кульковский обычай успели, смогли собрать реальный - древний обычай русского народа. Они это делали ценой нескольких поколений. Они жизнь свою на это положили. Ну, надо сказать, что хоть и не просто это, но без сожаления и с удовольствием.)
Сделали.
Но к этому времени «кулёк» расцвел и в стране «окопался», метастазы пустил в душах человеческих! Мало того он воспитал поколения учеников, которые только и мыслят русскую культуру, в том виде, как им её показывали педагоги в «кульке». Со мною было, я преподавал там. Правда, скажу, что тверское «Культпросвет училище» сильно от прочих отличалось, благодаря некоторым педагогам, там предпринималось усилие двигаться в сторону реальной национальной культуры. Так вот, через некоторое время приехавшие из деревень девчонки, влюблённые в бабушкины песни и сказки переделывались антирусской системой на новый лад. Они возвращались в деревенские клубы и уже всё перекручивали в сторону «фольклорной попсни». Как жаль! Но в этом и была задумка вражеского злокозненного гения!
Когда реальный, аутентичный фольклор начал набирать силу и стал противодействовать «клюкве», (где-то в начале 80-х) то многие здравомыслящие и любящие наш древний обычай повернулись к фольклору (реальному) и стали учиться, и когда выучились, то и сами потянули лямку, и стали учить молодёжь.
Но основной «культпросвет» - программа инородцев по замене русского обычая на обычай «марсиан», он окрысился! Окрысился крепкими зубами толерантного «блендамеда».
Кусаться начал! За жизнь своего выродка Голема - псевдорусской культуры боролся! И ведь маскируются, как вирус! Претворяются русским обычаем! Морочат голову неискушенным, но влюблённым в обычай нашего народа!
Кто не закостенел, тот разобрался, а кто не успел, но ум есть, тот разберётся. А кто-то принял безоговорочно сторону псевдорусского суррогата.
Они обречены. Рано или поздно, но шулера разоблачают и бьют..."

Теперь мои мысли по поводу текста:

В общем и целом я с автором вполне согласен - в области общих тенденций. Действительно, многие люди после ознакомления - даже вполне углублённого - с народной культурой начинали вести себя как лже-царь в "Иван Васильевиче" - "Что за репертуар у вас? Надо что-нибудь массовое, современное: тили-тили, трали-вали, это мы не… тили-тили, эта нам не трали-вали…"

К сожалению, здесь основная проблема зарыта в истоках, в самом определении народной культуры, про что уж неоднократно писал - она не сценична по определению, а в нынешнем понимании культура - это когда кто-то "жгёт", а кто-то в зале сидит и хавает. Это тоже культура, но уже не народная. И отсюда все проблемы "культпросвета".

Знаю лично многих людей, искренних энтузиастов своего дела, которые от "правильной" народной культуры ушли в "попс" - гармошки и прочие непотребства на потеху публике. Сложно их обвинять в поддержке Голема, разрушающего наш народ. Просто едут по дорожке минимального сопротивления - как уже говорил, нынче "культура" равно "сцена", а где сцена, там и всякие сценические штуки-дрюки. Отсюда до "работы на публику" в поисках славы и популярности - даже не пол-шага, а микроскопическое расстояние.

На вчерашнем фестивальном концерте наибольший фурор произвели пацаны, исполнившие под гармошку... буги-вуги. У меня этот номер, памятный ещё по "Нолю", вызвал только фейспалм, а народ прям в восторге был - вот ведь жгут парнишки. И ведь даже толком и не понять, что тут ответить.

Когда такие метастазы по корням уже идут, это, конечно, пугает. Но хочется верить, что всё-таки проснётся что-то у народа. 

размышления, народничество, культура, фольклор, перепост

Previous post Next post
Up