Yofukashi no Uta

Jun 26, 2023 21:41

よふかしのうた



Жанр: фэнтези, современность, вампиры, сёнен
Выходил: июль - сентябрь 2022
Английское название: «Call of the Night»
Русское название: «Песнь ночных сов»
13 эпизодов
Оценка: 8 из 10

Что больше всего бесит в сёнене? Тупорылый герой. Нет его - уже хорошо. Есть он - приходится выезжать на чём-то другом.

Ямори Ко никогда не был «Обычным Японским Школьником». В отличие от стереотипа - он стабильно успевал буквально по всем предметам. Однако в некий момент ему всё надоело и он перестал ходить в школу. Но у парня развилась бессонница. И как-то раз он решил ускользнуть из дому ночью. Погулять.

О, как прекрасна оказалась ночь в родном городе, тиха и необычна. И насколько необычна оказалась девушка, с которой он столкнулся у торгового автомата. Начиная с того, что… вампирша.

История просмотра

Конечно же, Порождение Ночи интересуется сериалами про собратьев. Опять же noitamniA - пусть временами и выбирает для своих эфиров нечто довольно странное, но даже в этом странном есть определённый стиль. А тут, пару месяцев назад на Дзен-канале Милитариста-одиночки я краем глаза увидела обзор в очень растрёпанных чувствах и вспомнила про этот сериал. Не то, чтобы я его все эти два месяца смотрела, на самом деле как раз очень даже бодро проглотила за два дня. Смотрится он весьма захватывающе. Но в растрёпанных чувствах осталась и я. Правда иногда по другим поводам. Но по порядку.



Техническое исполнение

В чём сериал просто шедеврален, без ложных преувеличений - это в потрясающей красоте фонов. Ночь действительно прекрасна, в неё хочется погрузиться ещё и ещё. Это чувство непривычной красоты, свободы и одиночества - или наоборот, бьющей ключом, но совершенно не похожей на дневную жизни! И работа режиссёров, раскадровщиков, операторов - великолепное обилие интереснейших кадров, как я люблю, передающих целую фразу, акцентирующих происходящее, просто удачнейших находок. (В публикации на Дзене, традиционно, скриншотов будет несколько больше и там, например, шикарный кадр с отражением Ко в уличном зеркале).

Так же очень приятный дизайн персонажей. Если бы не два «но». Во-первых, это чибизация. Её не только слишком много, но и, как говорится, чибизация чибизации рознь. Помимо того, что она бывает уместной и неуместной (здесь - неуместная), сами чибики бывают забавные и даже где-то милые. А бывают, как здесь - мерзкие. Чуть ниже, когда я начну ругаться на сюжет, будет примерчик. И вот это, извините, мы должны с доводящей до бешенства частотой наблюдать сразу после и непосредственно до потрясающей красоты ночи! Ну как так можно, а?!

Во-вторых, главгерой. Знаете, есть теория, что здоровые организмы на страх и вброс адреналина реагируют принципиально двумя реакциями. У одних идёт расширение сосудов, они краснеют и бросаются в атаку. У вторых - наоборот, сосуды сужаются, они бледнеют и обращаются в бегство. Судя по глазам нашего главгероя - он не бросается в бегство только потому, что одеревенел от страха. Но диалектически это и хорошо. Потому что наш герой действительно из тех, кто всегда убегает, а в страхе (и не от вампиров) находится перманентно. Но, так или иначе - на фоне всего остального (и всех остальных) наблюдать такое было крайне неприятно.

