Осторожна, статья полна изобличений и баттхерта. Скандалы, интриги, расследования!
Начну издалека.
Регулярно посещаю
сайт Гоблина, в общем-то мне он вполне импонирует, за исключением его нынешней профессиональной деятельности, ну и позицией к человеку в целом. Как бывший милиционер, он видит в людях в целом один негатив, и соответственно к ним относится. В этом есть определённый резон, если бы не одно "но" - он в общем-то занят пропагандой кино (в основном - западного), и в этой пропаганде он делает упор как раз на этот самый негатив. То есть по сути пропагандирует асоциальный и вообще безмозглый образ жизни. При этом, судя по статьям, человек он сам по себе весьма неглупый и на своём сайте пропагандирует как раз обратное... Вот такую шизофрению - левой рукой ломаю то, что делаю правой - я понять не могу. Слава богу, кино не смотрю - ни "хорошее", ни плохое, никакое - так что лично мне как бы всё равно, но "за державу обидно".
Вообще не понимаю негативного отношения к людям в целом. Да, естественно, все мы не без греха, но чес-слово, не вижу вокруг той грязи в людях, про которую пишет тов. о.у. Гоблин. Впрочем, он же живёт в "культурной столице" - может, у них там действительно всё так. Судя по своим
поездкам по стране, хуже всего с человеческим материалом как раз в центрах - в Мск и Питере; а чем дальше от столиц, тем лучше. В прошлогодней
экспедиции в Забайкалье местами вообще было ощущение, что кругом одни святые ходят; во всяком случае, контраст с мелочными городскими жителями просто откровенно бил в глаза.
Вот прямо сейчас на страницах Фконтакта и ЖЖ постоянно спамятся сцылки о том, что ГосДума заслушивает закон о цензуре в Интернете. Поздно этот закон принимают, такое моё мнение - его надо было ещё с появлением Интернета вводить, и следить за ентим делом весьма тщательно. Ибо - нефиг. В любом приличном обществе принято следить за словами и отвечать за них, а тут целая мировая паутина безнаказанности. В каменты к тому же Онотоле зайти невозможно - сидят одни и те же тролли и гадят просто ересь какую-то, ничего по сути не говоря, но генеря негативный контент, после чего больше ничего обсуждать в этом журнале неохота. Казалось бы - выедь с санитарами, помоги товарищам провести выходные в жёлтом доме под
галоперидолом - авось полегчает. Ан нет, не положено. А все парятся и наблюдают высеры неадекватного сознания в одном из самых популярных ЖЖ страны.
Вот. Теперь плавненько переходим к сути статьи. В одной
из последних статей Онотоле встретил фразу "Увы, сейчас мы доедаем советские вложения во все виды производственной инфраструктуры. В том числе и в производство главного средства производства - умного, здорового, умелого, сильного, хорошо воспитанного человека. Более того, эффективные менеджеры доламывают систему этого производства - и физическую культуру, и здравоохранение, и образование". Вот про это и хотелось бы поговорить.
Мы живём в пору технического прогресса. Правда, местами он конкретно пробуксовывает - по многим направлениям старая техника, сделанная ещё в советское время (не только у нас, но и вполне себе "там"), превосходит современную, даже с учётом износа (например, фотообъективы). Местами прогресс сводится до обрастания финтифлюшками - те же машины сейчас имеют подъёмники стёкол, центральные замки, кондейки и прочий хлам, но при этом старые машины намного более машинные, что ли - и прочнее, и ездят лучше, и подвеска лучше. Даже в компьютерной технике - казалось бы, наиболее инновационной - прогресс тоже местами идёт шаг вперёд и два назад. Но тем не менее нельзя не признать, что техника сейчас развивается весьма бурно.
Техника да, а человек?.. а вот тут всё сильно хуже. Занимаясь изучением истории народа, осознаёшь, насколько сильно деградировал нынешний человек по сравнению с предками. Не сказать, что "
просрали все полимеры", но процесс упадка человека налицо.
