Shion no Ou

Jun 21, 2018 00:17

しおんの王


Жанр: сейнен, трагедия, спорт, детектив, триллер
Выходил: октябрь 2007 - март 2008
Английское название: «Shion’s King» (“The Flowers of Hard Blood”)
Русское название: «Шион и Король»
22 серии
Оценка: 8 из 10

Кому футбольчик и замесы ультрас, а кому - шоги* и нераскрытые убийства.

Судьба к Ишиватари Шион была вполне благосклонна: любящие родители и друзья, ясный ум… Пока в её присутствии одним ужасным вечером родителей не зарезал… кто-то. Девочка от пережитого шока потеряла голос, но, к счастью, друзья её родителей, семья Ясуока, удочерила её. А поскольку она и в свои четыре года интересовалась шоги, да Ясуока-отец был профессиональным спортсменом-шогистом - продолжила заниматься этим делом. И вот, через восемь лет после тех страшных событий - она уже член Ассоциации Профессиональных Игроков в Шоги, собирается с этим связать свою жизнь. А участие в одном необычном турнире вдруг начинает тянуть за собой ниточку к так и нераскрытому давнишнему преступлению.

Я редко смотрю спортивные сериалы. Собственно говоря, кроме довольно дурацкого и подросткового «Саки» я могу вспомнить разве что околоспортивных «Девочек-бейсболисток эпохи Тайсё». И, конечно же, волшебную «Чихайяфуру». А «Девочки и танки» я к спорту не очень отношу. Равно как и анимэ про страйкбол, поскольку эйрсофт принципиально не приспособлен быть спортом, как бы нихонцы с филипинцами того ни хотели. Да, но я отвлеклась. Короче говоря, если уж какие-то спортивные игры - то хочу чего-нибудь поинтеллектуальнее. А тут и детективчик опять же, и для более взрослой аудитории.

Чисто технически - сериал с обилием плюсов и минусов. Вполне ожидаемо, что фонов не так уж и много, надо понимать, что всё действие происходит в считанных локациях. Условно, дом Ясуока, больница, Ассоциация Шогистов, ещё пара квартир героев… В общем-то не много.

Судя по всему, решив не разоряться на художниках, не стали разоряться и на аниматорах. Как-то заанимировали исходную мангу и ладненько. Заанимировали, признаться, не плохо, но и не особо как-то стараясь.

Интереснее вышло с дизайном персонажей. Вообще, мне кажется, что он чуточку архаичен для своего времени. Но это не удивительно. Удивительны мне были некоторые черты дизайна. Дело в том, что либо исходная манга была чуть ли ни сёдзе, либо мангака на сёдзе специализируется вообще-то. Но чем-то мне персонажи (да и честно говоря, некоторые фоны) казались более характерными для девочковых жанров. Впрочем, уж кто-кто, а я-то как будто против была хоть на секунду? Тут и некоторые особенности абрисов лица, и разнообразие одёжек на девочках с практически постоянством одёжек на мальчиках, и некоторые другие моменты. Ну и чего плохого? Я только за.

С музыкой же наоборот: единственное моё нарекание - это эндинг. Опять же, он не плохой. Он просто бледненький. Зато опенинг очень даже удачный, пусть не шедевральный. А фоновая музыка, такая классическая вполне - просто блеск. И очень хорошо подобрана под действие. Вот почему-то действительно в те времена умели делать отличные фоны, а сейчас как-то всё забивают на это дело.

