Продолжение. Начало
в предыдущей публикации.
На четвертый день поездки мы достигли Иерусалима! Так как был уже вечер, то нас сразу разместили в гостинице. Проезжая рядом со старым городом, гид нам показал Дамасские и Иродовы ворота, стену города. То, как Рафаил при этом объяснял дорогу к храму Гроба Господня, нужно было, конечно, записать на аудио - это удивительно образное, я бы даже сказал, артистическое объяснение, очень понятное и, вместе с тем, исполненное юмора, образов, символов и темперамента. Он объяснял: «войдя в город через Дамасские ворота, вы окажетесь на небольшой улице, на которой идет активная торговля. Арабы-торговцы страшным гаркающим голосом будут кричать слово «ашера» (что значит по-арабски десять)». «Вы, - продолжает гид, - не должны думать, что вас собираются зарезать, а должны спокойно продолжать путь, понимая, что вам, просто-напросто, предлагают купить «всё по десять»». «Предлагать будут навязчиво и настойчиво» (как потом оказалось, гораздо навязчивей, чем мы могли предположить). Особо Рафаил предупредил, чтобы мы шли по ступенькам, а не по пандусу-скату, потому, что когда торговцы по нему спускают свои тележки они «не смотрят, кто идет - ребенок, старик - всех давят!». «Спустившись по этой улице, вы окажетесь перед развилкой на две других улочки. Та, что идет налево называется El Wad HaGai, а та, что идет направо, называется: Beit HaBad», и Рафаил, используя названия, направление и уклон этих улиц объясняет: «налево идут к стене плача, по улице, которая называется «в ад» (Wad) и идет вниз. А вам нужно идти направо и вверх, по улице, которая называется Бейт Хабад, ко Гробу Господню». Я, к сожалению, совершенно не в состоянии передать дословно объяснения Рафаила, тем более, что большое значение здесь имеет интонация! Улица, на которой находился наш отель, называется в честь арабского правителя - улица Салах Эд-Дина. Чтобы мы не потерялись и на обратном пути могли найти свой отель, для тех, кто не слыхал о Салах Эд-Дине и легко мог забыть название, он посоветовал: «если потеряетесь, говорите «Сало один», все поймут, что вам нужна улица Салах Эд-Дина и укажут дорогу». Все это повторялось множество раз и переходило в скороговорку для удобства запоминания. В общем, я сейчас сделал попытку отчасти показать искрометный, образный и яркий стиль нашего гида, при этом, повторюсь, это удивительно знающий гид, разбирающийся в различнейших областях, так или иначе связанных со Святой Землей, Священным Писанием, православным богослужением и историей.
Вечером мы, пользуясь пояснениями Рафаила, которые так и продолжали звучать в памяти, вошли в старый город через Дамасские ворота и направились к храму Гроба Господня. Несмотря на предупреждения гида, активность и повсеместность рынка нас потрясла! Такого мы просто не могли себе представить - рынком заполнены буквально все улицы. Без труда нашли храм. Очередь ко Гробу Господню была небольшая и мы довольно скоро смогли поклониться. Затем прошли на Голгофу, которая находится здесь же, в храме. У этих святынь у меня было ощущение своей какой-то бесконечной греховности. Вообще, самые яркие моменты посещения Святой Земли, для меня связаны с какими-то внутренними озарениями, о которых и не напишешь, поэтому, приходится больше писать о внешнем.
Иерусалим. Старый город:
В храме Гроба Господня. Лампады над Камнем помазания:
Колонны храма Гроба Господня (над кувуклией):
Голгофа (храм Гроба Господня):
Площадь перед храмом Гроба Господня:
В храме Гроба Господня мы пробыли довольно долго, а затем, так как было еще не очень поздно, не без некоторых колебаний, направились к Стене Плача. Навстречу нам периодически попадались хасиды в шапках и с пейсами. На площади у Стены Плача принималась военная присяга - стояли солдаты израильской армии, кто-то что-то иногда говорил по-еврейски в микрофон - все это происходило вяло и очень долго, никаких активных действий мы так и не дождались, хотя посмотреть хотелось, что же будет дальше. Мара довольно решительно подошла непосредственно к Стене Плача - с той стороны, где подходят женщины. Мужчинам, для подхода к Стене, нужно одевать шапочку - ермолку. Для тех, у кого ее нет, они лежат в специальном сосуде - их берут, одевают и идут к стене. Я шапочку брать не стал и к стене не пошел, но понаблюдал за молящимися иудеями. У меня возникли некоторые очень сильные ощущения и мысли. Я подумал, с какой силой этот народ желает возрождения Храма, прихода своего «мессии» и господства его (и иудеского народа) над миром. Как они об этом молятся, какие они во всем мире для этого прилагают усилия! Я, конечно, вовсе не говорю о рядовых евреях. Скорее, я говорю о самом устремлении иудейской веры, устремлении активно направленном на получении материальных благ и власти. Когда я там стоял и смотрел, я это почувствовал на каком-то иррациональном уровне и понял, что они, конечно, дождутся своего «мессию». Сделают все, чтобы он пришел. Возможно, он и будет антихристом. Замечу, что думать, что я, хотя бы в какой-то степени, антисемит, было бы глупо. Думаю, что если бы я не узнал Мессию и Спасителя во Христе (точнее, Он не сподобил бы меня Его узнать), я бы, скорее всего, так же, как и эти евреи, с усердием желал всего того же, чего желают и ждут они.
Стена Плача, идет присяга:
Здесь же, в Иерусалиме, начались кое-какие искушения. Гостиница, в которой мы жили была арабская, называется Capitol. Так себе гостиница, не ахти, но уж куда как почище российских провинциальных гостиниц. Тем не менее, на следующее утро многие из паломников высказали свое возмущение гостиницей. А позже, в автобусе, пустили для подписей жалобную бумагу, на которой, в числе других претензий, были и «мокрицы в ванной». Ни я, ни Мара эту бумагу не подписывали. Во-первых, гостиница вполне сносная, во-вторых, недовольные требовали переселение в «условия пригодные для жизни», а мы приехали в Иерусалим вовсе не для того, чтобы переселяться туда-сюда. А главное, хотелось сохранить мирный дух, а не участвовать во всяких разборках. Многие подписали жалобу, а потом, эту бумагу отправили факсом в службу «Радонеж». Позже это имело свое продолжение.
Итак, первое утро по прибытии в Иерусалим началось с вышеупомянутой бумаги, которая передавалась по автобусу для подписей пока мы ехали в Вифанию в монастырь св. Марфы и Марии. Монастырь этот находится на том месте, где Марфа встретила Христа при Его входе в Вифанию, когда Он пришел, чтобы воскресить Лазаря. Место это мне запомнилось высокими и очень богатыми листвой южными деревьями в саду вокруг храма.
В храме монастыря Марфы и Марии в Вифании:
Вид из монастыря Марфы и Марии в Вифании:
Монастырь Марфы и Марии в Вифании:
Затем мы отправились ко гробу Лазаря, в Лазарион. Сам гроб находится глубоко в пещере, куда нужно спускаться по каменной винтовой лестнице. Пройти может только один человек, поэтому сначала вся группа идет в одну сторону, потом в другую. Когда мы вышли, одна женщина из группы вдруг сказала: «я что-то не поняла, а где же Лазарь»? Кажется, она не поняла и причины бурного веселья, которое вызвал ее вопрос. Пришлось объяснять историю воскрешения Лазаря, описанную в Евангелии. Похоронен Лазарь на Кипре, епископом которого он был.
