Блуждания в русской тьме: Лесная боль. Люди доброго ума

Aug 15, 2012 08:38



Не пугайтесь - ничего страшного здесь не будет. Я для красного словца придумал рубрику «Русская тьма». На самом деле здесь я собираю свои путевые очерки.
Чего скромничать - странствовал по Руси я изрядно, и накопилось в моем архиве достаточно прелюбопытного материала. Хотел вот, поделиться...

Фото и текст © Геннадия Михеева
В оглавление

«Лесная боль»: Крик Полдневицы || Яма || Про добрый ум || «Берегиня» и «Чикаго»Третий репортаж из серии «Лесная боль»
Вне времени Костромская область

Был маленький рай, который люди обустраивали со всей любовью и со старанием. Думали, это надолго, но оказалось, “рай” способен существовать до той поры, пока не вырубят лес. Ведь поселок Доброумово - это лесоучасток, поселение лесорубов…



Нельзя сказать, что при советской власти начальство не думало о будущем. Все леспромхозовские поселки страны строились с прицелом на “временность”: лес “выработали”, снялись с места - и дальше, к новым свершениям! Потому-то лесные поселки и выглядят всегда убого, как поселения кочевников. Хитрость была в том, что в России все “временное” - это навсегда.

Мыслили “пятилетками”, ну, а если глянуть лет на двадцать вперед… там маячил уже призрак коммунизма. Это уже другое измерение, иная реальность. Партия учила, что сама позаботится о счастливом переходе. От человека только требовалось, чтобы он рубил, трелевал, выкорчевывал…



2.
А между тем съезжий люд в лесных поселках любил, рожал, благоустраивал жилье. Заработки позволяли отдохнуть в Гаграх, посетить столицу, купить болгарскую дубленку, румынские ботинки… в магазины “ОРС” завозили такое, чего и в ГУМе не видывали! Но настали 90-е, когда система с треском развалилась. И мыслить стали уже не “пятилетками”, а “днями”: проснуться бы завтра живым и здоровым, а дальше и страшно задумываться! В иных странах “советская” плановая экономика и по сей день работает. У нас же сиситему враз перевели на рельсы “рыночной экономики”. Забыв при этом, что под рельсами хорошо было бы устроить и насыпь. И люди, которым обещали светлое будущее, растерялись…



3.
В соседнем районе имели место случаи похлеще доброумовской драмы. Районка опубликовала “Заметки мертвого человека”, дневник, который вел старик, которого умудрились… забыть. Ликвидировали лесопункт, людей увезли, на всякий случай одного старика попросили посторожить имущество. Леспромхоз сменил собственника, узкоколейку к лесопункту разобрали - и старик остался один на один с природой, ибо из за отсутствия подходов даже воры не могли пройти на лесопункт, чтобы поживиться металлоломом. Старик вел дневник. Ругал директора, писал: “Мы же с тобой, п…, на рыбалку вместе ходили, охотились, выпивали, а ты предал…” Когда наконец про старика вспомнили, отправили к нему экспедицию. Спасатели нашли объеденный диким зверьем труп и тетрадку, “Заметки мертвого”. В Доброумове подобной трагедии, слава Господу не случилось. Хотя и жизнь сладкой в последние полтора десятилетия не показалась.



4.
Краткая история поселка Доброумово такова. Была деревенька Доброумово. Там жили крестьяне, охотники, рыбаки. Имелся колхоз с красивым именем “Новый Север”. До Бога высоко, до царя далеко, дороги в райцентр нет, а жизнь все равно прекрасна, ибо доброумовцы выжили бы, если б исчез весь остальной мир. Может, потому так деревню и назвали, что люди здесь жили с добрым умом и со сметкой. Но создали в райцентре леспромхоз. Это стряслось 50 лет назад. И рядом с Доброумовым начали строить новый поселок лесорубов, который простодушно перенял имя деревни.

