Про Кирилла и Мефодия. Часть I. (Продолжение.)

Mar 16, 2011 15:43

Памятников с самодеятельным лингвистическим творчеством множество. Обнаружилось и уйма иных «шедевров», авторы которых, что называется абсолютно не в теме. «На лицо искажение известных фактов, которые выдают за абсолютную истину, а дальше - вот же, на памятнике написано!».

Работу над ошибками выполнил macwrangler. Запись в сети датирована январем 2001 года.

Я не поленился, съездил к памятнику. Все ошибки красуются на прежних местах. Нас продолжают «просвещать» невежеством.

Вот это мастера
Ошибки ляпать на века!

Какие вы учúтели.
Садись, Россия, «два»
От древних просветителей.

Ответственное это дело памятники ваять. Хоть по крупицам, но истину собирать нужно. Сомневаюсь, что наши горе скульпторы хотя бы слышали о православной иконе в римской церкви св. Климента.

Версии, версии…

Сколько о братьях и русской грамоте написано. Версий море.

Версия первая. Кирилл и Мефодий сначала сами у русских научились, а потом тех же русских их собственной грамоте учили.

Или вот - проповедуя славянам на греческом и на латыни, на ходу изобрели азбуку, чтобы просвещаемые назад к родному язычеству не вернулись.

Есть и ещё - никакой славянской грамоты христианские миссионеры не изобретали вовсе.

Как сказал герой в фильме «Чапаев» -  Ну куда крестьянину податься?

Историки ау!

Известные тезисы.

Что знаем о братьях? Они святые и равноапостольные и, как правило, на этом всё. А биографии Кирилла и Мефодия (К. и М.) интересны, многогранны. Познакомимся с ними поближе.

К. и М. - переводчики богослужебных книг на славянский язык.

Допустим.

К. и М. - проповедники христианства.

Нет возражений.

К. и М. - просветители Славян.

Согласен с небольшим уточнением; К. и М. - просветители в вопросах христианского мировоззрения. Ибо во многих иных делах славянские народы и сами могли просвещать соседей.

К. и М. - Создатели славянской азбуки.

А вот тут есть нюансы. Никто точно не скажет:

1. На каком алфавите записывали К. и М. свои переводы на славянский язык для тех же чехов, словаков, поляков, хорватов, моравов… Если на латиницу как эти народы пишут сегодня, то почему на наших памятниках кириллица.

2. Какой алфавит К. и М подарили славянским народам глаголицу, кириллицу или латынь. Да и дарили ли алфавиты вообще, ведь сегодня славянские народы пишут и на латинице и на целом наборе разных национальных кириллиц.

Изобретение азбук и памятники.

Согласно житиям Константину в момент изобретения славянской азбуки было 36 лет Мефодию чуть больше. Что братья могли изобрести за день или за месяц? Так же как за один год и даже за один век не изобрелась азбука у греков и римлян. Так называемая кириллица не проще и не доступнее иных прочих. Азбуки появляются и обкатываются в культуре народов веками. Это вам любой лингвист подтвердит.

Конечно, никакой азбуки с нуля братья не изобрели. А вот заслуги в распространении христианского учения среди южных славян, похоже, у них неоспоримы. Только к Руси они отношения не имеют.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным историческим пиаром. Вместе с религией нам откровенно приложили историю Западной и Восточной империй, случившуюся ещё за полтора века до крещения Руси.

Серьёзно потрудились отечественные просветители, крестители вятичей, крестители народов Сибири и Средней Азии. Однако, не смотря на очевидные заслуги перед церковью, эти деятели известны только в узком кругу и в специальной литературе, а вот совсем не современные нашей стране достижения братьев прямо навязываются. Их жизнь прошла в период серьезных конфликтов между Русью и Византией, когда Русь государственного христианства не знала, когда шли серьезные внутренние баталии между Римом и Царьградом, когда половиной Руси распоряжалась Хазария.

Странно выглядят в этой связи многочисленные памятники просветителям на земле, на которой братья и не трудились вовсе. Я понимаю болгар. У них все это организовалось и реализовалось. А Русь причём? Наша страна приняла готовую церковную письменность вместе с религией, пришедшей из-за рубежа. Да и то спустя столько лет после трудов братьев.

Ведь, в конце концов, не стоят у нас памятники открывателям Америки и покорителям полюсов. Более чем скромно у нас отмечена память русским открывателям целого континента Антарктиды. А вот братьям из Солуни понаставили памятников только у Ленина и больше. Я не против религии и политики, я - за правду в истории народа.

Как же на самом деле создавалась азбука, такая кириллическая сегодня?

По житийной литературе.

http://www.utoli-hram.ru/holidays/?id=185

Святые братья Мефодий и Константин (Мефодий старший) родились в г. Фессалоники (Солунь) в семье военачальника. Их отец именем Лев был друнгарием при начальнике гарнизона города Солуни. Должность с невысоким общественным положением, но история помнит друга этой семьи занимавшего в стране куда более высокое положение. Это обстоятельство в конечном итоге и определило судьбу Константина младшего из семи братьев и слегка прикоснулось к судьбе старшего брата - Мефодия. Про остальных братьев молчит история. Не проявил заботу покровитель Константина о других детях семьи друнгария.