Верблюд в ряду автобусов:
Лазарион (место рядом с гробом Лазаря). Группа живописных туристов:
Рядом с пещерой-гробом Лазаря находится православный храм святого Лазаря, мечеть святого Лазаря и католический храм святого Лазаря. Оказывается, мусульмане тоже чтут Лазаря, потому что Мухаммед приводит в Коране историю его воскрешения, как свидетельствующую о всеобщем воскресении мертвых. Странно, однако, что воскрешение Лазаря мусульмане чтут, а в Воскресение Христа не верят! Пока мы стояли около магазина с сувенирами для паломников и примеряли куфию (арабский головной убор), мимо нас прошли арабы-мусульмане с пальмовыми ветвями, а за ними пронесли отрытый гроб - его несли в мечеть совершать заупокойную мусульманскую службу.
Мечеть Лазаря:
Примеряем куфию:
Затем мы поднялись на гору Елеонскую, откуда произошло Вознесение Христа. Сейчас там лишь остатки былого величественного храма и принадлежит это место мусульманам, и они взимают плату за вход с паломников - христиан. Раз в год, на каменном сохранившемся престоле, православными совершается Литургия под открытым небом.
На Елеонской горе. Древний престол:
Совсем рядом находится Спасо-Вознесенский русский монастырь. Там произошло первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. В монастыре есть колокольня - так называемая «русская свеча» - это самое высокое здание в Старом Городе (81 метр). Да, к тому же, находится на холме, поэтому, говорят, что ее видно отовсюду.
В Спасо-Вознесенском монастыре. Икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи:
В Спасо-Вознесенском монастыре:
«Русская свеча»:
В этом монастыре в нашей группе произошел интересный случай. Мы шли по монастырю, когда перед группой прошла монахиня с пустым ведром. Внезапно, один молодой человек, который в этот момент находился рядом с о. Павлом и о чем-то с ним говорил, отскочил от монахини и от ведра. Казалось, что он искал - куда бы убежать. И даже, кажется, отмахивался руками от монахини с ведром. При этом он что-то восклицал по поводу пустого ведра. Все в группе (а может быть и не все) очень удивились, а один человек сказал - вот она, наша нынешняя «православная вера». Мне стало неудобно перед монахиней, но она, в ответ на всю эту ситуацию, всего лишь улыбнулась и прошла дальше (по-прежнему с пустым ведром).
В монастыре мы отслужили литию о усопших. А потом, пошли в монастырский магазин, рядом с которым произошло еще одно событие. Гид сообщил, что по поводу жалобы на отель получен ответ из «Радонежа» и нас готовы перевести в другую гостиницу, которая находится… в другом городе! В Вифлееме. По плану нам предстояло еще два дня провести в Иерусалиме, один пеший (без автобуса) и один свободный день в городе, а тут перевод в другой город! Началась сумятица. Надо сказать, что я тут немного отличился и, вместо того, чтобы сохранять душевный мир, встал в позу оратора и начал спрашивать - неужели нельзя было те проблемы, с которыми люди столкнулись в гостинице, разрешить на месте - потребовав того же чистого белья (о чем была одна из жалоб) в самой гостинице, или попросив перевода в другой номер? Но конечно, в другой город никто ехать и не хотел, покидая Иерусалим раньше срока, и переселение было отвергнуто. А я при этом вспомнил, что когда мы въезжали в Иерусалим, гид предупреждал нас, что в этом городе обостряются искушения и в каждом человеке открывается то, что в нем есть (не дословно, но смысл примерно такой).
Вид на Иерусалим от храма Марии Магдалины:
В этот день мы еще посетили русскую миссию (храм Марии Магдалины). А также - храм Успения Божией Матери в Гефсимании, где находится Ее гроб (по преданию Богородица на третий день была воскрешена и взята Господом на небо). Побывали в Гефсиманском саду и, находящемся на его территории, храме «Всех наций» о котором Рафаил сказал, что под «всеми нациями» здесь подразумеваются только европейские нации. Поразились внушительными древними маслинами.