Со звуком всё тоже весьма и весьма здорово. Да, я понимаю, что музыкальные вкусы мои давно устарели. И чего-то в любимом стиле мне уже не услышать в опенингах и эндингах. Но они, право, настолько хороши, что проматывать их особо и не хочется. Что особенно здорово с учётом того, что эндинг-то и действительно играет в самом конце. А опенинг может начаться в любой момент первой трети эпизода. Так что сразу на отметку 1:30 прыгать не стоит: даже если эпизод начинается с «рекапа», то есть вроде бы пересказа какой-то ситуации, которой закончился предыдущий - будьте уверены, уже на десятой секунде будет показано нечто, бывшее за кадром в прошлом. В общем, смотреть надо с начала и до конца. Совершенно не обратила внимания, есть там фоновая музыка или нет, но это не слишком портит впечатление. А вот песня-вставка имеется и повторяется тоже с завидной регулярностью. Тоже хорошая.

Что же до сейю - то здесь просто звёздный состав. Правда, в основном десятых годов. Тут вам и Амамия Сора, здесь играющая главную героиню Назуну-тян. А её мы знаем и любим (хорошо, я знаю и люблю) как Айлу в «Plastic Memories», Эрику в «Akebi-chan no Sailor Fuku» и Чизуру в «Kanojo, Okarishimasu». А трёх других звёзд и представлять не надо. Здесь и Хикаса Ёко (которая на самом деле ещё из «нулевых»), и прославилась, наверное больше всего как Акияма Мио в «К-Он!». И две вообще героини профессии: Ито Шизука… я даже не знаю, какую бы её роль вспомнить для примера? Коко Херматьяр в «Ёрмуганде»? Или Сэйлор-Венера в новом «Сэйлормуне?» А может быть - прекрасную Сакурако в одноимённых «Расследованиях»?.. Дама с богатейшей карьерой. А вот последнюю точно представлять не приходится. Только её почти никто не узнает. Потому что Китамура Эри в конце нулевых - начале десятых запомнилась нам скрипучим и капризным голоском. Здесь же она говорит совершенно «непохоже на себя», хотя её героиня Хирата-сан тоже обладает некоторыми характерными для ролей Китамуры-сан чертами. Видимо, играет роль возраст. Как самой сейю, так и героини.

Так или иначе, слушать это тоже очень приятно. Но это один из тех сериалов, где я бы оригинальный звук рекомендовала, но кому непривычно - не настаиваю. Все звёзды играют здорово, эмоционально, но не сказать, чтобы с какими-то уж совсем тонкими тонкостями интонаций.

Ах, да, перевод. Как всегда, в последнее время - через спелл-чекер пропустили, вычитать поленились. То буква пропадёт, то целое слово. Но из контекста понятно какое (не матерное). И, конечно, особым вкусом к языку эти переводчики не отличаются. Хотели название сделать красивее, а получалось вычурное масло масляное. Но для понимания смысла происходящего всё же перевод достаточен.

Одним словом - техническое исполнение, даже со всеми неприятностями, на десятку. В худшем случае - на девятку. Не меньше.



Недостатки сюжета

Сразу заявлю: большая часть недостатков сюжета находятся в диалектическом единстве с его достоинствами. То есть являются одновременно и тем, и другим. Например, то, что придурочный герой демонстрирует нам абсолютную неспособность сложить два и два, обнаружив, что Назуна-тян… зарабатывает - то есть «в Ночи» тоже всё не так просто и хотя бы вопрос денег перед вампирами стоит точно так же, как перед людьми… Это, конечно, бесит. Но то, что вампиры не берут деньги из воздуха - это наоброт, очень приятный плюс.

Но есть и некоторые моменты, которые являются «самостоятельными» недостатками.

Во-первых, это тот случай, когда, снимая аниме по манге - сериал рассматривался скорее как реклама исходника, а не самостоятельное произведение. Очень много деталей берутся «из ниоткуда». И мы просто вынуждены подозревать, что это было в тех кусочках исходника, которые не вошли в сериал. Не могу похвалить сценаристов за столь топорную работу. Чуть ли не в буквальном смысле «топорную»: рубили исходную мангу на сюжет прям наотмашь! Вот что за намёки на особенность Назуны? Интересно, что в AniDB какой-то знаток манги немного разъяснил этот вопрос, проставив ей тэг half-breed. Что сразу же объясняет и её особенность, и фразу Хацуки-тян о том, что вампиры не различают вкуса крови, она или съедобна, или нет. Похоже, Назуну-тян родили естественным для людей образом, но с участием вампира. Но всё равно - это догадки по сторонним источникам, не из самого анимэ! Так делать категорически нельзя. Да и финалом я в результате не слишком удовлетворена. В общем - сценаристам двойка.