Здесь и далее будем называть младшего из братьев именем Константин, поскольку имя Кирилл было принято вместе со схимой незадолго до кончины. А значит, при жизни просветителя славян никакая азбука не могла получить название кириллица. Это событие отнесем к очевидным поздним временам. Да и Мефодий получил своё всем известное имя в монашестве, а в миру предположительно звался Михаилом.

Образование младший брат получил вместе с малолетним византийским императором Михаилом III. Среди их учителей был Фотий, будущий патриарх Константинопольский.

Константин с детства отличался большими способностями. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии.

Здесь очевидное проявление покровительства друга семьи, великого логофета Феоктиста. - должность Главного министра, выполнявшего обязанности, близкие к обязанностям современного министра финансов.

Феоктист - личность примечательная. По иным источникам он евнух и одновременно регент при императоре Михаиле III. То есть, по штату Главный казначей, а фактически  глава государства - Император, в руках которого сосредоточена вся полнота власти и внутренние дела, и финансы и министерство иностранных дел.

Странная и удивительная дружба отца Константина простого гарнизонного офицера с высокопоставленным государственным чиновником (Ю.В. Пахомов, Особенности Византийского государства и права).

При таком высоком покровительстве Константину, конечно, было гарантировано обучение рядом с детьми первых лиц государства, а в будущем и получение высоких званий. Что мы и наблюдаем в его биографии. Вот только как оно это покровительство возникло? Уж не настоящим ли отцом доводился логофет Константину. Тогда становится понятным оказанное мальчику исключительное внимание. В дальнейшем мы увидим, что Константин был принят в номенклатуру византийской элиты. Ему оказали высокое государственное доверие. Сын простого офицера вряд ли мог на такое рассчитывать.

Карьера Константина.

По окончании учебы в престижном учебном заведении Константин проявил большую разборчивость в выборе места работы. Он отказался от предложенной ему императором адмиральской карьеры, отказался заключить весьма выгодный брак с крестницей Великого логофета. Константин принял сан иерея и поступил на службу хартофилаксом при соборе Святой Софии в Константинополе.

Хартофилакс - буквально «хранитель библиотеки»; реально это соответствует современному званию академика. Вот это карьера из студентов, да сразу в академики!

Но, видимо логофет не оставил попыток женить Константина на своей протеже и тот пренебрёгши выгодами своего академического положения, «удалился в один из монастырей». Короче - сбежал Константин из-под венца. Почему побег и почему брошена весьма почетная должность хартофилакса? Ответа жития не дают.

Но виды на будущего Кирилла власть имела серьёзные. Его почти насильно возвращают из монастыря в Константинополь и без наказания за проявленное своеволие определяют преподавать философию в том же университете, где он недавно учился. С тех пор за Константином укрепилось прозвище Философ.

Карьера Мефодия.

Известно, что Мефодий был монахом. Но до пострижения в монахи Мефодий (в миру Михаил), пользуясь поддержкой покровителя семьи, великого логофета Феоктиста, сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратига Славинии, Имперской провинции, расположенной на территории Македонии. После десяти лет военных подвигов старший брат удалился в монастырь и в последствии стал игуменом монастыря.

Труды Философа.

Константин не случайно получил прозвище Философ. Его познания нашли применение на ниве, как сказали бы сегодня министерства иностранных дел, т.е. области в которой распоряжался покровитель юного дарования.

В активе Константина победы на религиозных диспутах. Но это не те известные споры советских времен типа «есть ли Бог на небе». Он спорил для блага страны с религиозными мусульманскими и иудейским философами. Как следует из житий с положительными для греков результатами на международной арене. Правда считать, что те победы были такими уж многочисленными, как про то пишут в житиях, значит покривить душой. Мусульманские философы, да и философы Хазарии тоже были не лыком шиты.

Успех сопутствует Константину и в спорах с иконоборцами. Такие споры, безусловно, выгоднее прямых военных конфликтов. Фактически он дипломат-переговорщик. Константин приобретает высокий авторитет.

Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где он обращает местных славян и булгар-тюрков в христианство. На следующий год митрополит Никомидийский Георгий включает Константина в состав делегации, направлявшейся ко двору Эмира Милитенского, для ведения религиозных переговоров.

Все прекрасно, но в 856 году покровитель логофет Феоктист убит.  И конечно сразу на Константина обрушиваются дворцовые завистники. Скрываясь от интриг двора, Константин вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием приходит в монастырь, где настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Кирилла и Мефодия складывается группа единомышленников. Здесь братья и их друзья определяют программу своей дальнейшей жизни. Её первый этап завершен. Начинается второй самый интересный, связан он с обретением мощей св. Климента и как говорят жития, в этот период изобретается и наша азбука.  Кто-то верит в случившиеся события, как они описаны в древних документах, кто-то называет это легендой.

В список по теме

кириллица, латиница, Хабургаев, Кирилл, письменность славян, Мефодий, глаголица

Previous post Next post
Up