Храм св. Марии Магдалины:
Вид на Иерусалим от храма Марии Магдалины:
Здесь видна гробница Авессалома (сына пророка Давида):
Местный кот:
Гефсиманский сад:
Храм "всех наций":
Храм Успения Пресвятой Богородицы:
Вечером были на Богородичном акафисте в храме Гроба Господня. Служил епископ, а после службы все духовенство вышло из храма и пошло по улицам Старого Города. Мы с Марой последовали за ними, и нас никто не прогонял и не оттеснял. Затем епископ и большинство духовенства вошли в какое-то помещение, а на улице остался один из монахов. Он говорил по телефону, а когда закончил, сразу обратился к нам и спросил - «напомните, где я вас видел». Нам пришлось сказать, что, скорее всего, он нас видит в первый раз. Несмотря на это, он с нами долго общался на ходу (он куда-то побежал, а мы едва за ним поспевали) и здоровался со многими встречными, с которыми затевал стремительные, но длинные разговоры по-гречески. И вообще, оказался очень веселым и чрезвычайно разговорчивым человеком. По своему телефону он просил у Бога различных вещей, за которыми к нему обращались люди. Для нас, например, попросил послать Бога 12 детей, в ответ на прошение о молитве против бездетности. Кажется, он огорчился, узнав о том, что в нашей группе нету детей. Он всем раздавал подарки: сладости и иконки. Это был архимандрит Евтихий из Иерусалимского патриархата.
Ночной Иерусалим. Старый город:
А это на следующий день. Старый город днем:
Пеший день в Иерусалиме начался с посещения купальни Вифезда. Рядом с остатками купальни сохранился средневековый католический храм. Услышав очень красивое пение, я туда заглянул. Пел довольно большой хор под управлением дирижера, но это был совсем не концерт, и вещи поющих были разбросаны в разных местах. Они допели песню, собрались, общаясь, кажется, на французском языке, и ушли. А Рафаил сказал, что в этом храме хорошая акустика, здесь все поют, и у всех звучит очень хорошо. Но это был явно профессиональный хор.
Одно из помещений купальни Вифезда:
От первоначальной купальни Вифезда остались, разве что, фрагменты стен. Много здесь римских сооружений. Кое-где была вода, что, по словам Рафаила, большая редкость, связанная с исключительно обильными дождями.
Строения (римские) купальни Вифезда:
Пришли в Преторию, где Христос находился в заточении. Сама камера, где Он сидел, очень маленькая. Там каменная скамья с отверстиями для ног. Ноги продеваются в отверстия и снизу сковываются цепью, так что заключенный не может сделать ни шагу.
Претория - место заточения Христа:
От Претории начинается Крестный Путь (виа Долороза). Это тот Путь, который проделал Спаситель, неся Крест. Есть даже карта Пути, с обозначением точек - где Христос упал, где встретил Свою Мать, где дали нести Крест Симону Киринеянину. Я заметил для себя, что, согласно этой карте, первый раз Христос упал сразу после встречи с Богородицей. Почему-то я сразу подумал, что Он упал по-человечески сокрушенный сочувствием к Ней - от этой мысли стало больно.
Интересно было идти по этому Пути крестным ходом и видеть, как на нас смотрит народ, через который приходится продираться: кричат торговцы-мусульмане, которым этот крестный ход явно мешал. Можно было поймать взгляд и негодующий, и насмехающийся. В общем, как-то представился тот Иерусалим, который провожал Христа на Смерть.
Затем мы побывали в чистом, пустынном (по причине субботы) и богатом Иудейском квартале, свободном от повсеместного городского рынка, с раскопками древних стен города и реконструкциями римских улиц с колоннами.
Прошли через квартал Армянский и оказались в Сионской горнице, которая, правда, не является первоначальным зданием, где совершилась Тайная Вечеря и Успение Богоматери, а является уже неоднократно перестроенным римским зданием. Там мы спели нашим небольшим хором (отец Павел, Мара и я) тексты, посвященные Тайной Вечери, а люди, окружавшие нас - туристы и паломники из других стран, остановились и стали слушать пение, как концерт. Действительно, здесь эти песнопения прозвучали как-то особенно проникновенно. Невольные слушатели были очень благодарны, хвалили пение и фотографировали нашу группу.
