Продолжаю статью про
виртуализацию; в этот раз попробую поглубже обдумать тему предпочтения виртуальных миров реальному. Это тоже будет скорее размышлизм, чем категоричность и раздача рецептов; забежавшие на огонёк пионэры часто привычно мыслят в формате
пропаганды, но у меня не про это - попытка посмотреть на вещи с другой стороны, от здравого смысла и определений. Поэтому и
простых решений у меня для вас нет.
Проблема виртуализации сознания подрастающих поколений знакома всем, кто с ними общается; и глубину этой беды осознают далеко не все, ведь в городских условиях уже практически нормально предаваться виртуальным утехам - просмотру роликов, инстаграммов и прочего VR. Стоит вытащить поколение "за30" за город, и большинство становится нормальными людьми - бросают свои телефоны и бегают босиком по траве; однако несмышлёныши так и продолжают сидеть в онлайне, или даже в оффлайне, если связи нет; так что соприкосновение с окружающей реальностью их скорее раздражает. Эту проблему в прошлый раз я обозвал "воспитанием андроидов"; уже сформировалась молодёжная "культура", ценности которой лежат исключительно в виртуальности, а привычные (в т.ч. традиционные) ценности в ней не имеют никакого значения.
Проблема в принципе не нова
В данном случае "андроидность" поколений имени гаджетов заключается не в отказе от традиционной культуры; от традиций отошло уже военное поколение; как радио массово появилось, так традиция и померла, плюс/минус. При упоминании о "традиционных ценностях" обыватель привык морщиться, потому что под этим соусом ему в уши обычно заливают банальное морализаторство, но
традиция - это передача знаний ("данных" на современных манер) из поколения в поколения; от деда к отцу, от отца к сыну; с этого ракурса "традиционные ценности" уже не кажутся такими уж и бессмысленными?.. Ими обзывают что попало, но это подмена понятий, против чего весь мой бложик категорически протестует. :)
Традиция ещё 100 лет назад имела колоссальное значение, и за полвека-век ушла практически полностью; уже для поколения рождённых в 1940-е (а то и раньше) она осталась на уровне бабушкиных сказок; любительски
занимаюсь этнографией и вижу это буквально воочию. В традиционном обществе родительское воспитание имело критическое значение, потому как набраться опыта было больше негде; книги дороги, да и поди ещё научись читать; со введением массового образования традиционная передача опыта начала уходить в область песен и частушек, а затем уже и это пресеклось, кроме самых окраин. Так что говорить за традиционные ценности сейчас практически равно морализаторству. Но проблема современной молодёжи лежит в другой плоскости.
Появление интернетов радикально удешевило информацию, что привело к неожиданным (для кого-то) результатам - вместо всеобщего и бесплатного высшего образования все дружно начали смотреть ролики про котов. Как говорил один бородатый мужик,
бытие определяет сознание; наши поступки соответствуют общепринятым в обществе целям. То есть какие цели общество ставит перед гражданами, к тем они и стремятся. Да, есть исключения,
нонкоформизм и всякое такое, и общество <> государство в общем случае; тем не менее, обыватель следует за общепринятыми целями.
И вот тут мы наступаем на проблему виртуализации как наиболее удобный способ достижения целей, декларируемых в обществе; как
писал ранее, основной идеологией для обывателя является... банальный
гедонизм. В общество вбрасывается посыл, что главное - получать удовольствие (и, сталбыть, избегать не-удовольствия); и в этом плане с гаджетом и прочими виртуальными приблудами поспорить довольно сложно.
Если говорить общими словами, то современное общество не задаёт обывателю задач, которые были бы интереснее виртуальных миров. Эта проблема, в отличие от разрушения традиции, совсем нова, и Человечество с таким ещё не сталкивалось - что бы такого предложить, чтобы выдернуть граждан из виртуала. Задач всяких полно, их генерирует объективная реальность в большом количестве, да вот беда - вся эта объективная реальность молодёжи не нужна, если утрировать.
На деле, конечно, до сих пор все достижения VR довольно бледны по сравнению с красотами окружающего мира; даже если виртуальный мир красив до безумия, то наблюдать за ним в амбразуру телефона - це ж форменное издевательство. Это не виртуальность красива, а реальность скучна. Проблема не столько в коварных искушениях виртуала, сколько в отсутствии реальных возможностей в реальном мире, увы.
Можно возразить, что в наше время такого не было, несмотря на трудное дедство и деревянные игрушки, прибитые к полу; но в том-то и проблема, что виртуала тогда не было, соблазна такого не было. Если брать советское общество, то там и цели были другие, отличные от гедонизма; кому-то, разумеется, не повезло с окружением, иначе СССР не развалился бы, но в массе своей дети и молодёжь понимали, что даже игры - это не просто так, а подготовка к чему-то, от войнушки до освоения Марса. С крушением социалистической системы гедонизм прочно занял место в голове обывателя, и теперь это - мейнстрим, выход за рамки которого позиционирует тебя как дурачка, не приспособленного к жизни. Сам по себе гедонизм, мягко говоря, тоже не нов, и известен со времён того же Сократа. Но во времена Античности не было виртуальных миров.
В советское время проблема гедонизма воспринималась и высмеивалась, например, Стругацкими в виде кадавра, неудовлетворённого желудочно (а точнее, теорий
проф. Выбегалло); как мы помним, для осуществления своих желаний кадавр
попытался свернуть время и пространство, т.е. закуклиться здесь и сейчас. Именно это и происходит с людьми, заглядывающими в виртуальный мир, пусть и не с такими последствиями для окружающих. В виртуале можно произвольно рулить временем, перемещаться на любые расстояния и т.д. Эдакий
personal Jesus.
При этом наивно обличать в этом виртуальность саму по себе - она для того и создана, чтобы формально заменять реальность. Многие VR-разработки растут из военных технологий (тот же самый тырнет
разработан по заказу и при финансировании МО США), и уж точно не для утех малолеток; серьёзные компутеры давным-давно симулируют то, что сложно создать в реальности - например, модель едрёных взрывов, авиакатастрофы и прочие краш-тесты. Там точно так же можно управлять временем и пространством, однако в чём же отличие военных разработок и игрушек в телефоне?.. В целях.
Как писал в прошлой статье, основная проблема виртуальности - в отсутствии обратной связи с реальностью; в отличие от тех же военных разработок, прокачка виртуальных персонажей и сбор урожая с Весёлой фермы не приносит в окружающий мир ничего, кроме вреда. ;) Однако виртуальные цели намного более удобны в достижении; и хотя они тоже далеко не всегда тривиальны (для достижения целей в топ-контенте онлайн-игр люди там буквально живут, тратят реальные деньги и практически ходят в игру как на работу), однако они значительно лучше вписываются в концепцию гедонизма, нежели эти ваши развлечения в реальности - футбол, походы и купания. Ибо гедонизм - это не только достижение удовольствия, но и избежание не-удовольствия.
Но главное имхо во всей этой конструкции - императив гедонизма; получать удовольствие любой ценой - это нормально. В самом по себе удовольствии нет ничего плохого, но установка его "понад усе" приводит к состоянию кадавра профессора Выбегалло и закукливании в собственном мирке, что мы и видим на примере подрастающих поколений.
Что с этим можно поделать и как вылечить инфицированных - вопрос отдельный; скорее всего, будет продолжение. Но потом. (с)
>>> Про виртуализацию и демократию >>>