Граждане России платят налоги. Любой государственный чиновник получает зарплату именно из этих налогов. Поэтому работодателями чиновников являются граждане, а не абстрактное государство, и именно на улучшение жизни граждан должны быть направлены все усилия чиновников. Но зачастую выходит наоборот - чиновник пытается для граждан ничего не делать, и смотрит только - как бы вышестоящему начальству приглянуться, да свой карман набить. С таким обращением чиновников можно столкнуться везде - и в ЖКХ, и в пенсионном фонде. Единственный выход заставить чиновника работать в таком случае - жаловаться. В этой статье мы расскажем куда и в каких случаях надо жаловаться, чтобы заставить чиновника работать.
Сразу определим несколько правил:
1) Все жалобы должны подаваться в письменной форме (либо через официальный сайт организации). Никакие устные обращения на чиновника не действуют, Вам могут пообещать что угодно, но ничего не сделать.
2) Все жалобы должны быть составлены максимально корректно. Явных оскорблений в адрес чиновника, грубости быть не должно.
3) Если Вы точно знаете какие именно законы нарушены - обязательно укажите их в жалобе, обоснуйте свою правоту. Будет лучше, если Ваша жалоба будет написана не обычным разговорным языком, а будет содержать юридические термины. Если у Вас есть возможность - перед отправкой жалобы проконсультируйтесь с юристом (лично или на интернет-форуме).
4) Будьте готовы к тому, что на Вашу первую жалобу чиновник ответит отпиской. Поэтому надо быть настойчивым и, если надо, вступать в официальную переписку.
Отдельное важное правило - для начала жалуйтесь только в первую вышестоящую организацию. То есть если у Вас есть жалоба на работу ЖЭКа или УК - сначала пишите официальное заявление только туда (набор типовых заявлений можно например найти
здесь, или оформить жалобу через недавно заработавший сервис
РосЖКХ), если есть жалоба на пенсионный фонд - тоже сначала пишите официальное заявление только в
Пенсионный фонд РФ. Если от Вас необоснованно требут предоставления дополнительных справок и документов в государственных учреждениях - обратитесь через специальную
форму на портале госуслуг. Обычно жалобы в первую вышестоящую инстанцию бывает достаточно, чтобы нерадивый чиновник начал работать. И только если после этой первой жалобы ситуация не исправится, то пишите в организации, которые перечислены ниже.
Итак, куда жаловаться если первое обращение непосредственно в вышестоящую организацию ничего не дало?
1. Вертикаль исполнительной власти
Большинство чиновников, с которыми сталкивается обычный житель - это сотрудники одной из ветвей исполнительной власти. Как известно, в России выстроена исполнительная властная вертикаль, поэтому жаловаться надо по всей вертикали наверх. По меткому определению Жванецкого "Властная вертикаль - это когда зад верхнего лежит на лице нижнего: для того чтобы приказ быстро спускался, и чтобы человек докладывал об исполнении тоже моментально наверх". На примере ЮЗАО эта вертикаль состоит из следующих частей: урава района (самая нижняя часть вертикали) > Префектура ЮЗАО > Правительство г. Москвы > Мэр г.Москвы > Правительство России > Президент России.
Адреса уравы района можно узнать на
официальном сайте ЮЗАО, для жителей других округов - на
сайте Москвы.
Управа района Ясенево:
Интернет-приемная:
здесьАдрес: 117463, Москва, улица Паустовского, 8, корп. 1
Телефон: 8 (495) 422-26-44
Перечень конкретных отделов и чиновников есть на официальном сайте управы Ясенево, однако жалобу лучше сразу писать на имя главы управы: Карацеву Алану Олеговичу.
Префектура Юго-Западного округа г.Москвы
Интернет-приемная:
здесьАдрес: 117209, Москва, Севастопольский проспект, д.28, к.4
Телефон: 8 (499) 128-88-33 - дежурный по префектуре, другие телефоны и подробности
здесьПеречень заместителей по отдельным вопросам находится
здесь, но писать можно и напрямую префекту ЮЗАО Фуеру Виктору Семеновичу.
Правительство г.Москвы
Интернет-приемная: у каждого департамента своя. Надо с этого
перечня всех департаментов Москвы перейти на сайт конкретного департамента и уже там перейти по ссылке "Электронная приемная".