Как ни удивительно, это практически и весь список моих нареканий. Пожалуй, в некоторых моментах меня смущало, что те или иные люди знают какие-то кусочки информации, которые им вроде бы знать неоткуда (по результатам окончания сюжета). Но есть у меня подозрения, что в некоторых случаях я неправильно запомнила или даже идентифицировала - кто конкретно что и сказал. Но, возможно, тут глобальный косяк в том, что кто же у нас дворецкий… то есть, тьфу, наоборот - убийца, подозрение меняется три раза за всю историю. И вполне возможно, что автор изначально вёл всё к одному финалу, но тут пришёл редактор, и потребовал растянуть на ещё несколько томов/серий и очередного неожиданного поворота сюжета. И если бы это была цельная книга - то автор бы пробежался по тексту и несоответствующие фразы бы вычистил или вложил в другие уста. А тут-то уже всё, томик манги отпечатан, фарш невозможно провернуть назад. И это, конечно, печально. Ну, и несколько огорчает тот момент, что второе убийство (которое всплывает уже во второй половине сюжета) так в общем-то особо замотивированно и не было. Ну в рамках концепции, почему убийца убивает тех, кого убивает - почему вот этого человека - оно как-то не очень ложится.

С этого и начнём восторгаться. Я не могу сказать, что это такой уж детективный детектив. То есть само расследование тут вполне показано, конечно. Но обычно в детективе же мы видим кучу совершенно непонятных деталей, которые постепенно увязываются в одну или несколько версий «косяк на того, косяк на другого». Здесь же всё происходит обратным образом. Практически мгновенно понятно, на кого косяк. Скорее вопрос - как его поймать. И вдруг обнаруживается, что версия рассыпается, и этот товарищ не при чём. Или при чём, но при совсем другом, а не том, чего мы на него думали. И снова начинается поиск: а кто ж настоящий злодей и как его прижучить. Надо отметить, что классическое «темнее всего под свечой» здесь отыграно филигранно, и до последнего момента, когда убийца чуть ли не сам раскрывает себя - догадаться, кто это такой было не так-то просто, а догадавшись - все разом обалдели.

При этом, что тоже немаловажно: некоторые подсказки возникли и пораньше. Но их действительно можно было легко списать на совпадения, причём не особо-то невероятные. Настоящие улики и настоящие признания появились буквально последние серии четыре. Так что детективная часть вполне себе держала в напряжении.

Хотя, тут надо сказать, что есть у меня и парочка нареканий. Точнее даже не нареканий, а моментов, которые меня раздражали. Но раздражали они в том ключе, что кому-то хотелось неиллюзорно засветить в торец, на кого-то рявкнуть «зачем же ты лжёшь, сволочь!», а кому-то просто уши открутить. Особенно в этом смысле пострадал товарищ Хисатани (ученик Ясуоки-сенсея и, соответственно нечто вроде старшего брата для Шион). Который изначально просто метил на амплуа слабохарактерного персонажа-шута (не люблю таких), а потом начал творить некоторые косяки, которые уж в данной-то ситуации никак творить нельзя. Типа как если ты знаешь, что убийца бродит рядом - то уж мобилками разбрасываться, в двадцать-то с лишним лет - уже не раздолбайство, а преступная халатность.

Да, но вернёмся к напряжению. Ведь это у нас ещё и про спорт. Поэтому с напряжением там всё просто замечательно. Вообще, сериал совершенно не отпускает прерваться, и болеешь ты за всё происходящее прямо сжав кулаки. Что особенно радует - и здесь так же отсутствует предсказуемость. То есть предупреждаю сразу, это немного спойлер. Будь у нас какой-нибудь подростковый сериал, то в ситуации, когда кто-нибудь кого-нибудь из сложившегося трио главных героинь «зацепил», то она мучительно берёт себя в руки и выписывает всем козью морду, триумфально выигрывая партию. И основная нервотрёпка была бы на тему «как возьмёт и как выиграет». Ну, и естественно, если они в турнире - то понятно, что все пройдут в полуфинал и вопрос в том, кто займёт второе, а кто - третье место (что первое у Шион - мы не сомневаемся).

Однако, нет. В первом показанном турнире Шион вообще проигрывает в конечном счёте. А во втором - у всех тоже проигрыши, выигрыши, вползание в полуфинал хитрыми способами… И в результате даже в очевидной до самого вроде бы конца победе самой Шион (ну просто жанр того требует, по законам жанра она должна победить) стоит под вопросом: не произойдёт ли чего-то такого, что она таки проиграет в одном шаге до победы… но, под каким-то соусом это будет преподнесено как не самый плохой вариант. Да хотя бы, как сказал один из крутых пожилых шогистов в процессе действия: «В молодости поражения ценнее побед». В общем, спортивная интрига разворачивается по полной программе и совершенно непредсказуемо, даже законами жанра не предсказывается.

