Теперь я хочу посмотреть на
прошлогодний план и вспомнить, о чем там вообще шла речь :)
1.1. Математика, арифметика. План был:
а) "написать программу второго класса, творчески ее совместить с первым классом (возможно, с третьим?) и получить связный список тем для изучения". Написала (
1,
2,
3,
4,
5,
6). Коротко, украинская\российская программа по математике начальной школы пошла лесом из-за своей неструктурности, непоследовательности и абстрактности. За основу принята британская, изложенная в IXL. Возможно, в следующем году, я добавлю абстрактности из украинских учебников.
б) "придумать _систему_ занятий". Полгода раз в неделю в определенное время было занятие математикой, на которой я представляла новые темы. За осень охватила все новые темы второго класса. Отработка была в IXL без всякой системы. Мне понравилось формальное занятие раз в неделю. Мне не понравилась несистемная отработка навыков.
в) "придумать интересную проверку знаний, для выявления пробелов". Не придумала. Ограничилась IXL.
в) "освоить игры Банды умников и в целом больше играть". Играли много (правда все больше в
Neuroshimа :) ). Из Банды умников пошла только Делиссимо.
г) "просмотреть доступные игровые математические сайты и с каким-нибудь подружиться". Подружились с IXL, не подружились с DreamBox.
Играл на палме в DragonBox.
В планах:
а) Заниматься в Explore Learning -- местная репетиторская контора, в которой выявить пробелы, если они есть.
б) Раз в неделю делать формальные занятия по математике, на которых посмотреть, что осталось в голове из прошлого года и представить новые для этого года темы.
в) Отрабатывать систематически темы из IXL, пока остановились на двух темах в день после завтрака :)
г) После того, как закончатся темы Year 4, смотреть что новенького будет в Year 5.
В целом задача приучить к регулярной работе "по чуть чуть" и убедиться, что нет пробелов для его возраста.
1.2. Математика, логика. План был:
а) "Продолжить занятия шахматами". Не продолжили. Ребенок забастовал и мы не настаивали. Из стратегического, много играл в Neuroshima, меня обыгрывает в 100%, с папой большую часть на равных, но все же иногда выигрывает.
б) "В целом больше головоломок, пентамино, пазлы". Подбрасывали, но как-то без особого энтузиазма с его стороны. Вообще у меня закрадывается впечатление, что логические задачи не приносят того удовольствия, что мне (ужас! :) ). Не понятно, как с этим жить.
в) "Прочитать еще раз Алису в стране математики". Прочитали. Дочитали. Возможно, стоит вернуться к ней.
г) "подбрасывать задачки во время формальных занятий". Не сильно получилось.
Из непланируемого, бабушка научила разгадывать Судоку. Решает с интересом и увлечением.
В планах:
Стратегическое мышление у него, похоже, есть. Учитель шахмат пророчил ему хорошее будущее (которое пока отодвигается, потому что нет интереса к шахматам :) ). С логическим мышлением все не очень понятно. Возможно, подбросить книгу Смаллиана "Как же называется эта книга". Возможно, Квантик. В целом, пока, наверное, оставить ребенка с логикой в покое.
2.1 Русский язык, навыки письма. План был:
а) "Начать посещать формальные занятий в русской группе с учителем русского. Внимательно смотреть на программу. Если будет фонетический разбор и непроходимые дебри -- забить". Опасения оправдались. Забили.
б) "Посмотреть на учебники русского, и начать потихоньку знакомить с проходимой орфографией и синтаксисом.". Не смотрела. Вернее, смотрела, но как-то не прониклась. В целом такие же дебри, как и с математикой...
в) "Придумать как писать больше, чтобы отрабатывался навык." Участвовал в картонных путешественниках. Быстро потерял интерес. Писал явно мало.
В планах:
а) Посмотреть на книги Соболевой.
б) Выписать, наконец, программу начальной школы по русскому языку
в) Посмотреть, как ее можно адаптировать к нашим реалиям.
г) Прочитать еще раз те книги и пособия, которые я нашла и выкачала в прошлом году и подключить их в работу.
2.2. Русский язык, развитие речи. План был:
а) "попробовать обсуждать "взрослые" книги с точки зрения поступков и характеров героев". Обсуждали, но безситемно.
В планах:
а) Посмотреть, как развивается comprehension в местной программе и адаптировать его на русский.
б) записаться в русскую театральную студию и посмотреть, что из этого выйдет.
3.1 Русская литература, мое чтение. План был:
а) "читать больше в течении дня, выделить на это время и место." Читали. Читаем на ночь минимум 30 минут. Часто читала в течении дня. Особенно зимой.
В планах, как всегда:
а) читать не меньше.
б) просмотреть все заначенные списки книг, чтобы понять, что еще читать. А то какой-то дефицит.
3.2. Русская литература, самостоятельное чтение.