Во-вторых - это уже навязшая в зубах песня о том, что вечная жизнь скучна. Да, скучна. Для не слишком умного существа, вынужденного искать развлечений в новых ощущениях, или, скажем, довольно унылых сплетнях, как «клуб вампирш». Умный человек всегда найдёт, чем себя и развлечь, и увлечь. Учёному даже абсолютно вечной жизни не хватит, чтобы познать бесконечные тайны Вселенной! Да иожно и более «приземлённо»: обзорщице анимэ якабито вечной жизни не хватить обозреть всё, что вышло и написать обзоры. С учётом того, что выходит-то всё новое и новое. В общем, глупая это песня. Но звучит… чуть ли не в каждом произведении, где есть кто-то вечноживущий.

Туда же, кстати, история о взаимодействии с людьми. Да, рано или поздно все, кого ты знал - уйдут в могилу. Так, извините, оно и у людей точно так же. Увы, дети хоронят своих родителей. Потеря навсегда тех, кого ты любишь - очень грустная, но правда жизни и для живущих с ограниченным сроком. Которая парируется… обретением новых знакомств, если уж говорить о том, что человек - социальное животное. Опять ерунда, кочующая из произведения в произведение. Нет, я понимаю, риск есть. Равно как и забогатев есть риск начать смотреть на людей как на муравьёв-трудосилу. Но это не является неизбежностью.

В-третьих, и это уже упрёк, наверное, исходному произведению. Любые повороты сюжета можно, конечно, списать на концепцию «вампиры о себе вообще очень мало знают». Но это очень топорная, опять же, извините, отмазка. А почему не знают?

Ну и просто нестыковки в сюжете как таковом. Хорошо, есть у нас совершенно логичная концепция, что человек, узнавший о вампирах должен либо сам стать вампиром, либо умереть. И, положим, то, что Назуна и Ко скрывают существование Махиру и Акиры - дело понятное, личности симпатичные, а закон иногда хочется нарушить, когда надо. Но вот у нас возникает тётенька-детектив. Которая не только о вампирах знает, но ещё и умеет их убивать каким-то явно необычным способом. (Хотя есть у меня догадки, как там мир устроен и основная проблема там, судя по всему - в обусловленном природой запрете на «дьяблери»). Но что делают вампиры? Ну… они немного задумались. Что же это может быть такое?! Что?! У Вас не только внезапное нарушение «Маскарада» (извините за обильную терминологию из VtM), так ещё и угроза существованию. Они «задумались». Что, кстати, ведёт к другой смысловой проблеме:

Размножение. «Клуб вампирш» считает размножение естественным и правильным поведением. И ругают Назуну-тян за то, что она размножаться не хочет. Как это сочетается с концепцией сохранения тайны? При вашей вечной жизни (и при том, что друг-друга вы не убиваете, а со стороны вас тоже никто не убивает) - нацеленность на размножение даёт геометрическую прогрессию роста. И геометрическую прогрессию вероятности нарушения Маскарада. Не говоря уж о том, что эдак и кормовая база закончится. Кстати сюда же относится странная концепция, что пить надо досуха. Нет, ясно, последнее - это на предмет того, чтобы оставшийся в живых после укуса не осознал, что с ним произошло. Мёртвый-то осознать не может. Но… кормовая база же! А вот размножение… размножение нам было придумано исключительно для того, чтобы крутить сюжет только вокруг Назуны и Ко. В том смысле, что со стороны вампирического сообщества нет проблем его принять в свои ряды, весь сюжет должен быть о том, чтобы таки Назуна-тян и Ко-кун что-то определились внутри себя. Но в результате - сам «мир» получается малость недостоверным.

