Про декаданс современной культуры и искусства

Jan 21, 2021 18:13

В прошлой статье про рыночек и дедство анонсировал разбор декаданса современной культуры; почему бы и не разобрать. В очередной раз напомню, что культура и искусство - разные вещи, хотя и производные друг от друга; и если кто-то думает, что культурные вопросы его не касаются, огорчу я вас до невозможности.



Декаде́нтство, также декаданс (фр. décadent - упадочный) - направление в литературе, творческой мысли, самовыражении периода fin de siècle (рубеж XIX и XX веков), которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века...
Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни (taedium vitae), что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм (...), преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.
Хотя оригинальный термин "декаданс" употребляют по отношению к течениям в искусстве и культуре конца 19-го века, трудно не заметить очевидного сходства между "той Фантой и этой". Про то, что мир катится в тартарары, писали разные авторы с начала времён (например, тов. Сократ); и в "либеральных" кругах это используется как противовес упрёкам в декадансе - дескать, ещё шумеры жаловались на упадок нравов, и что?.. Тут, разумеется, обычная псевдо-либеральная обманка и игнорирование контекста - возможно, жалобы на нравы и молодёжь относились к периоду упадка культуры, обо что речь сегодня и пойдёт.

Опыт декаданса 19-го века показывает, что очевидный расцвет технической мысли не обязан означать культурного расцвета, и это как нельзя кстати в современных условиях, когда нам пытаются впарить мысль о том, что прогресс Айфонов и таёт несёт в себе безусловное благо для всех. Припарковаться негде - это ли не есть щастье для современного человека и " общества"?.. Подобная формулировка звучит по-идиотски, но её на серьёзных щщах несут даже такие граждане, как Гоблин. Оригинальный декаданс показывает, что появление паровозов и еропланов (что изменило мир намного круче, чем любой гугль) не означает прогресса Человека как такового.

Можно подумать, что "творцы", певцы декаданса, просто с жиру бесились, и это всё вообще нещщитово, но ведь сейчас происходит всё то же самое - ракеты летают всё выше, мегапиксели и мегагерцы всё растут (хотя бы где-то), а в культурной сфере - сплошное уныние и Блэк Лайфс, извините, матер. Нет ли тут какой измены?

Граждане декаденты выступали против норм старой морали, искали новых форм в искусстве, а также отрицали коллективизм; причём это были не самые глупые люди, но логика развития общества подталкивала их к отрицанию обыденности. Предложить что-то конкретное они не могли (или не хотели), и оставалось лишь страдать и предаваться унынию, находя в этом какое-то извращённое наслаждение. Собственно, плюс/минус тем же самым занимается значительная часть современных "творцов":



Кадр из фильмы "Трудно быть богом", который вообще-то совсем про другое.

Декаданс - это не всегда подобный откровенный гротеск, треш и угар; это вообще некая мораль увядания и упадка, что позволяет говорить о нём уже не как о мелких прибабахах маститых и не очень "творцов", но и как о глобальной тенденции в мировой культуре. Не уверен, что причины нонешнего декаданса совпадают с причинами декаданса 19-го века, но почему сейчас он является практически мейнстримом, довольно очевидно.

Современное " общество потребления" постулирует достижение счастья через рост потребления; об это дудит из всех утюгов реклама, все соц. сети переполнены похвальбой, кто где отдыхал и что прикупил. Но это же не работает; люди понимают, что в таких терминах они никогда не станут счастливыми; им хочется отдыхать на Мальдивах (точнее, им это навязывают), а приходится проводить лето на бабушкиной даче; хочется Майбах, а приходится ездить на битой таёте, и.т.д; и выхода из этой спирали потребления для 99% населения нет никакого.

Отсюда и культура декаданса, когда признаётся несовершенство мира, невозможность что-либо изменить, и остаётся лишь упиваться собственным страданием. Даже вся эта суперхеройская хрень, заполонившая экраны, является производной декаданса - эскапизмом, бегством от реальности; см. определение: "отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм, преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации".

Современный обыватель оторван от искусства, но он по-прежнему варится в культурном пространстве; так что проявления декаданса отражаются и на нём. Индивидуализм и имморализм, проповедуемые современными декадентами, действуют и на обывателя. Например, недавние протесты против абортов в Польше показывают, что её демонстративная ультра-религиозность не более, чем миф. Та же ситуация и у нас - несмотря на уверения, что до 79% населения РФ - православные, мало кто знает хотя бы символ веры и Отче Наш; и нет никакой уверенности, что в аналогичном случае личностные права не переборют религиозные догмы.

В отношении культуры и искусства, можно сказать, действует закон единства и борьбы противоположностей - и "творцы" хотят творить в стиле декаданса, и обыватель, далёкий от искусства, просит именно таких "творений". Если сейчас на экраны пойдут картины в стиле советского модерна, или какие другие, не вписывающиеся в культурный мейнстрим, их просто не поймут. Поэтому-то, при всей мерзотности современного стиля, "творцы" творят то, за что зрители будут платить деньги. Т.е. хороши в данном случае обе стороны.

Хотя, конечно, бОльшая часть вины лежит на "творцах"; зрители всего лишь голосуют рублём за то, что им предлагается; но раз они всё равно раз за разом ведутся на декадентские поделки, то в определённом плане они соучаствуют в декадансе. Например, приз "человек года" в номинации "музыкант года" в 2020 ушёл... Моргенштерну, причём голосование было в этих ваших интернетах, т.е. его выбрали зрители. Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. (ц)

Из этого может сложиться впечатление, что мир сошёл с ума и человеки недостойны существовать и, говоря молодёжным языком, must die. Но, как и в прошлый раз, проблема не столько в человеках, сколько в экономическом базисе, который лишает людей надежды на хоть какое-нибудь будущее и толкает их на путь декаданса, упоения разложением.

Популярный нонче жанр пост-апокалипсиса - это не только предчувствие грядущей катастрофы, но и желание, чтобы вот это всё  уже наконец закончилось и начался новый мир; пусть страшный, но с другими правилами. А изменить текущие правила почему-то тяму не хватает; хотя бы задуматься об этом для декадента - нереальная задача. Пусть уж этот мир катится в тартарары.

Для смены парагидмы мышления с декадентской на что-то другое нужно осознание неправильности настроек этого мира (это - часть декаданса) и желание их изменить (а вот это уже  не часть декаданса).

image Click to view


Поиграем в декаданс?

Нет уж, увольте.

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up