Тонирование осернением в горячем растворе (пошаговая инструкция)

Jun 16, 2015 10:58

Недавно я писал про раствор для горячего тонировании отпечатков. На прошлой неделе затонировал несколько фотографий этим способом и результат очень понравился: мне удалось получить приятный глубокий коричневый цвет на бромсеребряной бумаге, с плавными тональными переходами и сохранением максимальной плотности отпечатка.



Бумага Fomabrom Hard (контрастная). Тонирование в горячем растворе. В центре тестовая полоска без тонирования.

Тонирование осернением в горячем растворе относится к прямым способам, то есть изображение сначала не отбеливается, как при тонировании тиомочевиной, а сразу окрашивается. Об этом подробно написано в книге "Печать фотоснимков" В.А.Яштолда-Головко. Для усиления визуального впечатления и сохранения в памяти некоторых нюансов я решил поэтапно зафиксировать весь процесс.


Для тонирования нам понадобится тщательно промытый отпечаток,



раствор для тонирования и 10% раствор алюмакалиевых квасцов, кювета подходящего размера, термометр и микроволновая печь. Все необходимые реактивы в Питере можно купить в магазине "ХИМИК".



Перед тонированием отпечаток необходимо задубить в растворе алюмакалиевых квасцов в течение 10 минут.



Предварительное дубление необходимо, потому что отпечаток для тонирования опускают в раствор, подогретый до 65 градусов. Без дубления желатина эмульсионного слоя расплавится и изображение исчезнет.



Наливаю раствор квасцов в кювету с отпечатками

Тонирующий раствор переливаю в более удобную для разогрева в микроволновой печи емкость ,



и ставлю греться в микроволновую печь.



Рабочая температура раствора 55-65 градусов. Обычно я грею около 5 минут на полной мощности.



После того, как дубление окончено, я сливаю раствор квасцов обратно в бутыль.



Проверяю температуру тонирующего раствора. Он очень быстро остывает, поэтому нужно довести температуру до 65 градусов.



Наливаю его в кювету и немного покачиваю, чтобы раствор равномерно растекся по отпечатку.





Окрашивание происходит очень быстро и его скорость пропорционально зависит от температуры раствора. Через 1,5-2 минуты температура опускается до 40 градусов, и окрашивание останавливается.



Отпечаток приобрел оттенок слоновой кости. При этом тональные переходы очень плавные, черный цвет сохраняется.



Можно было бы остановится и на этом, но я хочу добиться более глубокого окрашивания и заново подогреваю раствор. После второго тонирования тени становятся приятного коричневого цвета. Я вынимаю отпечаток и кладу его в кювету для охлаждения на воздухе.



Сравнение двух отпечатков: слева после тонирования, справа не тонированный

Осадок серы с поверхности фотоотпечатка снимаю влажной салфеткой.



Сравниваю фотографии после полного высыхания.



Средние плотности и света коричневато-красного оттенка, очень приятные глазу. Тени стали немного более прозрачные. Но черный присутствует. Тональные переходы очень плавные. Теперь отпечаток выглядит именно так, каким я его задумал. Хотя варианты тонирования тиомочевиной и селеном тоже многим понравились.



Фотография отпечатка после сушки. Тонирование осернением в горячем растворе.

тонирование, тонер, печать, fomabrom hard, техника, ручная печать, аналоговая

Previous post Next post
Up