Как и обещала, рассказываю о нашем путешествии в Южную америку и обратно
Начало Следующим утром было самое страшное - перелет в Сан-Пауло. Мне уже намного сильнее хотелось остаться в Европе )) Вылет из Брюсселя был в 6 утра, так что наш план был переехать в холидей инн поближе к аэропорту, чтобы сэкономить на такси. Второй Holiday Inn Express был очень задрипанный (но все же лучше, чем ночевать в аэропорту) и находился в 5 км от аэропорта в городке Дигем. От одноименной станции поезда шли минут 10 мимо разных офисов типа Cisco. Такси нам, тем не менее, вызвали, похоже, самое дорогое или ночной тариф такой, но доехали наши пять километров за 21 евро.
Смешным образом мы опять вернулись в Амстердам (неисповедимы пути билетного ценообразования), с нами на этом рейсе летела компания русских, которые дальше тоже пересели на рейс до Сан-Пауло. Вот она, магия девяти тысяч рублей за трансатлантический перелет.
Сам перелет был приятным, мы заранее захватили места рядом друг с другом, плюс у KLM вполне вкусная еда и есть развлекательная система. Так что играли в сетевую игрушку, я смотрела сериалы типа теории большого взрыва и как я встретил вашу маму, даже поучила немножко испанский. Но менее страшно не становилось.
Вот примерно схема наших передвижений по Южной Америке с 11 по 25 марта.
План по Сан-Пауло был такой: прилетаем в шесть вечера, садимся на общественный автобус 257, доезжаем до метро Tatuape, пересаживаемся на метро - и ура, мы в нашем шикарном Интерконтинентале (да здравствует приорити клуб!).
Все эти действия (кроме интерконтиненталя) у меня вызывали жуткий ужас. Но еще больший ужас у меня вызывало такси за 90 реалов (реал 17 рублей) или более туристический автобус за 33 реала на человека. Это еще хорошо, что я не знала, что вся информация по ценам, которую я нашла в интернете, уже устарела и все стоит как минимум процентов на 20-30 дороже.
Еще в самолете все раздают миграционные карты, которые нужно заполнить и потом все время носить с собой, вернуть при выезде. Деньги в Бразилии мы собирались снять в банкомате, т.к. прочитали, что с обменом наличных долларов/евро в стране не очень... В принципе, это не сразу, но получилось. Не помню, какие там были сложности, по-моему что-то мы не сразу поняли в его интерфейсе (основное там - что карту нужно два раза подносить к банкомату и он ее не зохавывает, а просто считывает). Если у кого вопросы - какие карты брать с собой, то я думаю, надо брать разные и побольше )) У нас была евровая мастеркард, пара-тройка рублевых мастеркардов и рублевая виза. В принципе, ни с какой конкретной платежной системой там нет сложностей, просто нужно иметь про запас разные, т.к. в какой-то момент конкретная карта может не сработать. В Бразилии с нас банкомат по-моему даже не снял комиссию, только комиссия рос.банка была.
В общем, пока мы вылезли из самолета, прошли паспортный контроль и сняли местные деньги в банкомате, на улице стало совсем темно.
Вышли из аэропорта, стали искать наш 257 автобус. Спросили у какой-то девушки, продающей билеты на автобусы, она жестами нам объяснила, что идти туда, деньги водителю. В принципе там все просто - выходишь из зала, идешь направо, переходишь дорогу на светофоре, остановка автобуса перед светофором. Там уже стоял 257 автобус, но еще никуда не ехал. Мы стали рядом с каким-то местными чуваками и постепенно за нами образовалась вполне цивилизованная очередь. Потом пришел водитель и стал всех обилечивать. Билет стоит 4,30 реала, ехать полчаса до конечной остановки Tatuape. Это прямо рядом с метро Tatuape. Метро в Сан-Пауло стоит 3 реала, очень чистое и приятное. Мы с двумя пересадками доехали до нашего Интерконтиненталя.
Интерконтиненталь, конечно, очень классное место, хотя и чувствуешь там себя немножко случайно забредшим бомжом. Но нам все равно дали по купону на бесплатный welcome drink, который можно обменять на коктейль капиринью, что мы немедленно и сделали.
Утром план был погулять по центру, все время пребывая в страхе, в обед поехать тем же путем (метро + 257 автобус) обратно в аэропорт, чтобы лететь в Сальту. После кроун плазы в интерконтинентале я даже не решилась спрашивать, сколько стоит завтрак, поэтому мы позавтракали тарелкой фруктов и пирожными, которые были в номере в качестве приветствия ))
После этого мы сели на метро и поехали в центр, вышли у собора Se на станции Se. Фоткали дискретно - для каждой фотки доставая и пряча обратно в рюкзак фотик. Это немного утомляет и желание фоткать всякую ерунду пропадает. Поэтому фоток мало. Еще потому, что смотреть в Сан-Пауло особо нечего.