Адрес: 125032, ул. Тверская, 13, под. 5, ком. 103
Телефон: 8 (495) 633-51-90, подробное расписание работы и другие телефоны
здесь Мэр г.Москвы
Интернет-приемная:
здесь (единая приемная для мэра и правительства Москвы в целом)
Адрес:125032, Москва, ул. Тверская, 1
Телефон: 8 (495) 633-51-90 - тот же что у правительства
Кроме правительства и мэра в Москве есть еще
множество комиссий (от
Московского антикоррупционного комитета, Московской природоохранной прокуратуры,
Московского городского суда и
Прокуратуры Москвы до
уравления федеральной антимонопольной службы по Москве и
Адвакатской палаты Москвы), в которые также можно писать обращения.
Кроме комиссий, есть еще отдельные службы. Из большого перечня стоит упомянуть:
1) Комплекс градостроительной политики и строительства г. Москвы с несколькими "
горячими линиями", в том числе центром мониторинга строительных программ (495) 699-41-47 (пн-чт с 9.00 до 18.00, пт с 9.00 до 16.45)
2) Комитет по архитектуре и строительству г. Москвы - с
интернет-приемной и
приемом населения в офисе
3) Департамент градостроительной политики г. Москвы - с
интернт-приемной4) Департамент строительства города Москвы - есть только
приемная в офисе5) Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) - с "горячей линией" 8 (495) 543-77-51 (пн-чт с 9.00 до 18.00, пт с 9.00 до 16.45) и приемной в
офисе6) Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертиза) - с
интернет-приемной, "горячей линией" 8-499-250-16-70 и приемной
в офисе Правительство России
Интернет-приемная:
здесьАдрес: 103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, 2
Кроме обращения в Правительство, можно обращаться и в отдельные профильные министерства, федеральные агенства и службы, их полный перечень можно найти на
сайте правительства.
Как примеры можно перечислить:
1) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (
Минприроды России) и входящее в его состав Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (
Росприроднадзор, где можно
задать вопрос руководителю службы и больше узнать об
антикоррупционной экспертизе документов)
2) Министерство регионального развития Российской Федерации (
Минрегион России) и входящее в него Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, с
общественной интернет-приемной3) Министерство транспорта Российской Федерации (
Минтранс России, с
общественной интернет-приемной) с входящими в него Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (
Ространснадзор, с общественной
интернет-приемной) и Федеральным дорожным агентством (
Росавтодор, с общественной
интернет-приемной)
4) Федеральная антимонопольная служба (
ФАС России), в которой есть
Служба контроля госзаказа и различные управления антимонопольного регулирования, в том числе
управление контроля органов власти и
управление антимонопольного регулирования в сфере транспорта5) Министерство юстиции Российской Федерации (
Минюст России, с интернет-приемной
для обращений граждан)
Президент России
Интернет-приемная:
здесьАдрес:103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23 (
подробнее о часах работы и проезде)
Телефон: 8 (800) 200-23-16 - для справок
2. Законодательная власть
Второй пункт в жалобах и обращениях граждан - это законодательная власть (дума, отдельные комитеты думы, депутаты - от местных до Российских).
Можно начать с обращения к муниципальным депутатам, но по большей части они почти невменяемы и действуют с постоянной оглядкой на партийную линию (а почти все они - единороссы). Если Вы решите все-таки попробовать обращаться к ним, то к Вашим услугам перечень депутатов
Муниципального собрания Ясенево (когда и где кто из них принимает можно узнать в управе Ясенево 8 (495) 422-26-44).
Второй уровень законодательной власти - это депутаты Московской городской думы.
Перечень избранных от ЮЗАО есть на официальном сайте, там же - телефоны для справок, время и место
общественного приема.
Третий уровень законодательной власти - это депутаты Государственной думы. От ЮЗАО выбраны
три депутата:
Ресин Владимир Иосифович,
Швецова Людмила Ивановна и
Выборный Анатолий Борисович (телефоны и координаты приемных можно посмотреть по ссылкам).
Совет федерации - верхняя палата Российского парламента
Интернет-приемная:
здесьАдрес: 121295, Москва, ул. Моховая, дом 7
Телефон: 8 (495) 629-7009, подробнее
здесь И, наконец, пятый уровень законодательной власти - это партии.
Ниже мы перечислим основные партии, как представленные в думе, так и не прошедшие в нее. По серьезным поводам обращения и жалобы имеет смысл писать и отдельным депутатам, и на общий адрес партии. (Перечисление других существующих партий можно найти
здесь, а находящихся в процессе регистрации -
здесь).
