Вернулся с Алтая, с этно-фестиваля "ВотЭтно". Ранее на подобных мероприятиях не бывал, даром что участвовал в подготовке не одного десятка
фестивалей - но тут формат был совсем другой. Думаю, ещё не одну статью напишу по мотивам фестиваля - много всего было.
Для начала - про Алтай. Включаем сноб-режим и поехали. ;) Вообще-то для нас здесь Алтай - это что-то вроде Коломны для москвичей или Выборга для питерцев - совсем рядом, ничего эдакого. Но было видно, что приезжий народ конкретно прёт от самого места проведения фестиваля. Место для проведения довольно удачное - и не так глубоко в глушь, и туристов левых практически нет. Рядом с фестивальной поляной и базой - Катунь, главная алтайская речка; с нашего края ещё и приток какой-то протекал, но его, подозреваю, 90% участников не видели.
Катунь рядом с местом проведения фестиваля
Вид на сцену фестиваля из "зала"
Click to view
Небольшое "кино" про Катунь возле базы
Понятно, что в таких условиях у городских жителей чердак протекает и они начинают вести себя слегка не адекватно.
Кстати, к чести фестиваля, практически не было видно пьяных, ну и нарков, понятное дело, тоже, хотя кальяны курились.
С нами приехала одна из наших давних подруг, Таня Ситко Теодорович, которая уже лет 15 проживает в Калифорнии, в Силиконовой Долине; её сын с удивлением обнаружил растущую тут и там... коноплю. У них за эту траву преследуют и всё такое - а тут просто сорняк.
Разместились мы довольно неудачно - на самом краю фестивальной поляны, практически в противоположном от остального лагеря углу. Во-первых, далеко идти до воды (и туалетов), а во-вторых, к нам никто не приходил в гости. Почти все остальные музыканты разместились в более-менее благоустроенных домиках; "почти" пишу на всякий случай - не знаю ни одной группы, кроме нас, которая бы жила в палаточном городке. А мы вот отличились. Вот она, плата за неформатность. Думаю, если бы жили со всеми, то получилось бы более плодотворно пообщаться. А так только наскоками бывали в "цивилизованной" части лагеря; поди там вылови кого-нибудь.
К вопросу о форматности. Как уже
писал в преддверии фестиваля, мы исполняем не этно-музыку, мы всё-таки придерживаемся этнографии; хотя и однокоренные слова, а всё ж разные. Некоторые фестивальные группы имели и к этно-музыке весьма опосредованное отношение; например, используют какую-нибудь дудочку и всё, уже типо этно, хотя по сути это поп-музыка или вовсе рэп. Но тем не менее все остальные (кроме нашей знакомой, Ксюши Серповой), исполняли сценическую музыку, а мы - народную, традиционную, не сценическую.
Ксюша Серпова перед выходом на сцену "ВотЭтно"
ФА "Полынь" на сцене "ВотЭтно"
Контраст, наверное, был сильно большой, по сравнению с развлекательной музыкой, но что уж делать - у этно-музыки вот такие вот корни, и их по-хорошему надо бы знать. :) Кстати, насчитал на фестивале минимум 4 группы, которые достаточно чётко опираются именно на этнографическую составляющую этно-музыки:
* Иволга
* Амулет Амани
* Ветер всем
* Иван Купала
...это ещё не считая алтайских групп; тут я ничего сказать не могу, к сожалению - в той культуре не копенгаген. У каждой группы свой подход, и их сложно сравнивать. Понятно, что нам ближе всего "
Иволга" - потому что её лидеры Любовь и Алексей Суровяки сами являются фольклористами с большим стажем, обладают большим багажом, есть из чего выбрать, и обращаются с этнографическим материалом бережнее всего. Ну, да про остальных я тоже потом расскажу - попожже, когда волна снобизма отпустит, а то ещё обидится кто.
Как уже замечал один из моих читателей, без высосанного из пальца творчества тоже не обошлось. Некоторые группы играли музыку в стиле "фейспалм-жпг"; хотя откровенной лажи и фигни не было, но всё же оставалась мысль "Какое это имеет отношение к этно-музыке?"
Кстати, перед фестивалем в группе фконтакте некоторые наезжали на некую шоу-группу "Беладонна", которая к этно-музыке, действительно, практически не относилась - но в общем-то выступили они не так уж плохо; хотя репертуар и специфический, даже песенка из мультика прозвучала, но спели вживую и на разные голоса. Что само по себе уже неплохо. Они - одна из немногих групп, которых я НЕ отснял на фото - не со зла, просто переодевались перед концертом, а фотег завещать кому-то не догадался.
К слову об организации. В общем-то откровенных косяка увидел только три: когда наше выступление передвинули на час вперёд, потому что кто-то там не приехал; на второй день концерт затянулся и приглашённые фольклористы из Чемала отказались проводить заявленный праздник Иван Купала; "Иволга" немного опоздала с началом третьего фестивального дня, и её после третьей песни начали гнать со сцены. Плюс ещё Ксюшу Серпову выгнали на джем чуть не силком - хотя в итоге получилось хорошо. Всё бы ничего, но все эти косяки происходили только с русскими традиционными коллективами - при том, что они составляли явное меньшинство участников фестиваля. Осадочек остался. В остальном организация была вполне на уровне. Правда, мы сами-то были на самообеспечении и к организаторам практически не обращались.
Самостоятельно вызвались провести мастер-класс по традиционной культуре, и провели его на третий день; правда, произошла накладка - все дальние музыканты уехали на экскурсию по Алтаю, хотя кое-кто хотел прийти послушать и посмотреть. В итоге было не так уж и много зрителей - человек 15; так что всё прошло камерно.
Мастер-класс по культуре семейских Забайкалья - зрительный зал
Самой большой недосказанностью фестиваля осталось отношение именно к этнической составляющей музыки - упор был сделан на то, что "пипл хавает" (что, в общем-то, предсказуемо). Но это, думаю, тема для следующих статей.
Большой фоторепортаж о фестивале -
фконтакте. За некоторую долю фотографий выражается благодарность Наталье Ситко (нынешнюю её фамилию не знаю) - она заменяла меня за аппаратом, хотя никогда ранее не смотрела на мир через видоискатель.
Это - первая из цикла статей по мотивам "ВотЭтно". Остальные статьи доступны по ссылкам ниже.
Следующая статья на тему фестиваля -
про аккуратность в музыке.