Made in Abyss: Retsujitsu no Ougonkyou

Jul 23, 2023 14:55

メイドインアビス 烈日の黄金郷



Жанр: сейнен, фантастика, насилие
Выходил: июль - сентябрь 2022
Английское название: «Made in Abyss: The Golden City of the Scorching Sun»
Русское название: «Созданный в бездне: Солнце, вспыхнувшее в Золотом городе»
13 эпизодов
Оценка: 8 из 10

Кажется, приближается крисиз жанра

Путешествие в глубины Бездны продолжаются. После победы над Бондрюдом компания из Рико, Рега и Наначи наконец проходят точку невозврата и опускаются на шестой уровень. Где, по легендам, располагается «Золотой город» невозвращенцев, таящий в себе множество интересного и прекрасного. Однако… реальность оказалась несколько отличающейся от легенд. Впрочем, кое-кто обладающий разумом, таки нашёлся.

История просмотра

Определённые сомнения у меня закрадывались ещё при просмотре «Gekijouban Made in Abyss: Fukaki Tamashii no Reimei» (на полнометражки я обзоры писать не умею, так что не ищите) в котором весьма неоднозначный мир, описанный в первом сезоне сериала… в некотором смысле отошёл на второй план и вылезло человеческое. Причём довольно неприятное человеческое. Но даже так - фильм хотя бы чисто с технической точки зрения был продолжателем великолепия первого сериала: волшебные пейзажи, загадочные животные и великолепная музыка за кадром. Так что вопроса, смотреть или нет второй сезон - не стояло. Равно как не стоит и вопрос о третьем, который анонсирован, правда ещё не известен даже ожидаемый год выхода. Что ж будем ждать. Хотя и ещё с меньшим замиранием души. Однако, по порядку.

Сразу предупреждаю: во-первых, как в последнее время повелось, в ЖЖ к каждому разделу будет по одной иллюстрации-скриншоту, на Дзене - побольше. Собственно, визуальная красотища - это безусловно главнейшая прелесть этого сериала, чем дальше, тем, увы, больше. Во-вторых, есть подозрения, что обзор будет чудовищно коротким. Строго говоря, я вижу буквально две-три мысли, которые хотелось бы изложить. И тоже весьма кратких.



Техническое исполнение

Как я уже сказала выше: вот что как минимум сохранилось, а может быть даже приумножилось - это техническое исполнение. Да, по-прежнему люди выглядят совершеннейшими чибиками из, наверное, совсем уж детских сериалов. Что, впрочем, здесь как раз сыграло очень удачно именно для сюжета. Дело в том, что практически сразу же троица героев попадает в деревню «Пустых»-нарэхатэ (то есть довольно сильно деформировавшихся под воздействием Бездны, но сохранивших возможность манипулировать орудиями труда и связной речи). А нарэхатэ деформируются не только как Наначи, а каждый на свою особицу. И, если бы у нас все люди не были стилизованы под милых чибиков… то и вот этих экс-людей, то есть натурально монстриков пришлось бы рисовать реально страшными и противными. При том, что среди них есть натурально очень симпатичные личности. А при таком чиби-стиле - Паккоян, например, сразу же вызывает симпатию:



Заслуженную, между прочим. И, пожалуй, вообще стоит отметить, что на придумывание образов нарэхатэ было потрачено немало фантазии. Да, те, которые фоновые - в некотором смысле довольно однообразны. Но все, кто добрался до уровня хотя бы той же Паккоян, до второго плана - все очень интересны и симпатичны. И, в некоторых случаях - преизрядно… глючные. Вообще, если я раньше считала, что рекордные количества веществ были употреблены при создании «Mahou Shoujo Tai Arusu». Но чем дальше, тем больше я думаю, что данная «Вселенная» вступила в яростную конкуренцию.

Что видно не только по монстрикам-нарэхатэ. Фауна шестого уровня странна и загадочна, но во многих случая чудовищно красива. А уж что касается пейзажей - то это вообще просто загляденье, красотища неиллюзорная… но тоже настолько своеобразная, что лично мне откровенно сложно представить себе настолько раскрепощённую фантазию, что придумала подобные красоты без химических «костылей». Но, повторюсь, красиво это - аж дух захватывает.

