Недавно я писал
про раствор для горячего тонировании отпечатков. На прошлой неделе затонировал несколько фотографий этим способом и результат очень понравился: мне удалось получить приятный глубокий коричневый цвет на бромсеребряной бумаге, с плавными тональными переходами и сохранением максимальной плотности отпечатка.
Бумага Fomabrom Hard (контрастная). Тонирование в горячем растворе. В центре тестовая полоска без тонирования.
Тонирование осернением в горячем растворе относится к прямым способам, то есть изображение сначала не отбеливается, как при
тонировании тиомочевиной, а сразу окрашивается. Об этом подробно написано в книге "Печать фотоснимков" В.А.Яштолда-Головко. Для усиления визуального впечатления и сохранения в памяти некоторых нюансов я решил поэтапно зафиксировать весь процесс.
Для тонирования нам понадобится тщательно промытый отпечаток,
раствор для тонирования и 10% раствор алюмакалиевых квасцов, кювета подходящего размера, термометр и микроволновая печь. Все необходимые реактивы в Питере можно купить
в магазине "ХИМИК".
Перед тонированием отпечаток необходимо задубить в растворе алюмакалиевых квасцов в течение 10 минут.
Предварительное дубление необходимо, потому что отпечаток для тонирования опускают в раствор, подогретый до 65 градусов. Без дубления желатина эмульсионного слоя расплавится и изображение исчезнет.
Наливаю раствор квасцов в кювету с отпечатками
Тонирующий раствор переливаю в более удобную для разогрева в микроволновой печи емкость ,
и ставлю греться в микроволновую печь.
Рабочая температура раствора 55-65 градусов. Обычно я грею около 5 минут на полной мощности.
После того, как дубление окончено, я сливаю раствор квасцов обратно в бутыль.
Проверяю температуру тонирующего раствора. Он очень быстро остывает, поэтому нужно довести температуру до 65 градусов.
Наливаю его в кювету и немного покачиваю, чтобы раствор равномерно растекся по отпечатку.
Окрашивание происходит очень быстро и его скорость пропорционально зависит от температуры раствора. Через 1,5-2 минуты температура опускается до 40 градусов, и окрашивание останавливается.
Отпечаток приобрел оттенок слоновой кости. При этом тональные переходы очень плавные, черный цвет сохраняется.
Можно было бы остановится и на этом, но я хочу добиться более глубокого окрашивания и заново подогреваю раствор. После второго тонирования тени становятся приятного коричневого цвета. Я вынимаю отпечаток и кладу его в кювету для охлаждения на воздухе.
Сравнение двух отпечатков: слева после тонирования, справа не тонированный
Осадок серы с поверхности фотоотпечатка снимаю влажной салфеткой.
Сравниваю фотографии после
полного высыхания.
Средние плотности и света коричневато-красного оттенка, очень приятные глазу. Тени стали немного более прозрачные. Но черный присутствует. Тональные переходы очень плавные. Теперь отпечаток выглядит именно так, каким я его задумал. Хотя варианты тонирования
тиомочевиной и селеном тоже многим понравились.
Фотография отпечатка после сушки. Тонирование осернением в горячем растворе.