Да, нынешнее поколение живёт в куда более быстром темпе, чем лет сто назад; но куда мы все торопимся и зачем несёмся по жизни? У всех десятки и сотни друзей в социальных сетях, про которых мы мало что знаем, а есть ли у нас хоть кто-нибудь один, с кем можно было бы пойти в разведку?.. Сам термин "пойти в разведку" сейчас вызывает усмешку у современного человека, а вот мне, как потенциальному командиру развед-взвода (да, у меня такая
ВУС), как-то совсем не смешно. На какие поступки мы способны - не деланные, а настоящие?.. Надеюсь, на какие-то способны, но как-то даже не принято это обсуждать, это фактически стыдно для современного человека - он привык не напрягаться, а расслабляться. И это уже о многом говорит.
Так и в музыке. Человек современный не привык напрягаться, он привык, чтобы его развлекали. И музыку он тоже предпочитает слушать современную и развлекательную - и чтобы не приедалась, чтобы всё время что-то новенькое. В итоге сформировался
мейнстрим - эдакая попсовая песенка на один день; смысла напрягаться её исполнять никакого нет, ибо завтра будет ещё одна. В итоге мы все с вами живём в мире халтуры - исполнители гонят халтуру-однодневку, а мы её расслабленно слушаем, не стараясь вникать в детали.
Это в классической музыке гениальные композиторы за всю жизнь сочинят десяток произведений и всё, слава навеки. В нынешних реалиях так и ножки недолго протянуть - давай чего попроще да поугарнее, зато много. У исполнителей та же беда: вместо того, чтобы гениально зажечь публику с высокой сцены - чёс по корпоративам, местами под фанеру, эгегей! На "
ВотЭтно" этим отличились хэдлайнеры фестиваля, ИванКупала, на "
Живой Воде" - внезапно тоже хэдлайнеры, "Маркелловы голоса". Чуете логику? Стоит "выбиться в люди" - и вот она, долгожданная халтура! Можно выступать как попало, приезжать на фестиваль на один день и упиливать на следующий корпоратив.
Что-то как-то у меня с дедства другие понятия о
культуре. Что это - в первую очередь некая среда, некий образ жизни, образцы духовного творчества некоего общества. А вот это что, из жанра "качаем" и "я не вижу ваши руки"? Это разве культура? Это - развлекаловка.
Но у нас, к сожалению, это современное понимание культуры по сути превратилось в мейнстрим. Даже наше героическое министерство культуры и то в основном упирает именно на такое развлекательное направление - потому что оно массовое. На камерный концерт сколько приходит народу? Ну человек 200 от силы. А тут собрал опен-эйр - и сразу тыщи народу радостно колбасятся. Логично, куда будут вбухиваться народные денежки.
А никто не подумал, к чему это всё ведёт? Мы - современная культура - вышибаем из людей последние остатки разума и, если хотите, души, низводя его до состояния жЫвотного, требующего хлеба и зрелищ. И поддерживая подобные мероприятия на государственном уровне, мы сознательно дебилизируем собственное население.
Понимаю, что люди сами просят чего-нибудь повеселее да позадорнее. Но ведь они с таким же успехом и героин могут попросить с гашишом - и что, побежим немедленно исполнять? Ах, это ещё не запрещено законом, значит можно? Ну извините, а голова-то вам зачем?
Понимаю, что современного человека приучить к сложной серьёзной музыке сложно, и это всё - большая работа. Но ведь в общем-то это и есть работа культурных организаций - не развлекать быдло, а окультуривать его, превращать из барана в человека. А мы видим как раз обратный процесс. Вот спасибо, хорошо.
Культурные организации и коллективы должны, на мой взгляд, в первую очередь заниматься именно воспитанием зрителя. Не развлечением его - этого добра он где угодно найдёт при нынешней жизни. А воспитанием. А это уже требует принципиально другого подхода к культуре в целом, переосмысления самой сути культуры в нашей жизни.
