Продолжу. Обратимся к гипотетическому светлому будущему. У Ефремова люди заняты поисками знаний во вселенной (это и есть производственные отношения на высшей фазе коммунизма).
В реальном СССР уже в 1920е была дана населению всеобщая грамотность (избыточная по мнению самого Анлазза), далее страна стремительно развивалась, поэтому промышленности и передовой науке требовалось всё больше кадров. Легко понять, что продолжив данный путь, мы оказываемся именно там, где знания на первом месте. То есть в мире, описанном Ефремовым.
Готовило ли руководство СССР (Сталин) такой диалектический поворот? Да, именно на 1950е намечено создание самой масштабной в истории человечества системы образования. К 1960м она заработала бы в полную силу. Каждому следовало дать политехническое образование. То есть история 1920-30х повторилась бы на новом витке.
Сталин успешно провел страну через предыдущие повороты (Анлазз это признает). Нет сомнения, что и данный поворот, открывающий дверь в лето, был бы пройден. И именно отказ от движения в данном направлении, а не какой-то жалкий ОГАС или даже пробные полеты на Луну, стали причиной краха. Автору не следует об этом забывать, когда он опять станет расхваливать "мудрость" Хрущева, строившего капиталистическое массовое производство ТНП вместо прорыва в будущее.
Итак, дверь в лето закрылась в 1950х, а отнюдь не в 1970х, когда закончился порождаемый ею технический прогресс. Замысел Сталина по развертыванию тех локусов, которые дали "золотые 1960е", во ВСЕОБЩУЮ систему, увы, не был реализован. Иными словами, битва за систему образования проиграна 60 лет назад.
Сворачивание движения в данном направлении привело к двум последствиям:
- советские люди перестали считать систему образования чем-то важным
- чем-то, на что надо направить усилия (и огромные, все ресурсы страны!), а стали считать ее самопорождающей образование (как автор)
- ухудшающуюся систему ругали и уничтожали с помощью идиотских реформ (сокращения)
И второе: образование (итак избыточное), начало приходить в соответствие с настоящей потребностью. Менее 5% населения нуждается в окончании более 9 классов. Вернее так было в стране, в техническом плане противостоящей огромному монстру - капитализму. Сейчас всё еще хуже.
Ключевой момент истории СССР, отказ от будущего, привел к тому, что страна начала погружаться в Инферно. И все нынешние проблемы, описанные автором, следуют из этой главной. Экономика не нуждается в столь образованных работниках. Именно поэтому большинству образование не нужно. А родители меньшинства прикладывают огромные усилия, что пропихнуть своих детей в счастливчики.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий