Про современную и народную культуру

Nov 28, 2018 18:00

После статьи о гуманитариях грех не поворотиться на мою излюбленную тему - про культуру здорового человека и культуру курильщика, сиречь о культуре народной и современной, инородной. :)) Тема культуры обывателя обычно не интересует, а напрасно; в основном это связано с подменой понятий; под понятием "культура" сейчас принято считать песенки и танцульки, что, действительно, не очень-то и важно. В очередной раз попробую покопетанить и пояснить, что же такое культура и почему она касается каждого куда больше, чем возня вокруг надуваемых СМИ скандалов.

Начну, пожалуй, с довольно обидного примера - давайте рассмотрит ответ на простой вопрос, что же такое русская культура?.. Обыватель на такие вопросы отвечать не привык; но давайте подумаем. Если вы начнёте перечислять русских классиков - Пушкина, Толстого, Достоевского, Глинку - то у меня для вас плохие новости; это всё, увы, старо-русская культура, к современности практически отношения не имеющая. Фактически - надгробье над русской культурой. Если вам для приобщения к культуре необходимо отматывать назад пару сотен лет, то о культуре мы можем говорить только в прошедшем времени; как, например, нонешние египтяне говорят о культуре строителей пирамид.

Если же не заныривать в глубины средневековья и феодализма, а посмотреть на день сегодняшний, то современная культура - это Серёга, Шнур, Бузова и группа "Серебро"; а также фильмы "Викинг" и что там из новенького... "Временные трудности"?.. Есть, конечно, и положительные артефакты - и на эстраде у нас есть кто-то навроде балалаечного виртуоза Архиповского; и Денис Мацуев что-то там играет; и "321-я сибирская" где-то там снимается в бурятских степях; но где одни, а где - другие. Кто из вас слышал про Архиповского, и кто - про радио "Шансон"?.. Так что, если отвечать на вопрос, что такое русская культура прямо сейчас, то это, увы, Шнур и шансон. А граф Толстой и "наше всё" лишь горестно взирают из-под земли на всё происходящее.

Как обычно, надо обратиться к первоисточникам и определениям, что же такое культура:

Культу́ра (от лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности....
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений...
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.
Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Слегка подсократил определение, чтобы не занимало пол-статьи. Обратите внимание на следующее: культура - це человечья деятельность в самых разных проявлений; а также культура - это набор правил. Ну и где тут Шнур и прочее музицирование?.. Мы с вами - жертвы подделки программного обеспечения подмены понятий; в современном обществе понятие "культура" заменено понятием "искусство", и, говоря "культура", подразумеваем деятельность специально обученных гуманитариев (см. предыдущую статью), которые "и нашим и вашим за копейку спляшем". Говорил об этом отдельно, в формате видео-лекции.

Почему современная культура - это Шнур и "Виагра", а не Мацуев и "28 панфиловцев"?, да потому что культура - это набор правил, которым мы следуем в повседневной жизни. Если говорить совсем коротко, то культура - это наша повседневность. И на эту повседневность куда сильнее влияет какая-нибудь попсня, которую мы слышим ежедневно, чем гениальность давно умерших классиков. Поднимите руки, кто действует по заветам Толстого и Пушкина? А теперь давайте задумаемся, как на нашу повседневность влияют поделки Шнура и прочих лабухов стиля "крутятся ж*пы"? Лично на вас - надеюсь - теле-радио-блевотина не действует, но если взять широкие массы народу, то тут не всё так однозначно. (с) Не только молодёжь подражает сценическим кумирам, но и граждане под сраку лет сознательно и бессознательно пародируют стиль жизни какого-нибудь "Секса в большом городе"; а недавно лично лицезрел подражание... Гоше Куценко из какого-то популярного сериала. Закон больших чисел из прошлой статьи таки действует! Однако для этого необходимо (подчёркиваю красным) лишить обывателя Воли, то есть субъектности.

И вот тут нельзя не припомнить моё основное хобби, народную культуру. В сознании обывателя это, опять же, балалайки с кокошниками; но мы уже выше видели, что обывательская картина мира набита информационным мусором и подменой понятий. Если, опять же, поворотиться к определениям, то там написано:

Народная культура - традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации

Здесь тоже некоторая путаница в понятиях, между традиционной и народной культурой, но присутствует главное - субъектом культуры является народ. Субъектом, Карл! Действующим лицом! Не "пипл хавает", а "от человека человеку".

Когда обыватель представляет понятие "народная культура", у него в голове срабатывает к-к-комбо - "балалайки с кокошниками" накладываются на "культуру" имени лабухов-гуманитариев, и получается какая-то ахинея, которая, конечно, его не интересует. Минус на минус плюс, увы, не даёт. А напрягаться и включать режим повседневной философии, разбора понятий и определений, большинству, конечно, лень. Так и получается, что обыватель дистанцируется от культурных процессов, делегируя "культурные" (в плохом смысле этого слова) полномочия каким-то мутным пельменям, в результате теряя культурную субъектность. Это только звучит наукообразно, а если грубо выражаться, то обыватель превращается в овощ, которым манипулируют специально обученные дятлы гуманитарии (опять же, в плохом смысле этого слова).

И это, увы, давно свершившийся факт - народная культура как таковая практически умерла, оставаясь лишь в памяти людской да совсем-совсем по окраинам страны; да и там передача от старших младшим происходит буквально точечно, а в основном всё просто уходит в глубь веков. Однако это не повод посыпать голову пеплом и кричать, что пропали все полимеры; никогда не поздно всё вернуть - пусть уже и не как было, но исходя из определений. Для этого, опять же подчёркиваю красным, надо хотя бы понимать, что это такое, народная культура, и зачем она нужна.