То же самое можно сказать про аудиоряд. Да, довольно странно получилось с сейю: я не раз встречала Изаву Шиори (здесь Наначи), к примеру в полу-эпизодической роли Содоко в «Девочках и танках». И Томиту Мию (здесь Рико), к примеру в «Холмс из Киото» у неё вообще главная роль Аой-тян. Исе Мария (здесь Рег) в «Log Horizon» сыграла довольно важную роль Лайнезии… А Гото Хироки (здесь Маджикаджа) в «Хладнокровном Хоозуки» играет Какисуке, довольно регулярно крутящегося на экране обезьяна из «свиты» Момотаро. Вообще - сейю со многими ролями и довольно длинной карьерой. Исе-сан, например, в бизнесе как минимум с 2005 года. Но не могу сказать, что как-то серьёзно запомнила их голоса. Разве что своеобразный довольно высокий, но одновременно хрипловатый голос Изавы-сан. Тем не менее сыграли они весьма неплохо.

А вот с музыкой - просто великолепие. Опенинг, эндинг, обильная фоновая музыка… и всё это - выше всяческих похвал. Очень красиво, очень уместно. Может, не Вангелис, Циммер, Тошихико Сахаши или Каджиюра Юки, но великолепно.

Ну, и традиционно - перевод. Всё по современным стандартам. В спелл-чекер загнали, сверить с экраном забыли. А как минимум один момент в переводе вообще потерялся. Впрочем, сохранить его было бы довольно сложно, но можно. Дело в том, что Наначи (и в отношении Наначи другими персонажами) даже до превращения в нарэхатэ всегда использует гендерно-нейтральные формы. И пол этого самого вменяемого из всей троицы путешественников существа до сих пор остаётся загадкой. В переводе - строго девочка. «Она», «её», и так далее.

В общем - техническое исполнение хотя и наводит на постоянные мысли о количествах «веществ», употреблённых всем творческим коллективом, в особенности автором исходной манги, но просто великолепно и составляет… ну явно больше половины восторга от этой «Вселенной». Ибо…



Проблемы в сюжете

Первая и главная проблема заключается в том, что весь сериал постоянно кого-то жрут. А так же режут, давят кишки наружу, страдают поносом и море других весьма аппетитных мероприятий. Причём описанных и показанных чуть ли не с каким-то сладострастием. Что особенно «прекрасно» выглядит с учётом того, что жрёт тут не только местная фауна каких-либо разумных (людей или нарэхатэ), но и сами они благополучно доходят до практически каннибализма. В сущности - главный конфликт сюжета завязан именно на почти каннибализме и физиологическом почти что паразитировании одних участников на других. Прямо скажем, вот это яркий пример завёрнутой в конфетную бумажку известной субстанции. И если в первом сериале у нас была концепция, что мир не настолько мил, доброжелателен и пушист, как кажется из картинки, то в фильме уже было довольно мрачное противостояние, но по крайней мере - с единично поехавшим крышей Бондрюдом (не будем сейчас заостряться на его особенной технологии сохранения себя)… то здесь краски сгущаются ещё сильнее, и вся вот эта неаппетитная мерзость становится уже практически самоцелью. Что бы нам ещё такого гадкого придумать? Так что я с большим опасением жду третий сезон. Хотя, безусловно, смотреть буду.

Во-вторых, не покидает ощущение, что вся эта мерзость полезла в индустриальных масштабах ровно потому, что автор «оседлал волну»: увидел, что «Сделано в бездне» продаётся и принялся гнать объём. В первом сериале Рико не дошла до Золотого Города, Рег не восстановил память. В фильме - тоже нет. Но казалось бы уж здесь-то всё! Нет. Есть куда спускаться и дальше: все эти роботы (включая нестандартного Рега) лезут с ещё бОльшей глубины. Да и поселение этих нарэхатэ - это весьма своеобразная и абсолютно технологически неразвитая деревня. То есть явно не контактирующая с Золотым Городом. Который, правда, возможно и распространялся когда-то и до этого уровня. Развалины как бы намекают.

В результате - гнать объём надо. А вот каких-то серьёзных философских идей уже не осталось. Да и сюжетные повороты придумываются всё с бОльшим трудом. Вся история группы изгоев под руководством Вазукяна, Белафа и Вуэко - это откровенный «вбоквел», буквально насильно втиснутый в общую канву сюжета (и уснащённая сладострастно расписанными жутями прямо с начала жизни Вуэко ещё на поверхности). И единственная мысль… Ну, хорошо. Две мысли. И если вторая никогда особо прямым текстом не озвучивалась, а лишь подразумевается, то первая… Первая вызывает откровенное удивление: значит идёшь ты идёшь за мечтой, но в результате всё кончится тем, что тебя охватит… ностальгия. Ну-ну. Я, конечно, не отрицаю: ностальгия действительно вещь такая. Умеет охватывать, мне ли, годами жившей вовсе не там, вообще в другой стране, чем где родилась и провела детство, не знать. Но, ёлки, вы это серьёзно? Любая мечта рано или поздно обнулится, задавленная тёмной и тоскливой ностальгией? Честно говоря, это опять же наводит на мысли о «веществах». А точнее - о меланхолии и ломке после их употребления.