Понятное дело, раз сериал взрослый - то и персонажи не простые, постепенно обретают глубину, историю, свои причины и мотивы, интересные черты характера. А что особенно важно - ещё и растут у нас на глазах. Вот это я очень люблю, эволюцию персонажей. Правда, тут надо отметить, что если так вот собрать их всех воедино, то можно прямо сказать, что все шогисты - глубоко искорёженные люди с очень печальной судьбой. Что старый и страшный Камизоно-сенсей, вдовец, алкаш и буян, что у братиков Хани трагическая история за плечами, из-за которой каждый неслабо так сошёл с ума (что не всегда, впрочем, заметно), что у Сайто-сан очень мрачная причина для игры в шоги… Даже богатенькая Никайдо-сан с её неразделённой (и, как выясняется, ещё и полностью обречённой) любовью - тоже не простая и не такая уж счастливая девушка.

Кстати, отчасти возвращаясь к вопросу спортивной предсказуемости: ведь все трое (Никайдо Саори, Сайто Аюми и, конечно, Ясуока Шион) очень быстро сдруживаются и дают себе обещание ещё не раз друг-с-другом играть на турнирах и «после сериала». Но в результате - как они к этому результату приходят?! Каждая своим собственным путём.

Опять же что приятно - анимэ не было бы анимэ, если бы там не было каких-то юмористических моментов. Но все они довольно умеренные, и усмешки вызывали исключительно радостные и умилённые. Никакого смущения или злости. А некоторые моменты - просто изящнейшие и очень подходящие именно к тематике сериала. Не могу не привести один такой сюжет с моей любимой Саори:

После весьма достойного проигрыша сверхчемпиону Хани Макото, Саори играет с неким пожилым шогистом.
- Скажи, а ты с ним уже переспала?
- Я?! - Саори, естественно, в шоке и трепете. - Нет, с чего вы взяли?
- А я думал - таки уже. Он тебя любит. Кому ни попадя этот изящный ход пешкой на d9 не подарят…

Понятное дело, не устаёшь восторгаться самой Шион. Она, конечно, потрясающе могучая (я даже не в обиде на то, что здесь у нас штамп «изначально сверхгениальный ОЯШ) личность. И даже то, что она иногда поступает не совсем так, как поступила бы я сама на её месте - совершенно ничего не меняет, поскольку мы слишком разные люди. Но насколько же сильная и светлая душа, я просто балдела. И страшно болела за неё, и безумно радовалась, когда (опять же, совершенно в той ситуации, когда это и могло бы произойти в реальности, надо отдать авторам должное) она наконец вернула дар речи!

И куда же без всяких просто красивых моментов. И это «слушай стук фигур и они сами подскажут тебе, что происходит». И разные стили игры. И волны от логики к интуиции и обратно. Волны не в каком-то мистическом смысле, а как волна движения души - сейчас душа действует логично, а вот сейчас дай волне откатиться и действуй интуитивно». В общем, всё очень красиво. Моих любимых кадров-абзацев тут не так много, но они тоже есть и это тоже дивно радует, кстати.

В общем, и поужасаться, и порадоваться и поплакать даже радостно и поволноваться - тут есть практически на любой вкус.

Ну, и главное, что не может не радовать. Ключевая идея, которая где-то бродит весь сериал, но полностью выражается только в финале. Да, человека могут вознести на безмерные высоты искусства чудовищные испытания и отбрасывание абсолютно всего не нужного. Но на ещё большие, в гору без вершины - человек идёт только если он любим и любит окружающих. Это, я считаю, великий и правильный посыл.

Так что - эмоционально. Умно. Красиво с философской точки зрения. И совершенно невозможно оторваться.

*Шоги - дальневосточная игра, очень близкая к шахматам, но с несколько более сложными правилами.

tragedy, seinen, action, anime

Previous post Next post
Up