Смотрю на
прошлогодний план, составляю следующий на этот год. Ниже много текста, скорее для себя, чтобы упорядочить свои мысли и зафиксировать текущее состояние. По тексту есть пару вопросов, если будут желающие прочитать и ответить, я буду благодарна.
1.1. Математика, арифметика. План был:
а) Заниматься в Explore Learning -- местная репетиторская контора, в которой выявить пробелы, если они есть.
Занимался. По результатам, выданным перед каникулами, слегка опережает своих школьных сверстников и в целом пробелов, по их мнению, не имеет. Дополнительный плюс, это то, что он проходит математику на двух языках и соответственно, неплохо ориентируется в терминологии.
б) Раз в неделю делать формальные занятия по математике, на которых посмотреть, что осталось в голове из прошлого года и представить новые для этого года темы.
Не делали. Теорию смотрели несистемно по ходу прохождения в IXL. Но, что я заметила, что в IXL все настолько образно и последовательно, что объяснять приходится очень редко.
в) Отрабатывать систематически темы из IXL, пока остановились на двух темах в день после завтрака :)
Занимался весь год практически без перерыва. Две темы каждый день, включая выходные. Перерыв на болезни и поездки. Закончил Year4 и сделал треть Year5. В целом я считаю, что большой молодец и учитывая, как медленно и последовательно делались темы, надеюсь, что пробелы, если и есть, то минимальные. Что меня радует, это то, что математика не стала чем-то ужасным, а вполне себе используется в быту, и в целом отношение к ней достаточно ровное.
г) После того, как закончатся темы Year 4, смотреть что новенького будет в Year 5.
Сделал. Пока к новым темама не приступал, в основном повторял то, что было в предыдущем классе.
Дополнительно прошел 4ый класс на сайте Uchi.ru и участвовал там во всех олимпиадах за 2-4ые классы.
ПЛАНЫ:
а) продолжить IXL в таком же темпе и режиме. Делать, как делается, невзирая на классы.
б) продолжить Explore Learning.
в) посмотреть на 5ый класс Никольского и, возможно, понемногу давать задачи и теорию оттуда.
г) участвовать в олимпиадах на сайте Uchi.ru
д) купить какой-нибудь справочник подготовки к местному экзамену 11+ и посмотреть, что там вообще есть. Возможно, подавать что-то оттуда. Просто на всякий случай, если ребенок решит сдавать этот экзамен и идти в школу.
1.2. Математика, логика, программирование. План был:
Стратегическое мышление у него, похоже, есть. Учитель шахмат пророчил ему хорошее будущее (которое пока отодвигается, потому что нет интереса к шахматам :) ). С логическим мышлением все не очень понятно. Возможно, подбросить книгу Смаллиана "Как же называется эта книга". Возможно, Квантик. В целом, пока, наверное, оставить ребенка с логикой в покое.
Оставить в покое не получилось :)
asakura-sama подбросила ссылку на задачки
30го лицея и ребенок весь год их решал. Сначала шло очень туго, но потом стало понятно, что это просто от недостатка опыта в целом воспринимать такие задачи. Где-то к зиме ситауация стала ровнее, а к лету ребенок ждал задачи и сам их решал без напоминаний и помощи.
Кроме этого Максим весь год занимался программированием Lego Mindstorm. Получает от этого удовольствие, достигает каких-то успехов. У его преподавателя большие планы на следующий год.
ПЛАНЫ:
а) продолжить решать задачи 30го лицея
б) восстановить занятия шахматами. Будучи летом в Киеве познакомились с тренером по шахматам, который понравился Максиму, и которому понравился Максим. Тренер сказал, что с таким уровнем уже можно работать и я очень надеюсь, что из этого что-то получится.
в) продолжить занятия с Lego Mindstorm.
2. Русский язык. План был:
а) Посмотреть на книги Соболевой.
б) Выписать, наконец, программу начальной школы по русскому языку
в) Посмотреть, как ее можно адаптировать к нашим реалиям.
г) Прочитать еще раз те книги и пособия, которые я нашла и выкачала в прошлом году и подключить их в работу.
д) Посмотреть, как развивается comprehension в местной программе и адаптировать его на русский.
е) записаться в русскую театральную студию и посмотреть, что из этого выйдет.