Единая Россия
Интернет-приемная: нет
Адрес для приема граждан: 129110, Москва, Переяславский пер., д. 4
Адрес для письменных обращений: 129110, Москва, Банный пер., д. 3
Телефон: 8 (495) 786-82-89, подробнее
здесь Коммунистическая партия Российской Федерации
Интернет-приемная: нет
Адрес: 127051 Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 3, строение 1
Телефон общественной приемной: 8 (495) 628-04-90, подробнее
здесь Справедливая Россия
Интернет-приемная: нет
Адрес для письменных обращений: 107031, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 12/1, стр.3
Телефон: 8 (495) 510-33-12
Перечень депутатов и подробности
здесь Либерально-демократическая партия России
Интернет-приемная: нет
Адрес для письменных обращений: 107045, Москва, Луков переулок, д.9
Телефон: 8(495) 623-02-44; 624-08-69
Яблоко
Интернет-приемная: нет (есть только интерент-страничка "
задать вопрос")
Адрес: 119017, Москва, Пятницкая ул., д.31/2, строение 2
Телефон: 8 (495) 780-30-10, подробнее
здесь Правое дело
Интернет-приемная: нет
Адрес: 127006, г.Москва, Весковский пер., д. 2.
Телефон: 8 (495) 276-09-67, подробнее
здесь Альянс зеленых
Интернет-приемная: нет
Адрес: Москва, Подольское шоссе, д. 8, корпус 5, офис 325
Телефон: +7 (495) 258-67-94; +7 (495) 258-67-95, подробнее
здесь 3. Судебная власть
Третья ветвь власти - судебные органы. В них имеет смысл жаловаться только если есть явное нарушение, для которого в законах России есть статья. Если в доме не работает отопление - то к судебной власти можно аппелировать только если есть возможность доказать это в суде (т.е. нужны акты, зафиксированные в официальном порядке свидетельства и т.д.). Одной из наиболее частых причин обращения в органы судебной власти - явная коррупция или подозрение на нее.
Следственный комитет России
Интернет-приемная:
здесьАдрес общественной приемной: г. Москва, набережная Академика Туполева, д. 15, корп. 28
Адрес для письменныз обращений: 105005, г. Москва, Технический переулок, д. 2
Телефон: 8 (495) 640-10-48, подробнее
здесь Генеральная прокуратура России
Интернет-приемная:
здесьАдрес: 125993, ГСП-3, Россия, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а
Телефон: 8 (495) 987-56-56, подробнее
здесь Прокуратура Москвы
Интернет-приемная:
здесьАдрес: 115184, Москва, ул.Новокузнецкая, д.27
Телефон: 8 (495) 951-71-97, 951-37-46, подробнее
здесь Ссылки на министерства и ведомства федеральной исполнительной власти, которые фактически осуществляют судебные функции, мы приводили выше. Повторим их:
1) Федеральная антимонопольная служба (
ФАС России), в которой есть
Служба контроля госзаказа и различные управления антимонопольного регулирования, в том числе
управление контроля органов власти и
управление антимонопольного регулирования в сфере транспорта2) Министерство юстиции Российской Федерации (
Минюст России, с интернет-приемной
для обращений граждан)
4. Общественные организации
В Москве и России работают общественные организации, которые могут помочь Вам при составлении официального запроса в перечисленные выше структуры исполнительной, законодательной и судебной властей. Мы приведем лишь некоторые, наиболее "знаменитые" из общественных организаций.
Общественная палата Российской Федерации
Интернет-приемная:
здесьАдрес: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 7, стр. 1.
Телефон отдела по работе с обращениями граждан 8 (495) 221-83-58, подробнее
здесьТелефон "Горячей линии": 8-800-700-8-800
Общество защиты прав потребителей - с очень
полезным сайтом и возможностью бесплатной консультации
РосПил -
сообщать о сомнительном контракте или закупке надо за 3-4 недели до проведения государственного конкурса, чтобы у юристов РосПила было время на подготовку документов
Общий вывод. Повторимся в случае бытовых проблем - для начала жалуйтесь только в первую вышестоящую организацию. Только если обращение не подействовало в течение приемлемого и установленного законом срока - то жалуйтесь в другие инстранции.
Если же в Вашем районе хотят построить
эстакаду, грубо
нарушить экологию района и повысить уровень шума, если проводятся
незаконные слушания по
безграмотному проекту - то тут надо писать во все инстанции и сразу: от депутатов до президента, от прокуратуры до общественной палаты. Всем-всем-всем! В таких случаях только массовое обращение граждан (причем не только жителей Ясенево, но и всех сочувствующих) может остановить опасное строительство!