Про культуру общества потребления

Aug 27, 2019 16:38

Недавно побывал в г. Томске на Празднике Топора; и в связи с этим появилась идея в очередной раз высказаться в отношении современной культуры общества потребления. К фестивалю вопросов нет; не стреляйте в баяниста, он играет как умеет; вопрос в том, что мы считаем за норму, т.е. что является нашим культурным базисом; и тут у меня, как обычно, плохие новости.

Как уже писал в статье про поездку, на наших типовых фестивалях и прочих мероприятиях, организованных министерством культуры или около того, всегда дефицит зрителей; тут же - настоящие орды народу; по данным организаторов, за 5 дней на фестивале побывало... 150К посетителей. Это при том, что всё население г. Томска - менее 600К. С одной стороны - здорово; с другой - повод задуматься.

Фестиваль "Праздник топора" имеет явный акцент на народных ремёслах, и это позволяет говорить о нём как о культурном мероприятии, а не только ограничиваться базарной составляющей. Здесь, конечно, культуру придётся, как обычно, брать в кавычки. потому что ни о какой "народности" речь особо не идёт - возможно, 1% мастеров и занимались чем-то традиционным "от человека человеку", а всё остальное - типовое ремесло на продажу, а то и просто банальный сбыт магазинной продукции. Если обращаться к определениям, то, выходит, что "народ" в терминах современности - это атомизированная масса "грамотных потребителей", и добывающих себе профит и гешефт дельцах. И культура у него соответствующая; ведь культура - это не песенки и не танцы, а нормы и ограничения; и нормой сейчас является культура покупок и продаж; а все эти "народности" в традиционном смысле - лишь антураж для привлечения стада потребителей.

Если заходить широко, то глубинная проблема современности в культурном плане - утрата обывателем культурной субъектности, т.е. отрыве человека от собственной культуры. Если в традиционной культуре каждый человек является носителем собственной культуры, то в современном обществе культурной деятельностью занимаются специально обученные люди. Спроси носителя культуры, что такое культура - он тебе назовёт примеры песен и прочих артефактов, которые воспроизведёт сам; для современников культура - это Пушкин, балет и  рэпер Баста, т.е. где-то там далеко, и его не касается. Дело обывателя - покупать и продавать, увы, что мы и видим на этом фестивале - ярмарка ему в тыщу раз интереснее любого концерта.

Да и что такое концерт в этих терминах - это всего лишь развлечение публики без какого-либо образовательного контекста, т.е. это всё то же потребление услуг, только музыкальных, а не транспортных или там парикмахерских. Таким образом, современная культура в буквальном смысле расчеловечивает и потребителя, и производителя культурных артефактов - роль обывателя сведена к роли бессловесного потребителя, а роль артиста - к роли шута. Понимаю, что ярмарка, традиции скоморошества и т.д. - но ведь на любых "культурных" мероприятиях происходит то же самое развлечение толпы. Никому ведь не интересно, что вы там вносите в головы людям, нужен охват и - главное - финансовый интерес; т.е. "культурные" мероприятия сведены к ремеслу. Мы уже считаем это нормой - у всех так - но ремесленный подход убивает в людях потребность к творчеству, т.е. в буквальном смысле сводит человека к винтику системы.

Культура, напомню, не сводится к музыкальным зарисовкам; те же ремёсла - тоже разновидность культуры, только уже материальной. И творчество вполне может быть материальным, но надо отличать мух от котлет и творчество от ремесла, это разные виды деятельности. Вам же, наверное, не очень интересно было бы смотреть на литьё чугуния или производство конфет промышленным способом; вот handmade - это интересно, а почему?.. Потому что ручное производство подразумевает творчество, и одна ведь не похожа на другую. И 150 тыщ человечков вряд ли попёрлись бы на металлургический комбинат, посмотреть на доменную печь, а на мастеров пришли посмотреть; хотя мастеров там было подавляющее меньшинство, по сравнению с обычной торговлей.

Возвращаясь к определениям - культурные нормы современности таковы, что поход в магазин или на ярмарку обывателю намного более естественен, чем поход на концерт, не говоря уж за какое-то там творчество. Никто не запрещает, и в определённых кругах даже приветствуется творчество и всякое рукоделие с песенками, но если брать среднюю температуру по больнице, то что-то выбивающееся из культуры потребления - удел маргиналов и людей не от мира сего. Потому что общий информационный фон давит на обывателя и навязывает ему шаблоны поведения - ту самую культуру - счастье в потреблении и вообще в гедонизме.

У нас тут в среде патриотов (в кавычках и без) принято обличать вражескую культуру как средство разложения нации и всё такое; я об это тоже постоянно говорю, но что предлагается взамен?.. Как будто, если заменить условные гитары условными баянами, что-то в голове поменяется, ага. Культура - это не пинкфлой и не рэпер Баста, а установки и нормы в голове обывателя; и "тут", увы, они те же, что и "там" - покупай, потребляй, и будет тебе щастье. Мещанскую культуру мы пропустили за свои культурные барьеры ещё при Хруще, с его гонками за Америкой, и теперь черпаем полным лаптем те же щи, что и за поребриком; атомарное, личное щастье поставили выше общественного и всё, досвидос. Как мы собираемся бороться с западенским навалом, если наши собственные "звёзды" ничем не лучше тамошних - включите российское ТВ и посмотрите, кто там кривляется; вы вот с этим собираетесь выходить в чисто поле биться с басурманами?..