Практически ничего из этого не делали. Программу решила не выписывать, потому что не понимаю, нужно ли двигаться по программе. Пока это не представляется нужным. Хотя, конечно, заглянуть в список тем его класса было бы любопытно.
Занимался в русской театральной студии, но это скорее об уверенности в себе, о преодолении застенчивости, а не о русском. Русский у него родной и развивать его разговорную речь не сильно нужно. Пока по крайней мере.
Учебники российские тоскливые. Часть про фонетику. Часть про Красную площадь. Маленький кусок про грамматику. Связываться с ними не хочется.
Что делали? 14 недель занимался на курсе
"учимся писать сочинения". Шло с переменным успехом. Придумывать сложно, писать сложно. Больше всего понравилось отвечать на прямые вопросы записывая видео :) Но в целом, Максим почувствовал хоть чуть-чуть сочинительство. Составлять связный рассказ на письме. Стилистику. Параллельно много обсуждали орфографию и синтаксис. В идеале хотелось бы так и продолжать. Неделя -- тема, самостоятельна работа, обсуждение грамматики. Осталось написать темы...
Читали книгу Татьяны Рик про существительные. Отдельно обсуждали все остальные части речи, потому что их проходят на английском. Поверхностно и несистемно.
В целом я должна сказать, что Максим достаточно хорошо чувствует язык, с орфографией проблем очень мало, со стилистикой все относительно неплохо. Самая большая трудность сейчас с написанием "из головы".
Отдельная головная боль тут -- неправильно положении кисти при письме. Он много писал в Explore Learning, где совсем не обращают внимание на руку. В результате я как-то упустила момент, где он из правильного положения перешел в неправильное. И оно закрепилось. Что с этим делать я не понимаю, потому что переучиваться он не хочет, а писать так, как есть, быстро не может. Любые советы на эту тему принимаются.
ПЛАНЫ:
а) Стилистика. Составить список тем и вопросов для каждонедельной самостоятельной работы.
б) Орфография. Ввести диктанты и посмотреть на общий уровень грамматики. Ахременкова?
в) Ввести в работу тесты с сайта:
http://www.saharina.ru/tests/#class_0 который порекомендовала учительница курса.
г) Прочитать остальные книги Татьяны Рик
д) Добыть темы текущего класса (например те, которые у Битнера?) и посмотреть, что вообще народ проходит сейчас, на что обращать внимание.
е) следить на рукой, чтобы не стало хуже.
3. Русская литература. План был:
а) читать самой не меньше.
Читали. Читали много. Я, в основном, детское. Муж, в основном, взрослое :) В челом получается около часа перед сном. Хочется больше.
б) просить, заманивать, склонять, чтобы повысить уверенность, а там смотреть, не заколоситься ли само.
Заколосилось. Ура! Прочитал Гарри Поттера до 7ой книги. Прочитал кучу каких-то мелких бумажных книг, которые лежат дома. Прочитал Марсианина после того, как читали его с папой. Читает постоянно что-то на своей электронной книге. В целом не скажу, что читает запоем, но если зацепится, то тратит на это достаточно много времени. Я довольна.
ПЛАНЫ:
а) продолжать читать перед сном, невзирая на то, что уже оба читают сами
б) подбрасывать какие-то интересные книги, чтобы постоянно было из чего выбирать.
в) записаться на литературный курс к той же учительнице, с которой он писал сочинения. Посмотреть, что из этого получится.
4. Английский. В планах было:
а) сдать ребенка энтузиастам в Explore Learning и посмотреть, что они там с ним сделают.
Сдала. Занимался весь год с большим удовольствием. Много писал, начал проходить английскую грамматику так, как ее проходят местные дети. По результатам, выданным перед каникулами, он в начале своего класса. Т.е. отставание меньше, чем на класс. Я довольна.
Дополнительно проходил английскую грамматику на сайте IXL. Несистемно.
Дополнительно занимались по некому местному учебнику, ребенку было не сильно сложно, а мне не сильно интересно. Бросили после первой части.
Начал заниматься на сайте
LingvoLeo. Поставил себе амбициозную цель -- свободный английский -- и планомерно работал в течении полугода каждый день. Нравится, занимается с удовольствием и без напоминаний.
