Вторая часть статьи
про культуру и закон; в этой статье детальнее разберу причины деградации современного искусства.
Напомню основную мысль первой части статьи, от которой будет плясать и эта статья - в современном обществе, поражённом идеологией
либерал-монетаризма, Закон начинает подминать под себя области, за которые всю человечью историю отвечала культура. А так как культура в основе своей суть ограничения и нормы, то она попросту становится не нужна; культурные нормы начинают определяться не самой культурой, а Законом. Соответственно, ненужным становится и искусство как таковое. Собственно, вся суть статьи уже высказана ещё в прошлый раз, но многим она на голову не налезет, потому что в общественном сознании культура с искусством перепутаны местами, и вообще там без пузыря не разобраться. Хотя всё предельно просто, надо просто захотеть в этом разобраться.
Зайду в этот раз с частностей. Ещё в прошлый раз упоминал, что щаз в тырнетах, даже среди малолеток, вирусится клип Филиппа нашего Киркорова (
осторожно, плохой вкус!), выпущенный в каком-то там сотрудничестве с гр. Ургантом. Подаётся это всё как стёб над "современной культурой", но я же выше упоминал, что о том, что же такое культура, не задумывается не только обыватель, но и народный (!) артист РФ, да и вообще
министерство наше "культуры". Культура - это нормы и ограничения, и если тиражирование ахинеи называется "стёбом", то что ж такое бескультурье?.. Если бы подобным занимался какой-нить недоросль, можно было бы понять; но ведь гр. Филя - народный артист России! Этот человек официально представляет искусство и культуру народа страны - и при этом изображает из себя малолетку, кривляется и матерится в камеру. То есть якобы у нас весь народ считает это нормальным, сугубо по определению понятия культуры - он же имеет звание не в области металлургии или связи. Народ со своей стороны поднял волну, затеял
петицию на каком-то мутном сайте; а министерство якобы культуры сидит и сопит в тряпочку, и не высылает за Филей воронки с сатрапами - ему и так нормально. На Конте в каментах возражают - дескать, не стоит обращать внимание на клоунов - полноте, православные, этот пассажир имеет звания и ордена от Самого, именно в культурной сфере; и не обращать внимание на его бескультурье? Это неуважение, в первую очередь к русскому народу и его культуре.
Мне сложно представить себе кривляющимся работников советской культуры; если человек представлял из себя какой-либо уровень, то вести себя неподобающе означало различные последствия. Понятно, что артисты комедийного жанра и клоуны вели себя соответственно; к Никулину или Петросяну никто претензий предъявлять не будет - юмор есть юмор, хотя уже тут видно, что клоун - не обязательно донное дно. Но когда ты представляешь высокое искусство, то будь добр, соответствуй; культура налагает на тебя изрядные ограничения, сугубо по определению. Сложно представить себя кривляющимся не только Магомаева, но даже и Кобзона; а вот работники культуры поздне- и пост-советского времени уже несли в себе совсем другие смыслы, что мы и лицезреем на табло.
Ещё раз напомню ключевую разницу между культурой и искусством -
культура это повседневность, это окружающие нас нормы и ограничения, это образ жизни некоего народа, этноса и прочих группировок; искусство же -
художественные артефакты, окормляющие эту культуру; балалайка, оргАн или Филя Киркоров - тоже часть культуры, которая помогает нам оставаться в рамках культуры; но это не сама культура в целом, это её художественная часть по фамилии искусство. Культуру довольно сложно показать в целом - это вся наша повседневная жизнь; поэтому для демонстрации культуры чаще всего используют именно искусство, что и приводит к путанице понятий, а также оксюморонам типа Филя - народный артист РФ.
Как опять же подсказывают в каментах, ранее в человечьих обществах закон определялся культурой; что в Обществе считалось неприемлемым, то и запрещалось. Теперь наоборот, Закон определяет культуру - что разрешено, то и культура. Всё изменилось при принятии либерально-монетаристских норм - бабло и личные свободы понад усе. Ранее общество диктовало личности, как ей себя вести; теперь наоборот, особо хитрозадые личности диктуют обществу Законы; а, сталбыть, и культуру.
Именно культура определяет идентичность своего Общества; границы, языки и прочая - это уже производные от культуры. Наши полоумные соседи пытаются выстроить свою идентичность вокруг мовы, при этом нисколько её не уважая, и замусоривая малоросское наречие галицизмами и полонизмами; и всё это, как нетрудно догадаться, тщетно, потому что язык вторичен. В таких странах, как Австрия, Австралия и - внезапно - США нет собственного языка, а собственная идентичность почему-то есть. Поэтому культура должна быть важнейшей частью государевой политики; как это и было в своё время в Союзе; не будем забывать, что Холодная Война шла не только на фронтах малых войн и в экономике; важнейшей её составляющей была как раз культурная войнушка, и именно её-то мы и проиграли. Ни в военном, ни в экономическом плане СССР не проигрывал; но удалось разрушить культурный базис советского человека, и превратить население в националистов - всё, как сейчас в Неньке; и давай, до свидания. Нет культуры, нет мотивации; зачем защищать то, во что не веришь?.. Вот и сдали пол-мира, завоёванные дедами, без боя, ещё и с прибаутками.