К поселку проложили “лесовозную” дорогу, бетонку, которая исправно служит до сих пор. Правда, лес по ней уже не возят. Ибо и возить-то нечего… А вот в лучшие времена дорога трудилась исправно, как, впрочем, и сами доброумовцы. В поселке имелись лучший в районе детский сад, великолепная школа; строились вполне благоустроенные жилые бараки, наличествовали столовая, пекарня, медсанчасть. Доброумовские команды по футболу и волейболу неизменно занимали первые места на соревнованиях, ибо молодежи здесь водилось много, и было из кого набирать спортсменов.



5.
В Павинском районе создана была целая “лесная империя”. В новопостроенном поселке Доброумово лесопункт назвали “Павинским”. Возведены были еще поселки Крутогорье и Воча, лесопункты в которых назывались “Хорошевский” и “Вочевский”. В “Хорошевском” обустроен был один из лучших нижних складов не то что в Советском Союзе - в мире! Лес в “Хорошевском” сортировали, связывали в плоты - и сплавляли по реке Ветлуге. Леспромхоз давал стране полмиллиона кубов древесины отменного качества. Но кому это стало интересно после того как все стало разворовываться и рушиться?



6.
Последний директор леспромхоза, почетный гражданин района и орденоносец Иван Васильевич Мальцев еще пытался сражаться за спасение предприятия. Но что он мог сделать, если даже горючее перестало поступать? Именно тогда, в начале 90-х, в городе Шарье начал формироваться класс хитрых, грамотных и ловких мужиков, которые начали организовывать частные лесоперебатывающие предприятия. Один из таких нуворишей по фамилии Новиков приехал в Доброумово. На собрании он говорил лесорубам: “Производство удвоим, резко поднимем заработки, обновим материальную базу…” И простодушный лесной народ этому товарищу поверил. Через месяц из Доброумова увезли всю технику… лесопункт пал жертвой доверчивости простых и четных людей. Народ доброумовский остался без работы и без веры во что либо.



7.
Из поселка люди - те, кто помоложе и пооборотистей - стали уезжать. Будто кровь из организма начала откачиваться… Есть еще относительно живые лесопункты в других регионах, туда-то лесорубы и стали перебираться. Возможно, “организм” и вовсе обескровился бы. Но спасло Доброумово решение районный властей: на базе Доброумовского детского садика создан был социально-реабилитационный центр для детей из неблагополучных семей района. Попросту говоря, приют.



8.
Директор приюта Татьяна Рыбакова была раньше воспитателем в детском садике. Когда его закрыли, Татьяну Алексеевну определили на новое место. Отрадно, что три года назад детский садик открыли вновь. Приют потеснился - и для доброумовских малышей нашлось пространство. Именно из-за приюта количество новорожденных в Доброумове немного увеличилось. Дело в том, что приют дает поселку 32 рабочих места, и сюда устраивается молодежь. Один из воспитателей, к примеру, - родная дочь Татьяны Алексеевны, Лариса.



9.
С “приютскими” детьми изначально было сложно. Они ведь из бедных семей, из таких же примерно поселков, которым не повезло более, нежели Доброумову. Здешние бабушки детишек боялись как злого ворога, думали “шпана” их обворует. А детишки и дрова старикам колют, и в огороде копаются. Многие просятся в семьи на сенокос. Дети-то деревенские, они трудиться привыкли! У приюта имеется свой довольно немаленький огород, и совместными усилиями воспитателей и детей приют обеспечивает себя овощами на всю зиму. Татьяна Алексеевна родное Доброумово готова расхваливать бесконечно:



10.
- Воздух здесь чистый, здоровый. Грибы, ягоды, рыбалка! Здесь живут веселые, жизнерадостные люди, При доме культуры несколько ансамблей имеется, из взрослых, из ребят. Я и сама пою в ансамбле, на баяне играю. А боимся мы только одного: что приют закроют. Не хотим мы без работы-то остаться…



11.
…Валентина Анатольевна Чернятьева - доброумовская мастерица. Из шерсти она вяжет все - начиная с шалей и заканчивая…куклами. Девочки в приюте от этих кукол в восторге. Валентина Анатольевна работала продавцом в “ОРСе”, потом (перед выходом на пенсию) завхозом в приюте. Муж, Алексей Николаевич, работал лесничим. В Доброумове было когда-то лесничество, которое называлось “Шуботским”. Теперь не то что лесничества - даже лесника здесь нет, так что жалкие остатки леса и охранять-то некому. Любопытна история происхождения названия “Шуботский”.