Тут я вижу три (с половиной) основных пути развития. Основной столбовой путь, которым мы до сих пор тащимся - путь общества потребления, в котором основной культурной составляющей для обывателя является гедонизм - что мне хорошо, то хорошо и вообще. Находясь в этой парадигме, мы по сути играем по правилам Запада, и надо либо это признавать и переставать уже играть в какие-то там культурные противостояния, либо сворачивать с этой дорожки в принципе. На этом пути мы неизбежно придём к необходимости войны с "цивилизованными", потому что их уровень жизни (а значить и главный параметр щастья) - за счёт остального мира, в т.ч. и за наш счёт; и чтобы нам что-то получить, это что-то придётся отобрать у немца или американца (свят-свят). Сказочки про всеобщее счастье кончились ещё в 1990-е, и теперь уже до последних коней доходит, что к чему. Даже чтобы отобрать что-то у украинца, приходится залазить на территорию американцев, что приводит нас к ситуации 1914-го года - "войны никто не хотел, поэтому она была неизбежна". Да, не мы такие, жизнь такая - ну, если принимать такую жизнь за норму, то не удивляйтесь потом, чего это вы сидите не в офисе, а в окопе.

Следующий из очевидных путей - путь фашизма; причём он наиболее очевиден и вероятен; это то же, что и общество потребления + идеологическая накачка национализмом. Если мы всерьёз хотим жить лучше, чем в США, а не просто хрю-му, то нам придётся отбирать ресурсы у негров, арабов и т.д.; что идёт вразрез с либеральными нормами, зато это можно объяснить с точки зрения расовой теории - они чёрные/хохлы/москали/велосипедисты, поэтому их можно грабить. Хотя нам втирают в голову, что либерализЪм - противоположность фашизма, на деле от "либеральной демократии" до фашизма - полшажочка, о чём ранее писал; поднимите руки, кто считает, что в современном мире осталось хоть что-то от либерализма без кавычек. Кругом одна брехня, и люди, которые честно заявляют о своём превосходстве над унтерменшами, что приведёт к росту благосостояния каждого, выглядят в глазах обывателя вполне себе вариантом. Замечу, что идеология гедонизма и тут играет первую скрипку - потому что всё заради личного благосостояния, даже Drang nach Osten; так что этот вариант - лишь частный случай общества потребления.

Следующий путь обычно забывают, но он есть, как тот суслик; это фундаментализм. Ультра-правая часть патриотических активистов и движений исповедуют именно этот культурный выбор - подчинение жизни религиозным нормам, Православие-Самодержавие-Народность, и т.д. В теории это вполне рабочий механизм - как-то же жили наши предки по этим канонам, да и нонешний Иран продолжает традиции фундаментализма, запуская спутники и бодаясь с мировым гегемоном, о чём многие "демократии" могут лишь мечтать. Проблема очевидна - эти культурные нормы разделяет меньшинство населения; на словах у нас все православные, а вот если всех вынудить соблюдать все каноны, поститься и реально поставить Бога понад усе, у обывателя бомбанёт так, что наступит ядерная зима - это всё категорически не стыкуется с культурой потребления. Весь телевизер обсижен пропагандой гедонизма - и тут надо что-то там соблюдать и жертвовать собственными хотелками в угоду кому-то-там в Церкви? (утрирую). Как альтернатива обществу потребления эта культура - вполне себе аргумент; воочию вижу, что в нашей фольклорной тусовке и около того - люди с другими ценностями в голове, радикально отличающиеся от обывателя, думающего телевизором, и дело тут совсем не в песенках и танцах, а именно в культурных нормах.

Последний в моём списке очевидных путей развития общества - социалистический, т.е. общество понад усе. После развала СССР казалось, что это тупиковый путь, и что общество потребления окончательно победило; в 2010-х до многих начало доходить, что наши западенские друзья научили нас плохому, и всё больше нарастает ностальгия по старым добрым временам, когда Общество ещё было чем-то отличным от нуля. Не только лишь все понимают, что эти ваши социализмы - это не Сталин и не СССР, а примат общественного над личным, и построить социализм с блэкджеком и девицами с пониженной социальной ответственностью не получится без смены культурной парадигмы. Если для нас сладко пожрать - верхняя ценность в жизни, то о социализмах остаётся только ностальгировать; и нечего жаловаться, что с каждым днём всё меньше духовности и соборности, одно купи-продай. Никто не говорит (кроме упоротых), что при коммунизме все будут голодать, но приоритеты обязаны сместиться с личного на общественное, иначе получится, как после Хрущёва - хотим как "там", и пофиг, что при этом вымрет 10+ миллионов населения.

Торговля и ярмарки - это неплохо, но когда они пожирают всё человеческое, то возникают резонные вопросы. Где миллионные движения бардов и туристов, как в СССР; где передача культуры от человека человеку, как в традиционном обществе?.. Один сплошной базар-вокзал. И нечего пенять на клятых кого-то-там - главный враг сидит в собственной голове. Захотел сладко жрать любой ценой - получи от объективной реальности золотое кольцо в нос.

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up