Kono Oto Tomare!

Aug 15, 2020 14:24

この音とまれ![(2019)]





Жанр: школьная жизнь, традиционная музыка, сёнен сёдзе
Выходил: арпель - июнь, октябрь - декабрь 2019
Английское название: «Stop This Sound! [2019]»
Русское название: «Задержите этот звук! [2]»
13+13 эпизодов
Оценка: 9, 10 из 10

Я нашла вам новое, прекрасное и музыкальное сёдзе!

Клуб игры на кото (национальный японский щипковый музыкальный инструмент) в страшей школе Токидзё опустел. Так сложилось, что третьеклассницы выпустились, второклассников не было, а из первого класса был лишь мальчик Курата Такезо. Который теперь - президент-второклассник, озабоченный набором новых членов, чтобы клуб не распустили. А заодно обременённый небольшой группой школьных хулиганов, которые, пользуясь слабостью Кураты, просто захватили клубный кабинет. Однако всё начинает меняться, когда в клуб вваливается ещё более страшный монстр - первоклассник Кудо Чика, про которого известно, что он отморожен совершенно наглухо, дерётся как зверь по малейшему поводу, да ещё и с полицией имеет проблемы, поскольку (по слухам) разгромил с дружками дом собственного деда, с которым жил, а самого дедулю свёл в могилу. Однако, почему-то в конфликте с хулиганами выбирает сторону Кураты. В своём прямолинейном стиле.

Когда же на пороге появляется ещё и Хозуки Сатова, наследница прославленной школы игры на кото - ситуация становится совсем запутанной.

И вот, с таким непростым и по-хорошему говоря - невероятным стартом… Начинается совершенно великолепный музыкальный сериал.

В обсуждении предыдущего « Бамбукового клинка» друг amyatishkin сказал, что в его классификации есть тип сериалов «про традиционные японские ценности», к которым он «Клинок» и относит. Какие-то шестерёнки в моей голове это зацепило, и я вспомнила, что в моём вишлисте был сериал, который я некоторое количество времени не решалась посмотреть, потому что он сёнен, но как раз из этого класса - про японские традиции. «Ну, - решила я. - давай и его посмотрю, чтоб два раза не вставать.» И малость обалдела. Потому что результат превзошёл все ожидания. Начиная с того, что жанр нынче стали выставлять очень механистично. Публиковалось в журнале, который задумывался для публикации сёнена? Значит сёнен. А это оказалось… сёдзе.

И первое подтверждение тому - чисто техническое. Причём даже не в том, что автор исходной манги - девушка. А в самой картинке. Одного взгляда достаточно, чтобы заметить, что все персонажи нарисованы в несомненно сёдзе-стиле. Для мальчиков так не рисуют. А для девочек - всю жизнь. Посмотрите внимательно на Кудо-куна. Вам, скажем, Усуи-кун из « Мйэдокайчо» не вспомнился? Симпатичные парни с пирсингом - это из какого жанра? В конце-концов, Канзаки Мио из второго сезона, это, простите, не кумир 50% женского населения L из «Тетради Смерти»? Что, правда, не L? Обильные визуализации музыки в виде природы - глади озера, снегопаде, цветов… О, да, цветочные рамки! Прекрасная, пусть и не шедевральная и где-то в плохом смысле небрежно обработанная картинка, которая не говорит, а просто спокойно и отсекая всякую возможность спорить заявляет: «Я - сёдзе». Впрочем, в сюжетном смысле подтверждений ещё больше.

С музыкой всё несколько хитрее. Прямо скажем, ни опенинги, ни эндинги (коих тут суммарно пять) меня совершенно не радовали. Более того, они скорее раздражали, особенно на фоне музыки на кото. Собственно музыка на кото - а с ней тоже всё не совсем без проблем. Почти весь первый сезон максимум, что мы слышим - это редкие отрывки музыки буквально секунд на пять-десять. Забегая вперёд, скажу, что это не слишком огорчает, сюжет радует и без того. Но какой-то осадок всё же остаётся: зачем тогда было весь огород именно вокруг кото городить? Но чем дальше, тем больше становится музыки. И второй сезон целиком смотрится с полным именно музыкальным восторгом. До того, что вот как есть в английском языке выражение «it moved me» - натурально, на некоторых исполнениях я просто неосознанно меняла позу, вытягивалась, прижимала руки к груди, даже аплодировала. Со стороны, конечно, выглядит по-идиотски: сидит такая в комнате одна яка и хлопает в телевизор. Что поделаешь - действительно зацепило!

Сейю - хорошие, довольно молодые. Не могу сказать, что кто-то мне так уж запомнился, но говорят они очень хорошо, ни малейшего разрыва между звуком и картинкой. Твёрдая пятёрка.

В общем, тут и посмотреть чего есть, а уж послушать, особенно во втором сезоне - просто восторг!