В общем, всё это печально. Не только то, что по факту нам показывают на экране, но и то, что за этим стоит, какие идеи и концепции.

Ну, и завершая ругательную часть, и поведение, и логика всех героев регулярно то раздражают, чуть ли не до бешенства, то загоняют в ступор. Полное безволие Вуэко (за которое она, хотя бы, себя упрекает), идиотские переживания Рега, восторженный идиотизм Рико - это в целом. А в частности… Ладно там Рико со всей своей своеобразной логикой и всеобъемлющей добротой вдруг спрашивает, не преступница ли Вуэко? Да её этот вопрос не должен интересовать совершенно! Нет, я о другом. Вот особенно меня привело в восторг её заявление Белафу: спасибо, что ты любил Митти. Штоа-а-а-а? Он любил Митти есть. Во-первых, она вкусная, во-вторых - волшебным образом отращивает съеденные части. Скатерть-самобранка. Ну и что, что бывший человек?.. Нет, вы оцените, красота какая, а?!



Хорошее в сюжете

Впрочем, вторая концепция, озвученная не столь явно, хоть какую-то ценность имеет. Нам тут продвигают мысль, что месть, доведённая до абсолютного геноцида всех хоть как-то причастных, и жизнь только ради такой мести - вещь не то чтобы бессмысленная, но очень кривая. И причастность может быть очень разной. Как будто бы та же Паккоян соображала, что за бульончик её на ноги поставил? Как будто Паккоян понимала, что из себя представляет башня этой деревни? Другое дело - гражданин Вазукян. Этот как раз вполне заслуживает смертной казни. И с другой стороны - если Фапута доведёт свой план до логического завершения, то что она будет делать дальше? А ничего не будет. Подобная месть не только её опустошит до нуля, но и за счёт того, что она жила лишь этой местью - то и взяться каким-то другим интересам неоткуда. Впрочем, на самом деле у неё были и другие интересны, и даже планы на будущее. Но всё же нет, такая полная, абсолютная месть её бы выжгла дотла.

Что же, эта мысль действительно правильная. Но в общем-то одно вот это противопоставление в сущности тупой мести Фапуты не менее тупой доброте Рико и Рега (я вполне серьёзно говорю: все трое здесь чудовищно ограничены своей довлеющей идеей и за счёт этого творят феерическую чушь с завидной регулярностью) - это как-то довольно кисло. Одна, хорошо, две мысли на пять часов экранного времени? Интеллектуальненько.

Да и вся история этой деревни, постепенно раскручивающаяся сразу в двух временах: текущие события с Наначи, Рико, Регом, Фапутой и населением деревни и воспоминания Вуэко об истории возникновения этой деревни хотя и обильна своеобразными поворотами, но часть из них предсказать невозможно ровно потому, что это введение очередной переменной в уравнение силами автора. В смысле, это не столько рояль в кустах, сколько просто невозможность понять, что ещё придумает эта голова? А вторая часть… тоже в большой степени порождена буйной фантазией автора, но как раз понятна и предсказуема сразу же. Подчеркну: понятна тем, кто видит. В истории с тем же бульончиком - зрители и Вуэко сразу понимают, что тут происходит (ну, из двух равно жутких вариантов). Валяющаяся в отключке Паккоян - нет.

Тем не менее, всё же резкие повороты в истории тоже можно отнести к плюсам сериала.

Ну, и, конечно, мне вполне понравился финал. Нет, не тем, что это очередное завершение главы, но не истории. Хотя и это весьма неплохо, всё-таки опять у нас хорошая точка: история-то с деревней закрыта полностью, дальше начинается новая глава. Но я сейчас о другом. В общем-то правильно Фапута говорит, что сила Рико в вере в добро, способности собирать вокруг себя хороших людей и желание людей же защищать. (В данном случае, очевидно, мы не делаем разницу между людьми и нарэхатэ). И отдельно я поддерживаю (в данном случае) оптимизм и уверенность Рико: фигу вам, а не погружение в ностальгию. У нас всё будет иначе. Это правильно, главное - иметь интерес к жизни.



В результате - я бы определила этот сериал как чернуху, причём чернуху ради чернухи. Но так красиво, светло и даже мило нарисованную и озвученную, что смотреть это - отдельное удовольствие. Так что ждём третий сезон… Но всё же надеемся, что в нём история путешествия в бездну закончится. Или внезапно повернёт в более продуктивное и насыщенное интеллектуально русло.

антиутопия, sci-fi, seinen, anime

Previous post Next post
Up