На Святую Землю давно хотелось попасть! Возможность появилась совершенно неожиданно. Год назад по благословению архиепископа Марка всех ответственных по молодежной работе при храмах нашего северного викариатства (САО) приходы должны были отправить в поездку на Святую Землю. Поездка была централизованной - в молодежный лагерь. Но так как даты этой поездки были неудобны - январь, на приходе разгар праздников и мероприятий - то староста нашего храма (Арсений Павлович) предложил не ехать с группой молодежных ответственных, пообещав отправить нас с Марой вдвоем позже. И, когда нашлось время для поездки, то храм оплатил большую часть стоимости путевки уже не только за меня, но и за Мару. За что огромное спасибо старосте и приходу! Время нашлось в апреле, Великим Постом - на Крестопоклонной седмице. Сначала были мысли поехать самостоятельно, самостоятельно заказать экскурсии, арендовать машину, забронировать гостиницы. Однако, участник нашего молодежного клуба - Дмитрий Городов, работающий в паломнической службе «Радонеж», посоветовал для начала поехать с группой. Забегая вперед скажу, что мы совсем не пожалели, что выбрали этот вариант.
В аэропорту Домодедово было интересно посмотреть, как израильская компания Эль-Аль бдительно изучает багаж и ручную кладь, и проводит беседу с каждым пассажиром - без разговора с психологом в самолет попасть нельзя! В аэропорту Тель-Авива (Бен-Гурион) нас встретил водитель Саид - он мусульманин, но очень хорошо относится к христианам и, вообще, замечательный человек, он нас и возил по стране, а для начала отвез в город Тверия, где была заказана гостиница. Гида Рафаила (в прошлом иудея, теперь православного) мы увидели только на следующий день утром. Когда спрашивают, что больше всего понравилось в поездке, то я сразу вспоминаю гида. Хотя бы ради него стоило ехать с группой от «Радонежа». Если сказать кратко, то нашего гида отличали глубокие познания страны, истории, Ветхого и Нового Заветов, Литургики и богослужения, знание всех ходов-выходов (например, когда и где меньше очередь), а также юмор, темперамент и, вообще, неравнодушие к своему делу. Теперь, даже страшно подумать, какой бы мог быть гид, если бы мы сами заказывали экскурсии в светских компаниях! Возможно, кого-то удивляет, что говоря о впечатлениях от Святой Земли, я сразу начал с гида, но так можно ответить на вопрос - что больше всего «понравилось». А словом «понравилось» нельзя определить те ощущения, которые были, например, у Гроба Господня, Голгофы, в Пещере Рождества, на горе Блаженств... Эти переживания гораздо глубже и, подчас, очень личные. Может быть, и получиться передать хоть что-то из этого.
Вид на гору Фавор с горы Свержения:
В первый день мы отправились в Назарет. Сначала на гору Свержения. Подошли к месту, откуда Христа хотели сбросить жители Назарета после того, как Он сказал им, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве Своем». Если посмотреть вниз, то открывается вид довольно жуткий - круто низвергается каменная скала, из которой выступают угловатые камни, а где-то далеко внизу виднеются миниатюрные очертания строений, водоемов, дорог. Как рассказал Рафаил, православные арабы называют эту гору - «гора прыжка», потому, что считают, что Христос не просто «прошел посреди них» [жителей Назарета], чем избежал сбрасывания с горы, но якобы, Он прыгнул - и большим прыжком убежал от назаретян (вероятно, перепрыгнув на другую гору). Такое вот интересное восприятие. Вообще, о многих событиях Библии, на Святой Земле существуют различные мнения - одни указывают одно место события, другие - другое. Также и подробности какого-либо события могут различаться. Особенно это касается различных конфессий. Это наводит на мысль, что не так уж важно - где именно происходило то или иное событие. Мы были, в основном, в православных храмах, построенных на библейских местах, но, например, дом Иосифа находился по преданию на том месте, где сейчас католический храм.