Небольшой привал с местными "бубликами":
Храм на Сионе:
В Старом городе:
Рядом с горницей находится большой католический собор с необычной крышей в виде шатра, посвященный Успению Богородицы, а также памятник Царю Давиду, которому Иудеи то отбивают нос, то рвут струны на арфе в знак протеста. Давида они чтут, но изображения человека, и тем более скульптурное, их закон запрещает. Кстати, само помещение Сионской Горницы принадлежит сейчас им.
На фоне Иерусалима:
Вид на храм Гроба Господня:
Наша группа на фоне храма Гроба Господня:
А ночью была служба у Гроба Господня - воскресная всенощная. Вечерня и утреня совершались в храме, напротив кувуклии, а Литургия уже в самой кувуклии - на Гробе Господнем. В основном служба шла по-гречески, хотя несколько ектений и возгласов были на русском языке. «Отче наш» и «Верую» тоже дублировались по-русски. В хоре пели, в основном, всего два человека - один вел мелодию, другой тянул иссон. Греческое пение мне показалось здесь менее претенциозным и менее торжественным, чем русское. Несколько заунывным, и не могу сказать, что более молитвенным. Всенощная произвела впечатление некоторого междусобойчика певчих и священства, в котором как-то очень мало участвуют остальные молящиеся. Это впечатление усиливалось от непонимания мною греческого текста. С одной стороны все проще, с другой стороны, менее благоговейно и торжественно, чем у нас. Что касается осмысленности богослужения молящимися: либо никто и не старается понимать, что происходит, либо, наоборот, понимание службы происходит автоматически, не требуя напряженного вслушивания в текст. Скорее, впрочем, первое. Естественно, это всего лишь мои впечатления, от одной лишь службы, да еще на незнакомом языке. На Литургии было больше сплоченности и вовлеченности молящихся в службу, но возможно, так было только рядом с кувуклией. Служба закончилась часа в 3 ночи.
Во время ночной службы в храме Гроба Господня. Купол над кувуклией:
Во время ночной службы в храме Гроба Господня:
Утром мы с Марой (это был свободный день - без группы) снова отправились на службу. На этот раз, на арабскую. Удивительно, но справа от входа в храм Гроба Господня находится часовня преп. Марии Египетской - Мариной покровительницы, а слева от него храм ап. Иакова брата Господня - моего покровителя. Этот храм принадлежит арабской общине, и там регулярно проходят богослужения. Нам очень понравилась арабская служба. Многие песнопения пел весь народ (хотя хор тоже присутствовал и пел), что создавало ощущение общинности, единодушия. Пение одноголосное, непохожее на наше, довольно простое. По ходу службы все было довольно понятно.
День был свободным (без гида). Выйдя со службы мы, первым делом, поднялись по лестнице (о которой гид не упоминал) на «крышу» храма Гроба Господня и обнаружили обширную и удивительную систему Коптских и Эфиопских монастырей. Там царило оживление - копты сновали туда-сюда, за многими дверями оказывались храмы или церковные лавки.
Из запоминающегося в этот день был город Давидов (он находится за стенами Старого Города), купель Силоамская и мечеть аль-Акса.
Археологический парк:
У стен Иерусалима:
Арабские кварталы на другой стороне Кедронской долины (напротив Старого города):
Пока шли к Силоамской купели, слышали, как на противоположной стороне Кедронской долины наперебой звучат голоса на минаретах, усиленные колонками и эхом долины - очень необычное впечатление. В купели умылись. И подземным ходом, очень длинным, в котором мы оказались случайно, так сказать «в поисках приключений», вернулись почти к самым воротам Старого города. В древнее время здесь была широкая каменная лестница, ведущая в город, а теперь она превратилась в узкий подземный ход. Шли мы по нему минут 15, в какой-то момент стало даже слегка не по себе - ведь он еще и сужался все время.