Когда мы уже прилично пошлялись и ужас стал меня отпускать, на нас кто-то плеснул какую-то липкую гадость типа растаявшего мороженного. Я читала у кого-то на форуме про такую разводку, что человека обливают чем-то, а когда он замечает, что весь обляпался возникает пара добрых и жаждующих помочь, а особенно подержать рюкзак, который начинает самопроизвольно удаляться от владельца. Мы рюкзак даже не снимали, я просто влажными салфетками стерла все с него, заодно со Стаса, а потом, оказалось, что и на мою майку и юбку тоже попало. Не смертельно, но неприятно как-то нас встретила Бразилия.
Мы уже заканчивали прогулку, так что посмотрели их копию Empire State Building, не нашли как туда зайти, чтобы сфоткать вид на город и поехали назад в гостиницу. Решили выйти немножко пораньше и пройтись по Avenida Paulista, чтобы купить каких-нибудь чипсов-орешков и воды в дорогу и заодно посмотреть саму улицу. Улица оказалась так себе, особенно в плане покупки чипсов-орешков, через каждые 5 метров отделение банка с 20-30 банкоматами, но ни одного хоть маленького супермаркета с едой. Я читала, что в Бразилии очень развита банковская система, но это как-то уже перебор. Короче воду мы в итоге купили в ларьке рядом с гостиницей, собрались и поехали в аэропорт. На обратном пути было уже совсем не страшно.
В Сальту мы летели с пересадкой в Буэнос-Айресе, где нам предстояло переночевать и в 6 утра лететь дальше. Перелет Сан-Пауло - БА был а/к Катар Эйрвейс, которой я всегда мечтала полетать (или я мечтала а/к Эмираты?). Очень мне их стюардессы нравятся, а точнее их одежда )) Оказалось, что летим мы в огромном самолете, где уже сидит несколько (десятков) человек, которые откуда-то еще летят, но самолет все равно пустой. Кормили вкусно, и опять была развлекательная система, так что я посмотрела еще несколько серий ТБВ.
В БА перед нами опять стояла задача доехать до холидей инна (последнего в ЮА на нашем пути), я изначально собиралась ехать на такси, но в последний момент прочитала на toandfromtheairport.com, что есть автобус за 50 песо за человека до отелей в городе. Но, конечно, на месте оказалось, что автобус теперь стоит 70 песо.
Песо сняли в банкомате, ограничение на снятие было 1000 песо, комиссия 17 песо. В итоге курс получился 7 рублей с копейками. Замечу, что из долларов песо мы позднее меняли по курсу где-то 6,85 руб за песо, так что наличные все же выгоднее, пожалуй, хотя в очереди в обменник стояли полчаса, что для Аргентины, конечно, довольно быстро.
В гостиницу добрались совсем поздно, попросили вызвать такси до аэропорта AEP на 3:30. Оказалось ехать там не так близко (по карте было около 5 км), стоило 70 песо, не по счетчику, а так.. и такси было какое-то не такси, а просто мужик на машине.
Дальше летели аргентинскими авиалиниями, которые больше всего мне запомнились сухими бутерами вместо еды и отсутствием сока, только газировка. Если хотите кока-колу, нужно говорить стюардессам «кока», я пробовала говорить «кола», но это не помогло )) Ну зато нигде они не опоздали и рейсы не отменили. Все внутренние перелеты: Сан-Пауло - Сальта - Игуазу - Рио стоили нам примерно по 12 тыс.руб, что необыкновенно дешево и было только на определенные даты, так что нам пришлось немного подстраивать наш маршрут, но мы все равно всюду успели )))
В Сальте мы забронировали на первый день машину и нас встречали с ней в аэропорту, потом по плану едем до города Пурмамарка и дальше до Умаука (Humahuaca) и обратно в Сальту, сдаем вечером машину в городе, в 22.00 автобус до Ля Кияки, едем в Боливию.
Машину бронировали на economycarrental.com, который сначала просто показывает тебе цену, а уже когда забронируешь, высылает ваучер с указанием конкретной компании, у которой берешь машину. У нас это оказались www.argentinacarsrental.com , которые в принципе в первый раз нас не подвели, в сотрудничестве с economycarrental у них был и неограниченный километраж, и нормальная цена.
Мы сели в нашу машинку (ford ka по-моему) и поехали по навигатору в Пурмамарку. После выезда из Сальты нам стало понятно, что что-то здесь не то. Дорога была просто жесть )) Горный серпантин, ехать можно в среднем километров 40 в час, наши 200 км до Пурмамарки показались непреодолимым расстоянием. Я прочитала в своих распечатках, что есть еще более новая Ruta 9, по которой можно ехать напрямую, но наш тупой навигатор (не помню, какая программа по Аргентине была), не показывал альтернативные маршруты, так что мы продолжили ехать по старой дороге, тем более что там были довольно симпатичные виды, и серпантин был не все 200 км, после города Сан-Сальвадор де Хухуй (это не ругательство, а город так называется по-испански) идет нормальное прямое шоссе.