В Назарете произошло Благовещение, по православному преданию это случилось на источнике, но, например, для меня, это была новость - ведь у нас на иконах Благовещение изображается в помещении, на местных же, израильских иконах, оно происходит как раз на источнике. Сейчас на этом месте находится православный храм. Источник есть и сейчас - прямо в храме - возле него мы спели молебен с пением Благовещенских песнопений. Вообще, наше паломничество совершалось под знаком Благовещения - ведь в предшествующее ему воскресенье был этот праздник.
Раз уж зашла речь о молебне и пении, то пора сказать, что в нашей группе был батюшка. Отец Павел - совсем молодой священник из Самарской губернии. Он желал служить в своем родном селе, и желание его исполнилось, правда, сейчас ему приходиться окормлять не один, а несколько храмов в близлежащих селах. В поездку он выбрался впервые за много лет, а за границей он был, как я понял, впервые в жизни. Батюшка был очень благодарен паломнической службе «Радонеж» за то, что ему была предоставлена возможность ехать бесплатно - это он расценивал как чудо! Что касается хора, то он быстро оформился из отца Павла, Мары и меня. Так что, у нас сложилось полноценное певческое трио, в котором батюшка пел басом, Мара вторым голосом, а я первым.
Молебен у источника в храме Благовещения:
В храме Благовещения, источник:
В храме Благовещения, фрагмент резного иконостаса:
Фреска Благовещение на источнике:
Недалеко от храма Благовещения находится здание, изрисованное портретами Че Гевары и различных революционеров, в том числе и Ленина - в этом здании когда-то находилась русская миссия, а в советское время здание было подарено Хрущевым (естественно, при этом, он подарил то, что ему не принадлежит) израильской коммунистической партии. Не знаю, что там в настоящее время, но надеюсь, что это здание вернут миссии.
Затем нас ждала Кана, Галилейское озеро, храм на месте Капернаума, гора Блаженств. На каждом месте, связанном с каким-нибудь событием, мы читали соответствующий отрывок из Евангелия и пели тропарь и кондак. На Галилейском озере мы попробовали так называемую «рыбу апостола Петра» или, если по-научному, телапию-галилею. Эта рыба совсем не похожа на телапию, которая продается у нас в магазинах - ни по виду, ни по вкусу. Некоторые смельчаки купались в озере, в том числе Мара.
Рыба апостола Петра:
На берегу Генисаретского (Галилейского) озера:
Храм в Кане Галилейской:
Города Капернаума сейчас уже нет - только раскопки. Но на его месте находятся храмы - православный и католический. Очень красиво оформлена территория православного храма в честь двенадцати апостолов. Красивейший сад с кактусами рядом с озером, гуляющие павлины. Эвкалипты, растущие прямо из воды. Вообще-то, в воде они оказываются редко, но в 2013 году было феноменально много воды, поэтому, деревья частично оказались затоплены. В храме находятся росписи, посвященные Евангельским событиям, произошедшим в Галилее. Позже, на Фаворе, мы увидели росписи очень похожие на эти, и довольно скоро я стал узнавать одного и того же современного мастера. Его росписи есть во многих храмах Святой Земли. Для себя я стал называть его «мастером Фавора». Его очень легко узнать по морковкам, которые украшают все трапезы в сюжетах.
Сад при православном храме в Капернауме, отец Павел:
На заднем плане деревья, погруженные в воду:
Православный храм на месте Капернаума:
Здесь когда-то была Вифсаида:
На горе Блаженств я постарался себе представить, как Христос - Богочеловек взбирается на эту гору ради того, чтобы сказать слово к народу. Задумался, как далеко Его было слышно? Какой у Него был голос? Почему-то, я как-то вдруг почувствовал в Нем человека. Ведь очень трудно уложить в голове то, что Он - Бог, воспринявший человеческую природу в полноте. Одни из самых ярких ощущений, переживаний, мыслей оставила именно гора Блаженств. Кажется, после посещения этого места Христос стал как-то понятнее и ближе.