б) подружиться с русскоязычным репетитором, специалистом по "разговариванию" детей.
Подружились. Это был большой успех. Максим начал говорить и теперь говорит при каждом удобном случае. То, чего так ждали большевики, свершилось. И я очень рада.
в) книги, фильмы на английском.
В семье уже давно смотрим американские и английские фильмы на языке оригинала. Теперь к этому подключились дети. Дома смотрим с титрами -- дополнительная тренировка чтения. Ходили с папой в местный кинотеатр, смотрели без титров. Ребенок сказал, что пропустил очень мало, в целом все было понятно.
В доме много книг и энциклопедий на английском и я постоянно покупаю новые. Максим читает, перечитывает.
Прослушал первого и второго Гарри Поттера в исполнении Стивена Фрая на английском. Сказал, что все было понятно, намерен слушать дальше.
ПЛАНЫ:
а) продолжить Explore Learning
б) где-то ближе к зиме поинтересоваться, достаточно ли уже хороший уровень, чтобы пойти на дополнительный курс по написания сочинений. Тут очень хорошая база для этого, и было бы глупо упускать такую возможность.
в) продолжать заниматься с репетитором
г) ввести занятия грамматикой на IXL в каждодневную практику.
д) продолжить заниматься с LingvoLeo
е) книги, фильмы, аудиокниги
5. Украинский язык. В планах было:
а) дочитать мне им книгу "Таємниця підводного човна" и посмотреть, как оно пойдет
Дочитали. Прочитали две оставшиеся того же автора. Все понимает, иногда, достаточно редко, переспрашивает. Говорить пока не может.
Купили комиксы про
Джеронимо Стилтона на украинском языке. Прочитал один полностью сам, был очень доволен.
В целом могу сказать, что он понимает, может прочитать. Но пока не говорит.
б) продолжить слушать украинские песенки в машине
Слушали, но не думаю, что это что-то сильно дало.
в) начать смотреть мультики на украинском
Пересмотрели 3 сезона Бурундучкiв-рятiвникiв :) Вопросов не было. Хотят еще.
ПЛАНЫ:
а) читать больше книг на украинском
б) подсовывать книги для самостоятельного чтения: комиксы про Джеронимо Стилтона, книги про каких-то котов, которые у нас есть. Рекомендации от украиноязычных френдов очень приветствуются.
в) показать еще каких-нибудь мультиков на украинском.
6.1. Естественные науки -- физика, химия, биология. В планах было:
а) продолжить регулярно с экспериментами
б) посмотреть книгу по Science для местных школьников, возможно, читать ее или по крайней мере понять, что они тут учат в этом возрасте
Эксперименты делали полгода, потом тема сдохла и больше к ней не возвращались.
Книгу не смотрели. Было много всякого другого.
Сам ребенок смотрел в большом количестве Mythbusters, теперь достаточно уверенно рассуждает на какие-то околонаучные темы :)
ПЛАНЫ:
а) отдаться в русскоязычную группу по биологии-физике, в которую Макса пригласили в этом году. Посмотреть, что из этого получится.
б) в целом ничего специального не делать, продолжать беседовать с папой, смотреть фильмы, читать энциклопедии, ходить в музеи.
6.2. География. В планах было:
а) прочитать те книги по открытиям, которые у нас есть на английском.
б) больше обращаться к карте
Книгу не читали. К карте обращались много. Отдельным удовольствием была игра -- назови столицу -- где вопросы задавали дети, а отвечали мы с мужем. Нужно было видеть их лица, когда выяснилось, что есть очень мало стран, к которым мы не знаем на память столиц :) Мне кажется, это их подтолкнуло к каким-то мыслям.
ПЛАНЫ:
Ничего пока специального не делать. Говорить, рассказывать, увлекать.
6.3. История. В планах:
а) мне читать больше и соответственно рассказывать больше детям
Много читала, много рассказывала. Им интересно. Договорились, что с этого года начнем изучать историю системно. Осталось придумать, как :) Задала
вопрос в сообществе домашников, получила много идей. Примеряю их на себя, думаю. В целом отношусь к этому, как к тренировке обучению "средне-школьному" предмету перед окончательным решением о средней школе.
