Обещал в
прошлой статье, что следующая будет неожиданной; вот, выполняю обещаное. :) Речь сегодня пойдёт про старинный-старинный музыкальный инструмент по фамилии колёсная лира; с пояснением в конце статьи, обо что, собственно, вообще речь.
Некоторые из моих знакомых догадываются, что я вот уже лет 30 с хвостиком занимаюсь народной культурой - пусть не профессионально; и за всё это время я почти не использовал музыкальные инструменты. Есть у меня к ним некоторое предубеждение - как говорит
один известный фольклорист; "чтобы нам фольклор сберечь, все баяны надо сжечь". Это отношения я распространяю и на другие инструменты. :))) Но есть один, к которому отношение особое. Ещё в начале 1980-х к нам в Нск приезжал
ансамбль Покровского, где кто-то играл на колёсной лире и пел под неё духовные стихи; по-моему, это был Андрей Котов, но могу ошибаться. Лира - инструмент особый, и довольно редкий, так что за все годы "в фольклоре" я толком и не знал, что это такое и откуда, пока не полез специально разбираться.
Колёсные лиры
История данного инструмента уходит вглубь веков. Прообраз его появился в... X-XII веке в Западной Европе, и назывался он тогда "
органиструм", или "органистр". Играли на нём два музыканта - один крутил ручку с приводом на колесо, которое тёрлось об струны и извлекало звуки; а другой, собственно, выводил мелодию поднятием нужных клавиш:
Старинная скульптура игрецов на органиструме
В отличие от большинства инструментов, органиструм появился изначально как инструмент для... богослужений, и на нём играли в церквях и монастырях; это в некотором роде определило всю его дальнейшую судьбу.
В 13-15-м веках инструмент усовершенствовали, уменьшили в размерах, и с тех пор на нём играет один музыкант, а вместо сложного поднятия клавиш используется практически привычная нам клавиатура, где клавиши нажимаются пальцами, и возвращаются обратно под собственным весом. Инструмент по-прежнему использовали в монастырях, но из богослужений его вытеснил орган (речь ведь про Западную Европу); и он пошёл в народ. Уже тогда он перестал называться "органиструм", и в каждой стране, где он имел распространение, имеет своё название; в мировой культуре наибольшее распространение имеет английское название хёрди-гёрди (hurdy-gurdy).
Особенности инструмента - струны натягиваются почти как в обычном струнном инструменте, но звук извлекается не обычным смычком, а деревянным колесом, исполняющим роль бесконечного смычка, так что звук похож на волынку, такой же нудный и противный. Две (и больше) струны не изменяют своей высоты и гудят постоянно - это называется "бурдон"; а одна (и больше) струна под воздействием клавиш изменяет длину, и, сооцно, высоту звучания - это голосовая струна. В самом древнем варианте было 2 бурдона + 1 голос, но потом музыканты начали искать способы увеличить громкость и поражающую силу инструмента, и в современных хёрди-гёрди встречается и более десятка струн, а также всякие примочки типа "жужжащего мостика", позволяющих отбивать ритм с помощью изменения скорости вращения колеса.
В 15-17 веках (данные разнятся) инструмент попал в Россию, через территорию Украины и Белоруссии, где и получил наибольшее распространение. В те годы в Европе инструмент уже вышел из моды, и на нём играли в основном нищие да трубадуры, исполняя под него духовные стихи. Так и у нас в стране, в основном его использовали калики перехожие, исполняющие духовные стихи и (возможно) сказывающие под него былины.
В 18-м веке инструмент пережил новый расцвет, когда европейская элита внезапно заинтересовалась сельским бытом, и для лиры было сочинено несколько классических произведений. Возможно, в эту пору лира (точнее, её европейский аналог, хёрди-гёрди) стала исключительно светским инструментом, и до сих пор используется европейскими музыкантами в этно-музыке - как сольно, так и в ансамблях.
Click to view
По уверениям автора, кроме хёрди-гёрди из инструментов ничего не применялось
На Украине лира (там она называется "рыля") также пережила расцвет в 18-19 веках, и даже бытовало мнение, что она заборет бандуру, настолько была популярна. Целые артели лирников играли на свадьбах, ярмарках и прочих народных гуляниях - инструмент громкий, позволяет играть долго без устали. Традиция лирничества бытовала у нас в стране до 1930-х годов, когда по некоторым версиям, лирников всех ликвидировали, а по другим, было упразднено нищество как класс, потому и бродячие музыканты все перевелись.
Лирник в Москве, 1900-е годы. Фото с
сайта мануфактуры "Балалайкер".
Хотя лиры в основном бытовали на Украине и у донских казаков (там они назывались "донской рылей"), есть они и в русском варианте. Правда, до наших мест не добрались - уже на Урале про них никто не слыхивал (по моим данным), что уж говорить за нашу Сибирь. Так что для наших мест это не совсем традиционный инструмент (или совсем не).
С возрождением народной культуры "сверху", из городов, начала возрождаться и традиция лирничества - многие ансамбли вводят лиры в свой репертуар, по всей стране. Инструмент этот особый, "духовный", и его можно и нужно применять при исполнении духовных стихов - например, известный у нас в Сибири ансамбль "Октай" лиру таки использует. :)
Также появились и мастера по изготовлению лир. Один из самых известных -
Василий Евхимович, из-под Мышкина; у него на сайте выложена целая видео-инструкция по работе с лирами. :) Также лиры делает
мануфактура "Балалайкер", Ульяновск-Москва.
Click to view
Одно из самых популярных в тытрубе видео с русской колёсной лирой - больше миллиона просмотров.
А, собственно, почему я всё это пишу:
Колёсная лира и канифоль для неё :)
Оказывается, у нас в Нске есть мастер по изготовлению колёсных лир (а также арф и прочих средневековых инструментов),
Юрий Артюшкин - у него была найдена и беспощадно приобретена 4-струнная (2 голоса и 2 бурдона) хроматическая лира - не самый древний вариант, но и не какие-то там хёрди-гёрди о 10 струнах с кучей свистелок. :))) Тем более, что одну струну я уже успел порвать, теперь прямо этнография, осталось ещё половину кнопок отломать. :)))
Из-за особенностей инструмента он не умеет играть тихо - если крутить колесо слишком медленно, то звук просто не извлекается, или хрипит и заикается, так что бедные соседи. :) Одно хорошо - для учёбы можно отключать все струны, кроме одной голосовой, и подбирать и тренироваться на 1/4 громкости. :))) Для музыканта, наверное, играть на лире довольно просто; но мне, как не знающему нотной грамоты в принципе, пока что всё даётся с трудом; это только на видео всё просто, а попробуй подбери что-то путное... Самое сложное, как ни странно - настроить инструмент; в настройке лира сложнее пианины, и это практически не шутка - тут сложности не в натяжке нот, а в куче мелких тонкостей, типа канифоления колеса, регулировки высоты натяжения струн, намотки шерсти и прочая и прочая. Ничего, прорвёмся. :) Вскорости, надеюсь, и мне найдётся что показать.
Click to view
Андрей Котов поёт стих под лиру