Ну и общая картонность героев. Я понимаю, это дань жанру сёнен, но как-то не видно в них ничего. Кроме одной заявленной черты. По крайней мере - до финала. Там кое-кто оборачивается ещё и второй чертой. Как, например, та же Назуна, оказывается, не только любит пошлые шутки, но стесняется говорить о романтике (несколько десятков лет жившая упырица ведёт себя как школоло!)… так, оказывается, она таки ещё и скучает.

Впрочем, один персонаж, у которого черт две и сразу - это Ко-кун. У него во-первых крайняя степень тугоумия и крайняя степень трусости. Причём, когда я говорю о тугоумии - я тщательно подбираю термин. Размышляет-то этот парень много. Но ум у него страшно тугой. Причём я не склонна это списывать на то, что он, де, маленький, всего-то детинушке 14 лет. Даже с учётом современной инфантелизации. Это именно тугость. Он думает «о что мне делать?» постоянно. Но на концепцию попробовать разобраться в ситуации выходит… в последних сериях. Ему, видите ли, Назуна-тян ничего не рассказывает. Да, парень, ты правильно сам себе и ответил: а ты и не спрашивал. Тебе факты лезут в лицо (да хоть уже упомянутый момент, что Назуна тоже чем-то зарабатывает) - а ты даже не пытаешься их осмыслить. Кстати, очень интересный штришок к системе образования.

Ну и трусость. Чем дальше, тем больше она раскрывается и приводит в бешенство. Да, под конец он стал делать что-то выходящее за рамки «ступор-побег». Но опять же - только под конец. До того - скорее даже изумляет, а как он не вздрагивал в школе, когда играл роль всеобщего друга и помощника? Как-то не вяжется одно с другим.

И парочка мелочей. Во-первых, эта навязшая в зубах песня про убивать нельзя. Здесь она звучит особенно раздражающе. Но сие в общем-то мы спишем на вопрос тугодумия Ко-куна.

А вот ситуация в мэйд-кафе меня откровенно удивила одним вполне конкретным сюжетным поворотом. Да, я знаю, что множество девушек по целому ряду причин фиксируются на бюсте и считают, что он-то мужчин больше всего интересует. Но многоопытная вампирша Мидори, соблазняющая всех и по всякому - уж должна понимать, что когда мужчина начинает думать нижней головой, то думает он о том, куда её применяют. А вовсе не о бюстах. Поэтому мне крайне удивительно не только то, что странный набор сталкерских фотографий вычислил только Ко-кун. Это ещё как-то объяснимо, какие-то вещи, бывает, сама прекрасно знаешь, но проходишь мимо, пока тебе не подскажут. Но комментарий, что только мужик мог это заметить - полная ерунда.

Но хватит о грустном. Поговорим…



О хорошем в сюжете

Одним из самых главных достоинств сериала является то, что несмотря на всю в общем-то слайсовость - он всё-таки умудряется держать в напряжении и гадать «что же дальше будет?». Включая одну серию за другой. Отчасти именно потому, что собственно отношения между героями таки развиваются. И всё время задаёшься вопросом: ну может быть события этого эпизода заставят тебя сделать какие-то выводы? Или, в случае Назуны-тян - скорее, приведут к мысли, что надо как-то меняться. Она-то, судя по всему, для себя поняла всё довольно быстро. Но не может… захотеть. Захотеть выйти за рамки своего привычного поведения. Хотя (микро-спойлер) как выясняется в финале - это поведение для неё привычно не по всем параметрам.