Народная культура - это набор правил и установок, которые люди генерируют и поддерживают сами, без помощи лабухов на зарплате. Балалайки и кокошники с нею в общем случае не связаны вообще никак. Теоретически возможно создать народную культуру на основе хэви-метала и рэпа; но для этого нужно, чтобы простой обыватель считал нормой не слушать, а воспроизводить данные мега-стили, и поступать соответственно. Но это, как вы понимаете, из разряда сферического коня в вакууме; любая современная масс-культура изначально направлена ровно на обратное - на лишение обывателя субъектности через навязывание потребления культурных артефактов, которые он в общем случае не способен воспроизвести.

И здесь мы наступаем на довольно важное замечание - культура не равно искусство, но они не должны противоречить друг другу. Вся эта теле-кино-музыкальная хренотень - это искусство (да-да), которое, разумеется, влияет на культуру масс, и форматирует мозги в соответствующем стиле. И бессмысленно призывать к патриотизму и духовности, когда ежедневно и по всем каналам и частотам вещается о прелестях жизни на тропических островах и свободной любви. Прежде, чем об это говорить, надо сперва завалить хлебало всей этой недо-гуманитарной сволочи, промывающей мозг обывателю про либеральные права и свободы - я свободная личность, и творю как дебил хочу. Если культура народа противоречит искусству, то должен остаться только один - либо культура придёт в соответствие с искусством (что и происходит в ситуации утраты субъектности широкими массами), либо деятелей искусства принудительно приводят в сознание. И поэтому всей современной системе имени культур-шмультур категорически невыгодны любые проявления народной культуры; ибо любому управленцу (с муниципального уровня до Самого) нужно, чтобы процессы в обществе были управляемы и предсказуемы, а субъектность человечка этому только мешает, превращая закон больших чисел в не-сходящуюся последовательность; человек не кубик, и вместо случайного числа всегда может сказать "я хочу быть цифрой 8", и распространить вокруг себя то же самое.

Народная культура - не панацея от всех бед, а необходимое, но не достаточное условие для создания здорового общества, от слова "общее". Без её формирования говорить о каком-то обществе вообще бессмысленно - если люди заведомо являются манипулируемыми винтиками (как это есть сейчас), то их интересы запросто могут противоречить друг другу; суб-культуры в основном как раз про это и есть. Должен оформиться само-поддерживаемый механизм по соблюдений правил и норм самими гражданами, а не полицейскими методами, вот только тогда можно будет говорить о чём-то общем.

Почему при слове "народная культура" понимается какая-то древность - тоже понятно; потому что это наиболее простой и очевидный метод, обратиться к рабочему механизму, который ещё недавно по историческим меркам охватывал всё население страны. Почему народная культура всегда традиционная, тоже, надеюсь, понятно - культура не должна быть внутренне противоречива, иначе это какая-то чушь получается - тут вижу, тут не вижу. А когда культура не-противоречива, она так и передаётся, от родителей детям; и даже если в ней преобладают горизонтальные связи, всё равно первоначальная передача опыта идёт от старших младшим, а не через специально обученных граждан.

Однако традиционная народная культура в своём уже почти ушедшем смысле в современном мире работать не сможет, без существенной доработки напильником, и это тоже достаточно легко пояснить - в "традиции" шла передача вообще всей информации; младшему поколению набраться жизненного опыта было попросту негде. Если допустить, что мы "всё вернули взад", то сын мельника сможет стать мельником, но не плотником, и т.д. - ибо профессиональные навыки тоже передавались в том же режиме. А когда массово началась школа и ВУЗы, тут же "традиция" и ушла, ибо потеряла экономический смысл. Но культурный-то смысл никуда не делся, что мы и наблюдаем на всех табло страны и планеты. И современный человечек, весь такой продвинутый и образованный, вполне официально является бескультурным чурбаном, ибо его культура делегирована на откуп всяким Укупникам да Киркоровым (сарказм).

Современная культура - это фактически культурное насилие над массами, без какого-либо преувеличения. Ты не можешь никак подействовать на воющее из телевизора стадо, а оно на тебя - ещё как; и прожить без него ты тоже не в состоянии, оно вокруг. И даже если заменить всю эту сволочь на кристалльно чистых граждан, это всё равно будет насилие - только теперь с утра до ночи в уши обывателю будут дуть про дружбу народов и светлое будущее; что, конечно, уже лучше, но сути не меняет. Без осознания собственной субъектности мы так и останемся манипулируемыми объектами, а не субъектами, т.е. в буквальном смысле унтерменшами. Я-я, гут. И это в любом случае когда-нибудь рванёт, явно или неявно; как в своё время советские люди принялись с двух рук хлебать западенское дерьмо. Тогда как носители традиционной культуры до сих пор смотрят на него как известно на что; зачем вся эта дичь, мы и сами с усами.

Нужно каким-то образом вернуть народную культуру в процесс воспитания и вообще культуры, как процесса формирования и поддержания поведенческих правил. Информационное поле, конечно, ушло в сторону системы образования и прочих интернетов, но это не повод отказываться от собственной субъектности, и обезьянить за пассажирами из телевизира. Как это всё сделать, вам скорее всего не скажет никто; но как-то надо, дабы не деграднуть до уровня тех самых пассажиров.

И снова музыкальный привет от неведомых мне фольклористов:

image Click to view



Это не клип, а просто трое мужичков собрались и поют. Не профи, не за деньги. Как-то так и выглядит народная культура.

ЗЫ: Работники культуры, конечно, тоже нужны, для поддержания того же искусства. Но оно не должно противоречить народной культуре. Пока что это, увы, не так.

ЗЫЫ: Забыл упоминуть про очевидный нюанс народной культуры - она системна, то есть многогранна и непротиворечива. Но про это - в следущий раз.

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up