12.
История эта - лучшая иллюстрация того, что глубина падения относительна. Еще в более глухой местности, в 13 километрах от Доброумова был целый куст деревень, который по названию центральной усадьбы (Шубот) именовался “Шуботским сельсоветом”. Там имелись деревни с милыми названиями: Черемошниково, Совенки, Пустошка, Заблуха, Собачья речка, Ночники, Сухой лог, Цветочница, Козлов лог, Журавли… В 93-м году из этого куста уехал последний житель. Громадное пространство с мертвыми деревнями выглядит похлеще “чернобыльской зоны”. В Доброумове проживает чуть больше 200 человек. Они “зацепились за социалку”.



13.
Три дочери Чернятьевых живут в райцентре, зовут родителей к себе. Они уезжать не собираются, ибо любят родной поселок. Так же как не уезжает другая доброумовская женщина, Надежда Филипповна Коркина. В поселке Надежду Филипповну называют “Клад”. У пожилой женщины есть пчелы, восемнадцать семей. Доброумовцы без меда не останутся… А застал я Надежду Филипповну в поле, на сенокосе. Трудились она, дочь и внучка: корове-то кушать зимой что-то надо. Бабушка рассуждает так:



14.
- У нас отдыхать некогда, работать надо. Я сама всего два года училась, работать пошла. В лесу семь лет отстукала топором, там же, “под елкой” с мужем встретилась. Он родом из деревни Скородумово. Я из села Хорошево. А жить у нас получилось в Доброумове… Так-то вот! Жаль, Саша мой мало пожил, двадцатый год я уже вдова… Хорошо, дети помогают. А внучка Люба школу нашу с “золотой медалью” окончила, ее в Москву, в Кремль на бал пригласили. Медведева видела! Вона, куда наши, доброумовские добрались!..



15.
Надежда Филипповна еще вяжет ковры, громадные полотна. Она, почитай, весь поселок своими произведениями украсила! Другое увлечение Коркиной - частушки. Она их сама сочиняет, ибо веселиться умеет так же как и работать. Как-то приехала в Доброумово экспедиция фольклористов и у одной только бабушки взяли 6200 (!!!) частушек. Типа такой: “В Доброумово идти - надо в гору лезти; Доброумовцев любить - надо много чести!” Доброумово на горе стоит, здесь, почти “небожители” обитают. Недавно Надежда Филипповна записала в тетрадку целую поэму, которую она за работой сочинила. Поэму она назвала “Стихосложение” и по сути сочинение - рифмованная летопись поселка за последние пятьдесят лет. Там и про начало поселка, и про то как люди построили “маленький рай”, и про то как все стало рушиться. Прежде всего, в головах разруха случилась… Заканчивается “Стихосложение”такими словами:



16.
Обстановочка такая:
Правды нет почти нигде.
Стали люди недовольны,
Нервы треплются везде…

Пьянки очень много стало,
Но веселья нет нигде.
Ходят ровно отравленны,
Без стеснения. Везде.

Будем надеется “Стихосложение” будет продолжено. Летопись лесного поселка наверняка не достойна окончательной точки!



17.
В Доброумове имеется изба-молельня. Она не православная, а баптистская, в ней “пятидесятники” молятся. В годы разрухи путаницей, воцарившейся и в головах, воспользовались проповедники нерусской религии. Лет пять назад баптистская община в поселке была большая, ныне ее ряды поредели, но на молебны народ все же ходит. На мой вопрос, почему доброумовцы так подкачали, что не создали православной общины, Надежда Филипповна раздумчиво ответила: “А все же лучше верить, чем не верить…” Что же… человеку доброго ума виднее.

Геннадий Михеев

нравы и мораль, детство, современность, города и сёла, семья, поколения, деревня и село, разруха, фото и картинки, жизнь и люди, север, провинция, регионы, старость

Previous post Next post
Up