На горе блаженств:
Вечерний вид на Галилейское озеро из монастыря в Тверии:
На следующий день мы встали очень рано. Надо было успеть попасть на гору Фавор до того, когда там будут толпы паломников. Поднимались на гору на небольшом автобусе - вроде наших маршруток. Видели, как многие паломники идут на вершину пешком. На Фаворе находится монастырь и очень красивый храм. Особенно впечатляют росписи, чудотворная икона Богородицы на газетном листе и репродукция иконы против абортов. За храмом находятся образы трех кущ, в воспоминание слов ап. Петра: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 7:4).
Фаворский храм, росписи купола:
Сцена Крещения Господня:
Чудотворная икона на газетном листе:
Фаворский храм, икона против абортов:
"Три кущи" на Фаворе:
С гидом Рафаилом:
До сих пор мы путешествовали по Галилее, после Фавора автобус повез нас в другую часть страны - в Иудею. Первым пунктом был город Иерихон. К сожалению, находясь рядом с раскопками древнего города, мы провели около часа в магазине, где, правда, продается замечательная керамика. Как говорит Рафаил - паломников обычно не интересуют раскопки и археология, поэтому, раскопки и не включают в программу.
Финиковые деревья, сбор урожая:
Иудейская пустыня из окна автобуса:
Древний Иерехон расположен под горой. Необычной горой! Она называется «Гора искушений» или «Сорокадневная гора». По преданию, на ее вершине к Господу, после сорокадневного поста, приступил диавол и искушал его (Марк 1:12-13; Матф. 4:1-11; Лук. 4:1-13). Наша группа совершила пеший подъем на эту гору и оказалась в монастыре, который находится наверху. Он, частично, выбит в скальном камне, но есть и кирпичные строения. В данный момент, постоянно в монастыре живут всего два человека - настоятель монастыря и его помощник. Параллельно с нами в монастырь приехал епископ - грек и по-дружески общался с настоятелем монастыря и группой девушек, с которой приехал. Я спросил у Рафаила - все ли епископы так непринужденно общаются, и получил ответ, что у греков (а Иерусалимский патриархат - это греки) все намного проще, чем в Русской церкви.
Подъем на сорокадневную гору:
Монастырь на вершине горы:
Епископ со своей группой (сидит) и настоятель монастыря:
У камня, на котором сидел Христос, когда к Нему приступил сатана:
Икона, изображающая искушения Христа от сатаны:
В тот же день было и погружение в Иордан - вблизи места, называемого в Евангелии Вифавар. Воды здесь меньше, чем в месте, называемом Ярдэнит (Иорданит), где погружается большинство паломников, зато где-то здесь и крестил Иоанн. Окружающий вид - пустыня и древний монастырь св. прор. Иоанна Предтечи напомнили мне изображения архитектуры и ландшафта на многих иконах и картинах эпохи возрождения. Впервые я увидел «первообраз» этих изображений. Кстати, именно в этом монастыре преп. Мария Египетская причастилась перед тем, как уйти в пустыню. Вода в Иордане очень мутная. По ступеням спускаются люди - целая очередь, кто-то крестит прямо в реке - задерживает. Наш гид начал нервничать и проявлять свой горячий темперамент. Потом оказалось, что крестил православный священник из Сербии. Посередине реки продольно установлена перекладина, определяющая границу с другим государством - Иорданией. Наличие границы здесь подтверждают военные с автоматами на обоих берегах реки. Погружаясь в воду, многие люди держатся за палку - границу. Я тоже подержался за нее - где же еще можно будет подержаться рукой за границу между государствами. Погружались мы в заранее купленных у Рафаила белых рубахах до пят, а отец Павел погружался прямо в подряснике, который потом сушил здесь же на ветру.