Сюжет, конечно, не обошёлся без спорных моментов. Начиная с того, что собственно начало выглядит несколько… сказочным. И определённая сказочность временами проскальзывает и дальше. В том смысле, что какие-то маловероятные стечения обстоятельств. В этом клубе единственно, что появление Курусу-сан (ну, и Курата-кун) - из разряда «нормальных». Она появилась реалистично. Остальные же участники - сказочные. Рядом с домиком Бильбо Бэггинса случился именно Гэндальф, а не старик с палкой. А в трактире сидел не забулдыга, а Арагорн. Понимаете о чём я? Впрочем, если сказка хорошая - то почему бы и не Гэндальф?

Второй момент, и это следующее подтверждение тому, что это - сёдзе, это романтические истории. Нет, раздражающие внезапные появления кого-нибудь, которые мешают людям сказать что-то очень важное - это омерзительный приём любых подростковых сериалов, что сёнена, что сёдзе. Я о другом. Во-первых, романтические (именно романтические) переживания девушек показаны неплохо, парней - не очень. Хотя Кудо-кун кое-что соображает. Во-вторых, опять же характерно для сёдзе - не развивать романтическую линию. То есть она наличествует, переживания вовсю, но всё равно всё крутится вокруг дружбы и сотрудничества.

Третий момент - скажем просто: здесь таки довольно много каких-то шаблонов в сюжете. Как, например, мы знаем точно, с чего начнётся первая серия второго сезона. Каков будет не оглашённый в 1(13) результат. По закону жанра типа.

И четвёртый момент, я бы его не столько к откровенным минусам отнесла, а скорее к подтверждению, что это сёдзе. Я тут недавно говорила с одним человеком и пыталась объяснить, что определённый типаж парней - по внешности, по поведению - очень популярен среди девочек-школьниц потому, что они уже подсознательно интересуются мальчиками, но в чём разница, в чём специфическая прелесть мужчин - ещё не понимают. Поэтому судят (и идеализируют) парней «со своей колокольни». Поэтому в сёдзе парни в первую очередь стройные, часто с пирсингом. Могут плакать. Здесь же - не просто могут плакать, но ещё и могут сидеть в обнимку с подушкой (абсолютно женский жест), а так же нифига не стесняются любить сладкое и клубничное. То есть изначально девочка представляет себе мужчину как идеальную для себя девочку, но в мужском теле и с дополнительными возможностями типа дать кому-нибудь в морду. Вот здесь такого - полно. При этом я не могу сказать, что там они прямо уж «мужи женоподобные», но это именно они. Парни глазами девочки-подростка. Впрочем, наиболее засветившийся в женских выходках типа слезу пустить, с подушкой пообниматься или клубнику любить здесь Кудо-кун. Который настолько крут, и так запросто может за любые насмешки выбить из насмешника не только дурь, но и кое-что другое, что может себе позволить любые эксцентричные привычки. И, конечно же, L. Кто бы что ни говорил, а среди девушек, смотревших «Тетрадку» - L - самый популярный и фетишный персонаж. (Я, кстати, отношусь к меньшинству женщин, которым больше нравится Кира). Граждане, это сёдзе.

Подтверждения тому есть и среди замечательных сторон этого сериала. Ну, вот например, говорила я, что тут парни могут слезу пустить. Со слезами тут всё в полном порядке. Их много. Они по самым разным поводам - и от злости, и от грусти, и от смущения, и от радости, и от облегчения… Всё очень уместно, очень прочувствованно. Я присоединялась всякий раз! Это плохо? Не знаю. Можно сказать, что это типично бабское, но мне-то что? Я - вроде как девушка? И ничего такого не вижу в том, что я очень ценю, когда в сериале есть где поплакать по всему спектру причин от самых грустных до самых радостных. И здесь я своё получила сполна.

Или вот другой момент. Есть такой закон в сёдзе, что количество категорически отрицательных героев не превышает единицы. Все, кто даже начинает козлами, задаваками, стервочками и другими неприятными личностями - в результате оказываются может быть своеобразными, но хорошими людьми. И это не всепрощенчество, не в каждом мерзавце есть что-то хорошее. Это именно вытаскивание и закрепление хорошего наружу. Здесь этот момент соблюдён на сто процентов, и я сама не заметила, как из злорадства «щас ты обломишься» - начала сочувствовать Акире-тян, и что ещё круче - очень сильно задумалась, а кто у меня на первом месте: Сатова-тян или начинавшая редкой стервой Курусу Хиро-тян. С удивлением понимая, что возможно и ХИро-тян мне более близка и понятна.

Этот же момент здесь играет и с другой стороны, которая, на мой взгляд - является одной из самых прекрасных особенностей дамских жанров, за которой совершенно не устаёшь следить. Это - разрешение ситуаций. В этом смысле можно вспомнить такие шедевры как « Kimi ni Todoke» или « Maria-sama ga mitteru». Когда возникает конфликтная ситуация, которая ну просто совершенно понятно же, как должна развиваться. И в общем-то ты сама на месте этих героев среагировала бы именно так (часто, «злодею» именно такая реакция от нас и нужна), а герои вдруг раз! И реагируют совершенно неожиданно. Открыто, спокойно, доброжелательно и с верой в хороших людей. В то, что друзья - хорошие. Что к совету не лишне прислушаться, а не воспринимать его в штыки, как это сделал бы любой «нормальный человек». Я такие моменты просто обожаю. Я в принципе люблю, когда нехороший человек получает качественное такое избиение, можно просто морально. Но если это ещё и неожиданно и так добро и изящно - это вообще писк и восторг!

