Оригинал взят у
kamajukiИскусства и ремесла Плёса, ч.5 - Осторожно, хрупко!
Люди в Плесе живут кто-где. Кто-то в своих собственных домах и квартирах (и таких, несомненно, большинство), кто-то в отелях, домах отдыха и просто съёмных углах (они называют себя туристами и часто количеством превосходят собственно горожан), кто-то строит или покупает роскошные особняки и называет их "дачами" (а себя, соответственно, "дачниками"), но есть и такие, кто превращает дома в музеи (каких их величать, я даже не знаю). Но и среди них выделяется Александр Иванович Тимофеев, потому что живет он в музее имени самого себя, что даже для Плёса случай не совсем обычный.
~~~~~~~~~~~
Расположен дом-музей недалеко от автовокзала на улице Льва Толстого и легко распознается по цветным витражам в окнах. Александр Иванович был и остается единственным художником в Ивановской области, кто систематически работал со стеклом. Причем, работал по крупному: его руки закрывали витражами огромные окна общественных зданий, для них же предназначались авторские люстры и светильники, а тематические вазы нередко оказывались в частных и музейных коллекциях. Увы, возраст и развал советской системы поддержки художников (для создания крупных произведений требуется наличие большого стекольного завода, которого в нашей области отродясь не было) не позволяют мастеру работать с прежним размахом.
Поэтому сохранившиеся работы он разместил в доме, который построил в Плесе много лет назад и превратил в самый настоящий музей. Но творить не перестал. Сейчас Александр Иванович работает с малыми формами в технике, которую называет "стеклопластикой". О том, что это такое и как делается, я и расскажу сегодня.
В основе произведения всегда лежит керамическая плитка, самая обычная кухонная плитка из строительного магазина. Она покрыта глазурью, которая является ничем иным, как тонким слоем стекла. Плитку расплавить нельзя, а стекло можно. Поэтому расплавленное стекло намертво прилипнет к основе.
2.
Вторая составляющая - собственно стекло, цветное и не очень, годятся самые жалкие обрезки и осколки - почти все пойдет в дело. Под воздействием температуры оно может кардинально изменить свой цвет. Поэтому нужно заранее представлять, какое именно стекло подходит для той или иной задачи. Александр Иванович пять лет отучился в Строгановке на соответствующем отделении, где мудрые и опытные преподаватели открыли ему эти поистине алхимические тонкости.
3.
Для работы нам потребуются инструменты:
- пассатижи. изначально они были одинаковыми, но со временем зубцы стерлись, превратив пассатижи в некое подобие круглогубцев. зато такими удобно закруглять края осколков
4.
- резаки. могут быть разными, каждый для своей цели
- пинцет
5.
Перед сложной работой лучше нарисовать эскиз.
6.
Но для нас с вами, дорогие читатели, Александр Иванович изготовит "стеклопластическое" яблоко, а яблоки он как орехи щелкает!
Яблоко красное, значит, берем кусок красного стекла, обрезаем, обкусываем, кладем на плитку.
7.
8.
9.
В целом, весь процесс из этих трех операций и состоит: обрезаем, обкусываем, кладем на плитку. Операции довольно опасные - осколки имею очень острые края, легко обрезаться, что вскоре и произошло с нашим героем. Из пальца брызнула кровь, но мастер даже глазом не моргнул - приложил на пол-минуты какую-то не слишком стерильную на вид тряпочку и снова за работу.
10.
11.
12.
13.
Постепенно яблоко обретает объем, появился разрез, видны сердцевинка и зернышки.
14.
Меня как фотографа особенно тронул молочный осколок на темной половинке. Как думаете, для чего он здесь?
15.
Правильно, это будущий блик!
И какое же яблоко без листиков на черенке?!
16.
Видя такое отношение к деталям, интересуюсь, смог бы Александр Иванович логотип "Apple" изготовить в такой технике? "Эпл?" - переспрашивает художник - "не понимаю, о чем ты говоришь!". Пришлось показать I-phone с откусанным яблоком на боку. "Ах, это... Конечно бы смог, если б обратились. Я в такой технике герб города Иванова изготовил, а там работа посложней, все-таки женщина с прялкой, а тут яблоко! но пока не обращались..."
17.
Постепенно наш apple обрастает окружением. Процесс напоминает выкладывание мозаики и я интересуюсь, получится ли у меня, если я тоже захочу попробовать! "Конечно, получится, ничего сложного! Только сначала пять лет в Строгановке отучись..."
18.
19.
В таком виде нашу мозаику уже можно отправлять в печь. Печи сейчас в магазинах на загляденье: с регулировкой мощности, температуры и времени обжига, но Александр Иванович работает по старинке - выдрал из школьной лабораторной муфельной печи все "лишние" детали и томит в ней свои изделия около четырех часов.
20.
Пока плитка "печется", можно заняться подготовкой подложки. Деревянная кухонная доска подойдет прекрасно!
21.
После печки плитку можно порезать на несколько кусков, художественно обломать края и приклеить на деревянную заготовку: получится очень симпатичное кухонное украшение. Такие доски очень популярны у туристов из столицы, некоторые приезжают почти каждый год и берут по нескольку штук для подарков. Как обычно, интересуюсь ценой. Просто плитка с яблоком стоит полторы тысячи рублей. Наклееная на доску - две.
22.
Я закончил съемку, но не сразу покинул гостеприимный дом. Хозяйка угощала вкусностями с огорода, хозяин предложил для дегустации настоечку из собственной малины. Обязательно вернусь сюда для более серьезного и подробного разговора!
Искусства и ремесла Плёса - совместный проект с газетой
"Плёсский вестник"