Туннель:
Вход к мечети "Купол скалы", которая стоит на месте Храма Соломонова, идет по туннелю от Стены Плача, и открывают этот туннель только в определенные часы. Все проходят тщательный осмотр, и если будут обнаружены предметы культа (иконки, кресты, молитвословы), то не пустят. Это потому, что некоторые иудеи (и некоторые сектанты-христиане) мечтают в мечети совершить жертвоприношение, которое станет прецедентом к восстановлению храма. Ситуация, которая не сулит ничего хорошего никому. Предположительно, возникнет мировая война. Поэтому, одни иудеи охраняют мусульманскую мечеть от других иудеев. В этой мечети находится камень, который был жертвенником в Храме Соломона и на котором Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. Святыня для иудеев, христиан и мусульман.
В очереди на 35 градусной жаре пришлось простоять больше часа. Когда, наконец, прошли на территорию, оказалось, что внутрь самой мечети входа нам нет (туда пускают только мусульман), что обескуражило и огорчило - стало быть, камень-жертвенник мы не увидим. Зато, мечеть и постройки вокруг, украшенные узорными изразцами - удивительно красивы, а вид на город открывается замечательный. Впрочем, нам не дали долго им любоваться и, в довольно грубой форме мусульмане выпроводили нас с территории, так как в мечети начиналась служба.
Купол скалы:
Мара рядом с мечетью Омара:
На улицах Старого города:
Вечером нас забрали из Иерусалимской гостиницы и перевезли в Вифлеем. На следующий день автобус повез нас в Лидду и Яффу. К сожалению, уже с другим экскурсоводом. Рафаил, как сообщалось, заболел - а я думаю, что он просто хотел отдохнуть, потому, что сразу после нас ему снова нужно было встречать группу. Экскурсоводом была женщина. Если Рафаил пример очень хорошего гида, то она - пример на редкость плохого. В основном ее «экскурсоводство» можно обозначить как «проповедь» на тему - «какие вы все дураки». В числе прочего, она заговорила в автобусе о том, что к ней обратились рассудить (!), кто прав из группы, а кто неправ - те, кто подписали бумагу в «Радонеж» против отеля Capitol в Иерусалиме, или те, кто не подписали. «Правы те, кто подписали», сказала она и повторила несколько раз! Так как - «вы заплатили за услугу и должны требовать соответствующего качества». Здесь, на святых местах, где ходил Христос и учил чему-то совсем противоположному, это звучало особенно нелепо из уст православного гида. Группа стала возмущаться, но у экскурсовода значительный перевес - микрофон и статус оратора. Чтобы не осуждать и не вводить никого в искушение, не буду перечислять здесь всего, что она говорила (я привел далеко не самый вопиющий пример), скажу только, что эта «экскурсовод» была ярким контрастом с замечательным Рафаилом. Если бы она вела группу семь дней, то я бы, пожалуй, подписал бумагу в «Радонеж» с требованием заменить гида, и, по ее же логике, был бы прав! Думаю, что подписала бы и вся группа. Для себя я понял, что крайне важно, отправляясь в поездку, поинтересоваться - какой будет гид. Как я выяснил потом - к паломнической службе «Радонеж» данная женщина не имеет практически никакого отношения, просто в этот день не нашлось другого человека, чтобы заменить Рафаила.
О городе Лидда (Лод) упоминается в Деяниях святых апостолов и в Ветхом Завете. Кроме того, здесь особо почитается св. вмч. Георгий, тут находится его гробница, хранятся его вериги. Мощи святого сейчас в другом месте. Православный храм св. Георгия имеет богатую историю. Первый храм здесь был построен аж в 4 веке, современное же здание - конец 19 века, но какие-то фрагменты колонн остались еще с самого древнего времени. Храм очень красивый, с красивыми и необычными иконами, например, с иконой Рождества Христова, где Вифлеемская звезда изображена в виде ангела.