Воздействовать на культуру проще всего как раз через искусство - сдвигай через СМИ
окно Овертона в нужную сторону, и переформатируешь массы. И речь тут не за неких кукловодов, а за государеву политику - если тебе нужно поднять накал патриотизма, то нужно придумывать объединяющие общество идеи и транслировать их через культ-работников; если нужно подготовить общество к войне с чучмеками, то опять же, распаливай через соответствующих работников злобу на чучмеков. Через сугубо виртуальные средства информации транформируется и повседневность - мы начинаем думать, что все наши беды - не от собственного идиотизма, а из-за клятых чучмеков, и не пора ли их геть? Так что роль культуры недооценивать не стОит.
Но напомню, что мы живём в мире, где сама культура транформировалась, и стала вторичной по отношению к Закону. В таких условиях роль искусства, как неких высоких артефактов по определению идентичности через культуру, можно свести к обслуживанию законодателей; то есть из властителей дум работники культуры и искусства становятся работниками пропаганды и пиара, в духе "подай-принеси" и "чего изволите?". Можно возразить, что так было всегда; но я напомню, что когда культура определяла законы, было важнее придерживаться своей линии, чем скакать за сиюминутной выгодой - массы не поймут-с, культура масс - вещь крайне инерционная. А вот когда стало наоборот,
обыватель утерял субъектность и превратился в объект, потребителя культурных артефактов, то искусство превратилось в средство сиюминутной манипуляции такой же сиюминутной культурой - скажут, что турки враги - мы на них грозно поскачем; скажут, что они друзья - снова повезём на отдых своих чад туда, куда ещё вчера собирались врываться на танках.
Click to view
Тут всё дело в уважении к родной культуре. Она выражается не в вышиванках или балалайках, а в нормах и ограничениях, в том, что мы считаем Добром или Злом. Если подходить к культуре именно отсюда, то искусство превращается в... воспитание, фактически в образование. Нормы нельзя произвольно двигать в нужную сторону, их нужно соблюдать безусловно, вне зависимости от личной Выгоды; да, если ситуация поменялась, их можно подрихтовать, но - для всех и постепенно. А если мы превращаем культуру в средство пропаганды и манипуляции, сегодня рассказывая про радости ЛГБТ, а завтра - про семейные ценности (или наоборот), то какая же это культура? Это балабольство и клоунада. Чем сейчас и является любое искусство.
Искусство - мощнейшее
психотропное средство, которое, к сожалению, мы как народ и Общество давно выпустили из рук, и оно теперь работает против нас, вместо образовательной функции выполняя роль пропаганды и клоунады, без каких-либо культурных ограничений с точки зрения русской культуры - да и какой угодно другой человечьей культуры тоже. Это посерьёзнее экономических проблем будет. Без возврата искусства в культурное русло нам не найти собственной идентичности, чем мы сейчас без продыху и заняты - что для нас Россия, что такое патриотизм? Любовь к Путину и уважение границ РФ? А чем это отличается от пост-майданной Незалежной, если поменять пару букв?..
Обличать Филю просто, а вот исправить ситуацию, чтобы подобным пассажирам в культурной жизни было отведено их заслуженное место у параши - задача посложнее. Как минимум нужно осознать себя субъектами, носителями культуры, и перестать делегировать права представлять нашу культуру каким-то понаехавшим пельменям. Обращать внимание на культурную (без кавычек) составляющую любого искусства и оценивать культ-работников не по баблу, а с точки зрения нанесения или не-нанесения пользы родной культуре. Для этого требуется самая малость - очнуться.
ЗЫ: Как догадываются постоянные читатели бложика, мне самому приходится немного
работать культ-работником, и эту проблему я вижу изнутри. Изучая традиционную культуру, особо ярко видно несоответствие между ролью культуры "тогда" и "сейчас"; выходя на арену "культуры", ты вынужден играть по правилам всеобщей клоунады, окучивая пипл развлечениями, а все попытки как-то это перевести на образовательные рельсы приводят к непониманию на всех уровнях, от обывателя до министерства - вон, Филя собрал миллион лайков, а чего добился ты? В рамках системы эту проблему не решить, увы. Надо заходить с другой стороны.
Click to view