Чисто с сюжетной точки зрения мне так же очень понравилось, как во всю историю органично и с неожиданным развитием вплетены обязательные мини-сюжеты школьной романтики. Поход на пляж (или в бассейн), испытание на храбрость, ну вот - мэйд-кафэ ведь тоже привело к интересному повороту со сталкером…

Что выводит нас на целую серию приятных неожиданностей уже совсем другого плана. Нет, я не про разрешение вопроса, как поймали сталкера и кем он оказался. Я про неожиданный вывод из всего этого. Есть такое очень зыбко очерченное понятие «нормальный человек». Отличающееся, между прочим, ещё и от культуры к культуре. Но не бывает, в принципе не бывает полностью нормального человека. Каждый конкретный индивидуум отличается от этого «сферического коня в вакууме», и чем-то ненормален. Не псих, а именно не-нормален. И вот это как раз - нормально. Нет, я не призываю всех быть «уникальными снежинками». Но переживать от того, что ты в каком-то параметре, увлечении, интересе, способности отличаешься от этой сферической нормы - просто глупо. Умно переживать, когда твоё отличие начинает мешать тебе жить. Да и то вопрос: может быть перестроить жизнь под эту ненормальность, а не выламывать её с корнями?

Или даже банальное размышление этого Ко-куна - что такое любовь, как влюбиться, почему любовь возникает? Понятное дело, что в силу своего тугодумия дальше собственно вопроса он не идёт. То есть ответ он не ищет (один разговор с Сэри-тян не считается). Но он задаёт вопрос. А зритель - ищет ответ во-первых в себе. А во-вторых - с интересом анализирует самого Ко-куна. И обнаруживает, извините за спойлер, что ему в этом вопросе мешает не умопомрачительная фригидность (вокруг которой немало вполне забавных ситуаций с абсолютно неожиданными реакциями), а… всё та же патологическая трусость. Он неспособен влюбиться, потому что до одеревенения боится этого. И в общем-то, как мы видим по ходу развития - влюблён-то уже давно. Но пока не решится себе в этом признаться - ничего и не выйдет.

А странный вопрос тётеньки-детектива: «Кто захочет стать вампиром?» Тётя, ты глупая? Да я тебе дюжину вариантов легко накидаю (и некоторые уже озвучила выше). Правда, здесь есть интересный этический аспект, проскочивший в середине: тот самый годичный предел. Но есть такое подозрение, что это опять лютая недоработка авторов, введённая лишь для того, чтобы в очередной раз заставить и без того трусливого Ко-куна испугаться до потери пульса. Какие из этого следуют интересные выводы касательно мироустройства и касательно выбора, который нам пытаются подсунуть как правильный (и который я считаю правильным) - они просто не сообразили. Иначе не вводили бы такую деталь мироздания.

С другой стороны, вот все эти новые детали, новые истории с подчас неожиданными, а подчас и давно понятными деталями несут в себе и ещё одну крайне правильную мысль, которую всем надо бы уяснить. Причём ведь это истории не только конкретно про вампиров, но и, к примеру, абсолютно из «дневной» жизни история офисной работницы Ширакавы-сан. Так вот мысль: Не всё в мире так просто, как кажется. И никогда не будет просто. Но… во всей этой непростоте стоит хоть минимально разобраться и найти ту жизнь, которая тебя устраивает. Со всеми её плюсами и минусами.

И хотя хвалебная часть получилась чуть ли не в два раза короче по объёму, но куда более насыщенной философскими мыслями - на сём мудром посыле я и завершу. Добро пожаловать в Ночь!



В результате мы имеем очень плохо продуманный сериал с кучей великолепно-неожиданных и более того - прямо противоположных анимэшным штампам выводов. Кучей всего раздражающего, но весьма интересный. И чудовищно красиво нарисованный в целом. Не будь я порождением ночи и не будь оно так красиво нарисовано… не знаю, обзор бы я написала всё равно, но тогда бы сериал балансировал где-то на грани «обзорности», то есть баллов шести. Всё же мысли там хорошие есть и мини-сюжеты неплохие. А так - не могу даже семь поставить. Только восемь.

fantasy, school, shounen, vmpires, anime

Previous post Next post
Up