После Сан-Сальвадора виды стали очень красивые, мы сперва как-то не втянулись в фотографирование, пытались фоткать из окна машины, но потом стали все чаще останавливаться, чтобы нормально сфотографировать. К обеду доехали до Пурмамарки. Пурмамарка оказалась малюсенькой деревней, больше похожей на боливийскую (в нашем представлении), расположенной рядом с невероятного цвет горами.
Нам уже очень хотелось есть, мы сделали круг почета по Пурмамарке, пытаясь найти место, где поесть. И почему-то нам приглянулось заведение El Churqui (Эль Чурки, как мы потом для себя перевели, 8 место из 8 на трипэдвайзере), выглядит со стороны очень прилично, но оказалось очень дорого и средне по еде. Почему-то мне не пришло в голову заранее посмотреть, где в Пурмамарке нужно есть.
После обеда мы двинулись дальше в сторону города Умаука (можно, конечно, прочитать и как Хумахуяка - Humahuaca - но раз я начала все правильно по-испански читать…).
Я где-то прочитала, что где-то рядом с городом есть долина Quebrada de Humahuaca (по крайней мере таково было мое понимание) и надо поехать на нее посмотреть. Когда мы доехали, то никакой дополнительной долины не обнаружили. Зато повернули под кирпич (или просто знак только налево, который был нарисован на стене дома. Смотреть знак на стене дома как-то не пришло в голову). В общем ехать туда было нельзя, но мы там все равно проехали, развернулись и поехали обратно. Когда мы выезжали, толпа полицейских с улюлюканьем стала жестами объяснять нам, что нас зовут Хуан. Стас к тому же поехал по часовой стрелке вокруг круга (круговое движение тоже было обозначено не знаком, а стрелками на бордюре!)
Когда мы все-таки остановились рядом с ними, нам прочитали мораль на испанском, на что мы отвечали «но энтьендо», но все обошлось. Потом я, чтобы усилить их впечатление о нас как о полных дебилах, спросила где же здесь Долина Умаука, на что полицейский рассказал нам, что вся дорога, по которой мы ехали от Сан-Сальвадора, мимо Пурмамарки и есть эта сама долина… В общем буратино был тупой… как дрова.
Время близилось к вечеру, мы поехали назад в Сальту.
Обратно мы уже ехали больше не по навигатору, а по знакам на дороге, поэтому проехали по нормальному шоссе, и часов в 7-8 вечера доехали до Сальты. Там мы кое-как нашли автобусную станцию, чтобы знать, куда нам дальше идти, когда сдадим машину. Теперь оставалось найти офис прокатной конторы. На договоре был написан адрес примерно так “Bs As esq Alvarado 102”. Мы из этого поняли, что прокат находится на улице Alvarado 102. Но на этой улице такого дома не оказалось. Сделав 10 кругов по этой улице (она односторонняя, как и большинство улиц в Сальте, так что для каждого круга приходилось объезжать ее по соседней улице), мы поняли, что толку не будет и стали звонить им в офис. Кое-как мы объяснились (повезло, что их сотрудник говорил по-английски), договорились встретиться на автобусной станции, чтобы отдать машину. В общем, все закончилось хорошо, хотя понервничали мы серьезно, но главное на автобус успели. Что означает “Bs As esq Alvarado 102”, дошло уже позже - это означает адрес улица Buenos Aires дом 102, перекресток с улицей Alvarado… в общем, жесть.
Отдельного упоминания стоит дорожное движение в Сальте (это просто единственные крупный город, где мы сами ездили). Мы так и не смогли понять, в чем состоит их ПДД. Знаков приоритета на перекрестках нет, правило помехи справа, насколько мы заметили, не соблюдается… Обычно просто едет один поток, если кто-то замешкался, и одной машине из перпендикулярного потока удалось проехать, то едут они… Постороннему человеку сложно разобраться, что делать и кого пропускать.
Нервные и голодные, мы купили билеты до La Quiaca на 22:00, чтобы приехать туда рано утром, в полшестого, побыстрее пройти границу и поехать в наш тур по Альтиплано. Автобус Balut оказался довольно приличным (как мы поняли на обратном пути, когда ехали с другой компанией), билет стоил 151 песо, получилось даже по карточке заплатить. На ночном рейсе очень пригодились беруши, я еще надела маску для сна на глаза, так что в принципе неплохо поспала. Автобус постоянно делает остановки, на которых в салоне зажигают свет, без маски точно не смогла бы спать. Еще неплохо в салон брать теплую одежду (куртку), т.к. в Сальте тепло, а салоне кондиционер, да и в самой La Quiaca далеко не жарко.
Продолжение следует…