Перед погружением в Иордан:
Погружение в Иордан (Яша):
Погружение в Иордан (Мара):
После погружения в Иордан отец Павел сушит подрясник:
Монастырь Иоанна Предтечи рядом с местом Крещения Господня:
После погружения в воды Иордана нас отвезли в близлежащий монастырь преподобного Герасима Иорданского - это святой, который вылечил и приручил льва, о чем повествуется в его умилительном житии. Поэтому, в монастыре везде изображения львов - и на иконах (вместе с преп. Герасимом) и отдельно (в виде многочисленных скульптур). Изумил попугай, говорящий по-русски. Именно по-русски! На этот счет было высказано три версии: 1) среди паломников в основном русские, 2) с попугаями говорят только русские, 3) подарили попугая русские. Мне, честно говоря, особенно импонирует вторая версия.
В монастыре преп. Герасима Иорданского:
Напольная мозаика в храме - лев, осел и верблюд:
Иконы преподобного Герасима со львом:
Рядом с нашим маршрутом находилось Мертвое море. В программе его посещение не было запланировано. Это связано, в том числе, и с тем, что многие православные верующие считают, что над этим морем тяготит некое проклятие и купаться в нем нельзя. Я не буду вдаваться в рассмотрение разных точек зрения, скажу только, что мы с Марой очень хотели побывать на Мертвом море, а так как посещение его не требовало отклонения от маршрута, то гид не видел сложности в том, чтобы его посетить. Проведя голосование среди группы, он убедился, что подавляющее большинство за то, чтобы искупаться в море, и автобус сделал остановку в нужном месте. Глина на берегу и на дне моря представляет собой лечебную грязь, по которой, однако, довольно сложно продвигаться, по причине большой скользкости. Плавать в море не получается, так как вода очень плотная и совершенно нивелируется такое понятие, как инерция движения. Двинул руки назад - чуть проплыл вперед и сразу остановился, двинул руки вперед - проплыл назад. В общем, далеко не уплывешь. Зато можно лежать на воде и греться на солнышке. Гид предупреждал, чтобы мы берегли глаза, но мне все-таки попала вода. Из-за своей солености она начинает очень разъедать глаза, пришлось срочно «эвакуироваться» на берег - под душ, благо он совсем рядом. В общем, на обычное купание в море это было мало похоже. Зато начала проходить моя кожная аллергия. Но у Мары, наоборот, аллергия проявилась. Так что вода действует на всех по-разному.
Мертвое море:
К вечеру, мы приехали в Иерихон (до этого мы были около развалин древнего Иерехона, а это современный город, несколько в стороне). Там посетили подворье русской духовной миссии с храмом св. Иоанна Предтечи. На территории подворья есть остатки дерева, на которое, по преданию, и забрался этот бывший мытарь. Может быть это и есть то самое дерево, но ведь прошло почти 2000 лет - лично мне трудно представить, что это остатки именно того самого растения. Впрочем, важно не дерево, а само Евангельское событие. По преданию, впоследствии Закхей стал апостолом от 70-ти и первым епископом Кесарии. А святой Климент Римский свидетельствует, что Закхей стал спутником св. апостола Петра, и вместе с ним проповедовал в Риме, где и принял при Нероне мученическую смерть. В храме много его икон, на одних он изображается на дереве, а на других - в епископском облачении. Царские врата в храме Закхея необычны - они представляют собой одну сплошную деревянную перегородку-дверь, отъезжающую в сторону. Как нам объяснил гид, такие врата для того, чтобы в алтарь не мог въехать конник - мусульманин. Очевидно, такое случалось, ведь и в других храмах Святой Земли на этот счет принимались меры.