ПЛАНЫ:
а) ввести регулярные системные занятия историей. Посмотреть, что из этого получится.
7.1. Искусство, Музыка. В планах было:
а) слушать классику дома, иногда выбираться куда-то.
Много слушали, особенно в машине. Выбирались катастрофически мало. Зато ребенок вдруг решил заниматься музыкой и пошел на гитару. Занимался где-то полгода до летних каникул. В целом ощущение, что это больше удовольствие, чем обучение. Но ходит в охотку, и я дала себе зарок туда не вмешиваться. Ходит, сколько хочет, делает, что хочет, играет, что хочет. Это полностью его проект.
ПЛАНЫ:
а) продолжать заниматься гитарой пока есть желание
б) слушать больше музыки дома
7.2. Искусство, Живопись.
Планов особых не было. В целом искусство как-то сильно провисло. Возможно, потому, что оно провисло у меня, я перестала о нем много говорить, перестала ходить на выставки, смотреть альбомы, рассказывать.
В целом не предполагаю ничего системного делать. При случае что-то рассказывать, но не более.
7.3. Рукоделие.
Планов особых не было. Много (как всегда!) строил из лего, особенно роботов в Lego Technics, которые нужны были для занятий программированием.
Освоил новый металлический конструктор и собрал папе на день рождения
Metal Star Wars Imperial Destroyer.
Самостоятельно спроектировал, вырезал и сколотил себе полочку для мелких игрушек, но промахнулся в вычислениях и получилось криво. Сделали второй вариант с папой вместе, обговаривая все этапы. Получилось отлично, стоит, радует глаз.
ПЛАНЫ:
Планов особых нет, но хотелось бы, чтобы в жизни ребенка было больше работы руками. Они у него, похоже, растут из правильного места, но явно недостает опыта и практики. Хотелось бы сдать его какому-то мастеровому. Тем более, что ребенок активно хочет вырезать по дереву, но в округе я таких мастеров не нашла. Так что планов нет, но я постоянно об этом думаю и ищу возможности.
8. Спорт. В планах было:
а) продолжить плаванье до уверенного уровня в трех стилях
Плавал до нового года. Потом тренер ушла в декрет и плаванье закончилось.
б) найти секцию подводного плаванья
Нет, не нашла. На всю Британию 3 секции, самая ближайшая от нас в часе езды без пробок. Поэтому никакого подводного плавания к огромного огорчению Макса.
в) больше ездить с папой на велосипеде
Ездил много, в парк почти не выбирались, но зато много ездили по дорогам. Я в этом не участвую, но по разговорам, у ребенка большой восторг.
г) попробовать ролике в Стратфорде
В Стратфорд так и не выбрались, но пару раз катался в местном парке.
ПЛАНЫ:
а) плавать больше, даже если не будет учителя, просто ходить самим в бассейн. Макс говорит, что будет плавать системно, даже если не будет тренера.
б) узнать про футбольную секцию и, возможно, сдать туда ребенка. Футболом его "заразил" троюродный брат, у которого мы гостили летом и теперь Макс очень хочет ходить заниматься.
в) узнать про секцию единоборств, куда Макс тоже хочет ходить. Посмотреть, что из этого получится.
9. Всякое разное
"Всякое разное" -- новый раздел этого года. Сюда буду заносить разные навыки, не связанные напрямую с какими-то предметами.
а) печать слепым методом на русском. А потом, возможно, и на английском. Макс уже начал, но перед самыми каникулами. Хочется продолжить.
б) уметь писать планы, составлять списки. В целом, ребенок это умеет, сам может написать план на день, составить список вещей в поездку и т.п. Поощрять делать это чаще.
в) искать ответ на вопрос в вики. Вики Макс активно читает на двух языках, может находить ответы на какие-то простые вопросы. Поощрять делать это чаще, особенно в свете планируемого изучения истории.
г) учиться писать конспект. Новое умение, пока никак не практиковался. Придумать, как его приложить и активно развивать в этом году.
Вух. Вроде все охватила. Очень хочется охватить все задуманное, при этом не теряя интереса и развивая самостоятельность. Глобальная цель на этот год составить такой план занятий, чтобы Максим занимался по возможности сам, с учителями, но без моего активного участия. Потому что на себя у меня тоже много планов :)