В Лидде (современный Лод):
В храме великомученика Георгия в Лидде:
Гробница вмуч. Георгия Победоносца:
Вифлеемская звезда на этой иконе изображена в виде ангела:
Мечеть по соседству с православным храмом:
В Яффе, которая в деяниях апостольских упоминается как Иопия, находится русский монастырь праведной Тавифы, которую воскресил здесь апостол Петр. Территория монастыря очень большая, засажена диковинными растениями, среди которых разгуливают павлины. Но более всего поразили толпы самых настоящих попугаев, живущих на сосне. Никогда до сих пор я не видел попугаев в живой природе и никак не думал, что увижу их на сосне.
В Яффе (в апостольские времена Иопия). Русский монастырь праведной Тавифы. Икона Христа в темнице:
У гробнице прав. Тавифы:
Мара на фоне владений монастыря святой прав. Тавивы:
Приятно вспоминается купание в средиземном море в Яффе, вода в котором, несмотря на апрель месяц, была очень даже теплая - вот, что значит юг! Пророк Иона отплыл отсюда в Фарсис, когда «бежал от Лица Господня», не желая проповедовать спасение городу Ниневии. И здесь же, в доме Симона Кожевника у моря, находился ап. Петр, когда увидел в видении полотно с «нечистой» пищей, спускающееся к нему, и услышал голос ангела о том, «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:15), для того, чтобы более не презирать язычников.
Яффо. Мара на берегу Средиземного моря:
На просьбу группы показать нам улицы старого города Яффы, экскурсовод отвечала что-то не слишком понятное на тему, что в программе только лишь «обзорная экскурсия» (хотя таковой и не было). Затем она отпустила группу «на 20 минут» в старый город, к порту, а сама осталась у автобуса. Старый город оказался удивительно красивым, что видно и на фотографиях.
Яффо. Мечеть на берегу моря:
Старые улицы Яффо:
Вид на Тель-Авив:
Перед тем, как вернуть нас в Вифлеемскую гостиницу, наш водитель-мусульманин уже без экскурсовода сделал нам подарок и свозил в Бейт-Джалу, где святитель Николай Чудотворец подвизался в течение трех лет.
В храме в Бейт-Джале. Келия, где несколько лет жил свят. Николай:
Вечером мы с Марой еще раз съездили к базилике Рождества Христова:
Стена между Палестинской автономией (в которую попадает и Вифлеем) и Израильской территорией:
Образ Пресвятой Богородицы "Вифлеемской":
А на следующий день вылетали из Тель-Авива в Москву. Кстати, в аэропорту произошел казус. Вещи там с пристрастием досматривают, меня спросили - везу ли я соль с мертвого моря, на что я ответил утвердительно. На вопрос - где я ее купил, ответил честно - в Иерихоне. Последовало замешательство и повторение вопроса. Соображая, что Иерихон это Палестина, а в Палестине мы, для службы безопасности аэропорта «не были», я сказал: «не знаю,… не помню». Звучало это бледно, а то, что разговор происходил по-английски и с запинками, наверное, бледность еще усиливало. Тем не менее, я был пропущен. А если бы я настаивал на том, что вся группа была в Палестине, пришлось бы всю группу задержать. А ведь КАЖДАЯ группа там бывает, и не может служба безопасности этого не знать. Закрывает, стало быть, глаза, но отвечать нужно твердо, что в Палестинской автономии не были - только Иерусалим, Назарет, Тель-Авив…
***
На Святой Земле было ощущение попадания на родину. Наверное, так у всех паломников бывает. Хотелось бы, конечно, еще туда съездить, на этот раз уже самостоятельно, без группы, и на больший срок.
Альбом с фотографиями
здесь.