В храме святого Закхея, царские врата с изображением Христа в образе Великого архиерея:
Закхей-мытарь на дереве (металические плашки - благодарности от людей):
Закхей-епископ Кесарии:
В Израиле Ветхий и Новый Заветы все время пересекаются. Рядом с храмом святителя Закхея находится источник пророка Елисея. Об этом источнике повествуется в 4-ой книге Царств (2:19-22). Там рассказывается о том, что в одном городе, в источнике была плохая вода, от которой умирали люди. Пророк Елисей очистил ее, бросив туда соль. Сейчас источник выглядит очень промышленно - собственно это арык - канал, питающий городской водопровод. Тем не менее, мы набрали в нем воды и походили по воде босыми ногами.
Источник пророка Елисея:
Так растут бананы:
В Иерихоне мы остановились в очень неплохой гостинице. Нам с Марой выпал номер в отдельном домике на улице. Номер был очень большой, а на улице бассейны - прямо перед выходом. Насколько я понял, это была арабская мусульманская гостиница.
Рано утром автобус повез нас в Вифлеем. Там, в древней базилике Рождества, шла служба. Справа от главного придела спуск вниз - в пещеру Рождества. В очереди на поклонение месту, где родился и был положен в ясли Иисус, встречаю друзей из Москвы, из храма, где я регентую! Совершенно случайно получилось, что они в те же даты оказались на Святой Земле.
В пещере Рождества, несмотря на ужасную сутолоку, было как-то особенно радостно. Наверное, от осознания того, что на этом самом месте родился Младенец Христос и здесь лежал в яслях!
В храме Рождества Христова в Вифлееме:
В пещере Рождества Христова:
Мозаики третьего века на полу базилики Рождества (Вифлеем):
Рафаил рассказал о базилике, о мозаиках на стенах. Показал напольные мозаики, которые датируются третьим веком, и продемонстрировал настолько же древнюю купель - предложив представить - сколько в ней было крещено людей за эти века.
Мы с Марой очень обрадовались, узнав о том, что нас повезут в монастырь преп. Саввы Освященного. К этому святому у нас особое отношение. Ведь на нашем приходе ежегодно в день его памяти служится уставная всенощная с пением всего канона и всех положенных текстов, с чтением поучений, которые предписываются уставом. Преподобный Савва Освященный является автором Иерусалимского устава, принятого и Русской Православной Церковью. Сегодня, в приходской жизни, устав, конечно, сильно сокращается. Желание прикоснуться к опыту предков, подвигло на нашем приходе некоторых батюшек, диаконов, регентов и певчих совершать раз в году на день памяти этого святого службу без сокращений (в точности по типикону). Такая всенощная вместе с Литургией продолжается более семи с половиной часов. Зато приносит радость, сродни пасхальной, и переносится легко.
Окрестности монастыря преподобного Саввы:
Связь монастыря святого Саввы с нашим приходом еще усиливается благодаря тому, что в этом монастыре, а также в соседнем монастыре преп. Феодосия, находятся мощи святых, в честь которых освящен один из приделов нашего Благовещенского храма. А именно - святых преподобных Ксенофонта и Марии со чадами Иоанном и Аркадием. Мощи преп. Ксенофонта с сыновьями находятся в монастыре преп. Саввы (где они и подвизались), а мощи преп. Марии находятся в монастыре преп. Феодосия. Было очень приятно увидеть такую духовную связь между нашим храмом и этими монастырями Святой Земли.
Монастырь преп. Феодосия (находится рядом с монастырем преп. Саввы):
Монастырь святого Саввы находится в пустыне, среди гор. Под ним, в расщелине, протекает поток Кедрон. По обеим сторонам потока, в скалах видны пещеры - в этих пещерах жили когда-то отшельники, количество их (на протяжении всей расщелины - это несколько километров) доходило, в иные времена, до десяти тысяч. В монастырь пускают только паломников-мужчин. Женщинам приходится ждать снаружи. Пока мужская часть группы находилась в монастыре, некоторые наши женщины (и Мара в их числе) не поленились и сходили, по узенькой горной тропке, к пещере преп. Саввы, которая находится на другой стороне расщелины, и к ней ведет мост со множеством ступеней вниз и вверх. Мара рассказывала потом, что видела недалеко от пещеры каменного зайца, о котором поется в 103 псалме («камень - прибежище заяцем»), и повстречала ослика, спускающегося по горным ступеням навстречу, с которым было не так-то просто разминуться.