Мы, фольклористы, уже 30 лет занимаемся окультуриванием зрителя через фольклор; классическая и бардовская музыка и того больше. Но всё тщетно под наплывом пропаганды современной сущности культуры - когда критериями успеха являются коммерческий выхлоп и количество окученного народа. Понятно, что рыбий жир и касторка намного неприятнее конфет, но если есть всё время одни конфеты, то зубки выпадут, в отличие от. И вот эти зубки у современного человека уже вовсю шатаются - и причём не только у рядового, но и вполне у работников культуры, профессионалов своего дела.
Не говорю, что в современной музыки нет позитива - наверняка и там есть произведения, полезные для разума и души. Только их никто не слушает, и их положение немногим-то отличается от нашего загнанного в резервации "чистого" фольклора или даже классической музыки. Сейчас нет цензуры - якобы - но на самом деле есть понятие "формат", которое намного страшнее цензуры, на порядок. Цензура делает что-то запретным плодом, и этим заинтересовывает; формат просто наглухо блокирует что-то, без объяснения причин и негласно - просто "не принято". И всё, и никуда не попадёшь.
Возмём наш пример, "чистый" фольклор. Он является неформатом просто везде, кроме местечковых фестивалей, по типу
Егория Хороброго, или нашего
СФФ. Обычный чисто акапелльный звук является неформатом для всех музыкальных радиостанций и телевизионных передач. Но - если добавить в него инструментов - любых - то бинго! Это уже формат. В зависимости от инструментов это подпадает под формат либо попсы (Бабкина, Кадышева), либо джаза (коллектив Покровского + оркестр Пола Винтера; КрАсота+RAmantik), либо этно-музыки ("Иволга", Folkbeat RF). Фигня, что при этом выхолащивается зачастую сама суть творчества - зато так понятнее тупому современному человеку.
Вообще, если честно, всё это очень дурно пахнет, на самом деле. Культура в общем-то подразумевает не только потребление, но и подражание, и собственно само творчество - в массах, то есть со стороны зрителей. Культура - это не когда один поёт, а остальные рукоплещут, это когда один поёт, а остальные подпевают. Не так, как на опен-эйре, когда хоть пой, хоть вой - один хрен никто не услышит из-за рёва колонок. А когда творчество действительно становится частью жизни общества - сверху донизу. От прослушивания русских песен ты не станешь более русским, пока сам не станешь их петь, такое моё мнение. То же самое и в отношении классики и других видов музыки - под воздействием музыки начинаешь сам творить что-то соответствующее.
Вот. К сожалению, коммерциализированный подход к культуре пока что очевидным образом выигрывает у просветительского. Это и понятно, сейчас вся жизнь у нас такая - это в кровавое советское время можно было творить что захочешь, особо не задумываясь о цене, а сейчас в благословенное демократическое время как бы с голоду не сдохнуть, не до культуры. Но тем, кому всё же есть дело до культуры, предлагаю задумываться, зачем они занимаются своим делом, и к чему это всё ведёт.
В конце хочется добавить слегка бредовый камент - если в будущем когда-нибудь действительно появится какой-нибудь искусственный интеллект, то он весьма скоро перегонит человека по всем статьям - а уж механические тела и подавно без вопросов обгонят человеческие, тут глядя на технический прогресс и к бабке ходить не надо. Техника прогрессирует, программы - аналоги интеллекта - также прогрессируют, а вот человек наоборот, регрессирует стремительным домкратом. И без изменения культурной парадигмы этот процесс не обратить, ибо "так принято" в культуре потребления.
Я до сих пор пишу
книжку про жизнь человека в искусственном теле - если честно, действительно становится непонятно, зачем будет нужно обычное биологическое человечество после появления технологического. Вымрем же как мамонты, если ничего не менять. Понятно, что это будет не завтра, но на самом деле ещё при нашей жизни уже возможны определённые сценарии из фильма "Терминатор". Как бы это не пафосно звучало.