Впрочем, тут есть и моменты с действительно моральным избиением (с физическим тоже, у нас ведь Кадо-кун!). Что интересно - это очень ловко делает даже не девочка, а наш вроде бы ни чем не выделяющийся очкарик. Заспойлерю одну сюжетную линию:

В средней школе у Курусу-сан возник треугольник вокруг её парня. На него положила глаз новенькая, переведшаяся из другой школы. А положив - немедленно принялась потихоньку распускать слушки о сопернице. В результате чего, как Курусу-сан не пыталась оправдаться, что это всё поклёп - никто ей не поверил. Парень ушёл к новенькой, Курусу-сан осталась очень злая и униженная у разбитого корыта.

И вот, через пару лет внезапно встречаются она, идущая за покупками для школьного фестиваля вместе с Курата-куном и эта парочка: её бывший и её соперница. Ну, слово за слово, всё кончается тем, что Курата-кун утаскивает её, мол нам с ними не о чём говорить, да и видно, что Курусу-сан уже на пределе, спасать надо. И парень, значит, бросает им в спину: мол, сочувствую я тебе парень. Я ведь о ней до сих пор всякие мерзкие сведения получаю.

На что Курата-кун так оборачивается и с доброй (реально доброй) улыбкой заявляет:

- Не беспокойся. Я ведь получше тебя в людях разбираюсь.

Это всё!!! Придурка и стерву мордой в грязь макнули просто походя. А я прямо пикирую в тело Хиро-тян и преисполняюсь к нему восторженной благодарностью.

И поверьте, этот сериал буквально весь состоит из таких совершенно неортодоксальных решений. Основанных на вере в то, что люди - хорошие. И что мои друзья - это не пустое слова, а люди, с которыми я хочу жить, радоваться и помогать в трудную минуту. Ах, какие там были прекрасные момента с Сатова-тян. До сих пор вспоминаю это: «Спасибо, что ты рассказала это нам!»

Вообще, ещё один важный посыл, который постоянно звучит в этом сериале - это необходимость общаться. Не в том смысле, что человек - социальное животное. А в том, что вот всё это модное «не грузить друзей своими проблемами», недоверие, недопонимание - это плохой, не правильный ход. Нет, заботиться о чувствах других безусловно нужно. Но это не значит, что нужно всё держать в себе. Что если ты выбрал этих людей в друзья - то надо с ними делиться всем. В том числе и проблемами. В меру, конечно, не ездить по ушам по любому поводу. Да, тема коммуникации - не только вербальной, здесь раскрыта просто великолепно и со всех возможных сторон. Она быть дложна - каждый, кто говорит - должен стремиться, чтобы его поняли. Потому что мы говорим-то именно ради того, чтобы нас поняли. И с другой стороны - надо ведь ещё и понимать, что говорить - надо. Нет, очень, очень хорошо раскрыта тема.

Кстати, в общем-то туда же можно частично отнести и тройное противостояние ансамблей во втором сезоне. Очень интересные модели во всех трёх. Один - это слитная рота солдат, идеально в ногу марширующая к амбициозной цели. Второй - гений, стремящийся превзойти совершенство (ах, какой там побочный сюжет про проверку алгеброй гармонии!), под которого подстраивается весь коллектив, начиная с композитора, но и который тянет их всех за собой. И группа друзей, который каждый делает то, в чём он лучше всего - правильно комбинируют свои достоинства, прикрывая недостатки друг-друга. Просто потому что они друг в друга верят, потому что им вместе очень здорово играть музыку!

Это напомнило ещё один, в общем-то технический аспект. Хотя нумерация серий здесь сквозная, но сериалы снимались с небольшим разрывом, и в общем-то всё-таки заметно отличаются между собой. Первый - более социально-психологический, второй - более музыкальный. При этом - первый сезон меня просто привёл в восторг своим финалом. Это нечто вроде того самого идеального финала, где и продолжение требуется, и с ружьями всё нормально. С одной стороны - в тринадцатом эпизоде мы так и не узнаём результаты конкурса. Но с другой стороны - понимаешь, что вообще-то совершенно не важно, какой он. Потому что настоящий результат - это не как сыграли, а как играли.

Впрочем, верно и обратное: хотя прекрасно понимаешь, что будет оглашено в конце 2(12) - всё равно нервничаешь страшно. Вроде и понимаешь, что ну не может быть другого варианта, ни по жанру, ни по всему, что было показано. А всё равно нервничаешь. Что же, это весьма неплохо говорит в пользу сериала, захватило таки атмосферой.

Очень, очень хороший сериал. Изящные повороты сюжета, много очень красивой (и потрясающе интересной, кто бы ожидал такого от примерно гуслей?) музыки. И главное - надо просто дружить, радоваться вместе и любить друг-друга… да и просто хорошую музыку.

school, shoujo, show-biz, anime

Previous post Next post
Up