Вид на монастырь святого Саввы Освященного:
Кедронская долина - здесь, в пещерах, в иные времена жило до 10 000 отшельников:
Монастырь отличается строгим уставом, длинными службами без сокращений. Время в монастыре, так называемое, византийское - мы были у них днем: около 12-ти часов, а по ихнему было уже 6 вечера.
Фотографировать внутри монастыря нельзя. Это, кстати, редкость для храмов и монастырей Святой Земли, - как правило, везде можно свободно фотографировать. Наш гид Рафаил провел нас по монастырю, рассказал немного о его обычаях и истории, а затем нас угостили кофе, которое я разлил на себя и на стол. На выходе из монастыря нас снова угостили, на этот раз каким-то сладким напитком, и кто-то разлил на себя этот напиток. Тем временем, под стенами монастыря женщины из нашей группы пели, под руководством Мары, акафист святому Савве.
В монастыре преп. Саввы чувствуется дух если не древнего монашества, то, по крайней мере, дух древнего устава. Строгость этого монастыря привлекает к нему насельников. В настоящий момент там более 20 человек, что, для современного монастыря на Святой Земле, не так уж мало.
В тот же день мы были на Поле пастухов. Это храмовый комплекс на том месте, где пастухам явились ангелы, чтобы сообщить о Рождении Младенца-Христа. Храм Собора Пресвятой Богородицы с интересными росписями все того же, «фаворского мастера» и необычная икона преп. Марии Египетской (см. фото) является основным строением здесь. А рядом находится древний подземный храм в честь св. вмч. Георгия Победоносца. Тут же ведутся и раскопки с древними мозаиками.
Преподобная Мария Египетская (святая покровительница Мары):
Бегство в Египет (сзади идет будущий апостол Иаков брат Господень - мой святой покровитель):
Раскопки:
Вообще, как я понял, различных раскопок на Святой Земле очень много. Ими не успевают заниматься, да и некому, поэтому многие из них находятся в довольно плачевном состоянии (правда, тем самым, возможно подчеркивается их древность). Когда мы только прилетели в Израиль, вышли из самолета и шли по аэропорту, Мару заинтересовали мозаики на стенах этого весьма современного здания. Я решил, что это возможно, копии каких-то мозаик, а Мара настаивала на том, что это подлинники. Мне же было странно - что подлинники могут делать в здании аэропорта?! Впоследствии, оказалось, что это действительно подлинники, выкопанные на территории Израиля, а так как музея для них не нашлось, то и разместили их прямо на стенах аэропорта Бен-Гурион. Удивительно - как Мара на глазок, пробегая вместе с группой и вещами, определила их подлинность!
В нашу программу входило участие в празднике, который совершается только здесь, на Святой Земле, и только раз в год. Речь идет о празднике «Целования» в память посещения Девой Марией после Благовещения своей родственницы - праведной Елисаветы. Чин этого праздника составил основатель Русской духовной миссии Антонин Капустин в 19 веке. Совершается чин на четвертый день после праздника Благовещения. Из Троицкого собора Миссии к источнику Божией Матери в селении Эйн Карем (где, по преданию, и произошла встреча) перевозят икону Благовещения. Здесь икону встречают верующие и монахини из Горнецкого монастыря, после чего начинается крестный ход в монастырь. Дорожки монастыря украшены травой, а перед храмом (Казанской иконы) устроен круг из цветов. После крестного хода, в храме начинается всенощная. Затем, после трехмесячного пребывания в Горнем, икона Благовещения возвращается в Троицкий собор.
На празднике «Целования»:
На празднике «Целования». Горнецкий монастырь:
Продолжение
в следующей публикации.