В планах было: не давить и подбрасывать подходящие книги. Книг подходящих как-то мало, уровень чтения еще не уверенный, читает быстро, но нерешительно, соответственно, хочется что-то простое, но интересное. Носов пошел, но не самостоятельно. Не увлекается так, чтобы не оторвать. Когда регулярно прошу почитать -- читает без противления. И что делать? Заставлять или нет? Нет ответа пока.
В планах: просить, заманивать, склонять, чтобы повысить уверенность, а там смотреть, не заколоситься ли само.
4. Английский. В планах было:
а) "начать заниматься с репетитором и посмотреть, куда он нас приведет". Репетитор первый пришел и ушел. Девочка вторая пришла, дала чуть-чуть уверенности и тоже ушла.
б) "купить еще один год на Reading Eggs, чтобы была возможность играть". Купила, играл мало.
Рассматривал много английских книг, читал некоторые вслух, некоторые про себя. Регулярно читает вывески и надписи. Смотрел фильмы. Начал понимать на слух простую речь.
В планах:
а) сдать ребенка энтузиастам в Explore Learning и посмотреть, что они там с ним сделают.
б) подружиться с русскоязычным репетитором, специалистом по "разговариванию" детей.
в) книги, фильмы на английском.
5. Украинский язык.
Планов не было, но долгое прибывание в Киеве дало толчок. Соответственно в планах:
а) дочитать мне им книгу "Таємниця підводного човна" и посмотреть, как оно пойдет
б) продолжить слушать украинские песенки в машине
в) начать смотреть мультики на украинском
6. Естественные науки -- физика, химия, биология. В планах было:
а) "выделить время в течении недели для регулярных экспериментов." Выделили. Хорошо пошло. Продолжаем.
б) "смотреть больше фильмов". Смотрели какие-то Discovery, но безсистемно и без особого энтузиазма.
в) "найти место, чтобы повесить все купленные плакаты". Таблицу Менделеева не повесили.
Играли-баловались с какой-то игрой на Андроиде по химии.
В планах:
а) продолжить регулярно с экспериментами
б) посмотреть книгу по Science для местных школьников, возможно, читать ее или по крайней мере понять, что они тут учат в этом возрасте
6.1. География. В планах было:
а) "выделить время и доработать тему с "проектами"". Проектов не было. Так и не поняла, как это лучше делать, чтобы это занимало минимум времени у меня и было интересно детям
б) "смотреть больше фильмов". Читали какие-то статьи, связанные с открытиями.
Играли в викторину "Чудеса света" и в brain box Вокруг света (на русском).
В планах:
а) прочитать те книги по открытиям, которые у нас есть на английском.
б) больше обращаться к карте
6.2. История. В планах:
а) "додумать, наконец, и реализовать тему с лентой времени." Купили огромную ленту времени, но так и не повесили. Купили небольшой временной плакат. Повесили, время от времени смотрим туда.
б) "смотреть больше фильмов". Смотрели фильм по истории Шотландии, по истории Британии. Ездили в Шотландию, обсуждали местную историю. Ездили на Кипр, обсуждали местную историю.
В планах:
а) мне читать больше и соответственно рассказывать больше детям
7.1. Искусство, Музыка.
В планах было ходить на концерты и выставки. Ходили, наверное, на уровне прошлого года. Пару раз были на взрослых концертах, на детских театральных постановках почти не были. Я начала заниматься пианино, много слушаю фортепианную классику, детям приходится вместе со мной :) В начале года пробовали петь, но у меня не пошло и у детей заглохло.
В планах: слушать классику дома, иногда выбираться куда-то.
7.2. Искусство, Живопись.
В планах было возобновить посещение детских групп в Национальной галереи на выходных. Не ходили ни разу. В целом в этом году с искусством полный провал.
Планов пока особых нет.
7.3. Рукоделие. В планах было:
а) "складывать дальше модели" -- складывал много.
б) "искать и подбрасывать другие рукоделия." Ничего нового не было, но постоянно возвращается к старым -- резиночки, кембрики.
в) "возможно, как-то организовать столярничество с папой?" Папа так и не созрел.
Появился лего кружок и затем индивидуальные занятия. Очень сильно продвинулся в механике. Пробовал с папой программировать лего роботов. Сильно продвинулся в Lego Digital Designer.
В планах:
а) продолжить лего кружок
б) продолжить работу с Lego Digital Designer
"8. Спорт." В планах было:
а) "начать таки бассейн". Начал и круто продвинулся от "перемещаемся под водой" до "плаваем кролем, брассом, кролем на спине и пытаемся плыть баттерфляем". Последнее подтвержденное достижение 200 метров брассом без особых усилий.
б) "выбираться с Максом на роликах вместе". Выбирались, но редко. Как-то я не впечатлилась местными дорогами в плане роликов. Возможно, имеет смысл ехать в Стратфорд.
в) "купить эксцентрик, научиться снимать колесо и выезжать в парки". Купили. Купили мужу велосипед. Они выезжали дважды в парк на дальние прогулки на полдня. Понравилось, хочется продолжить.
г) "учитывая наличие машины -- больше ходить." Ходим только, если выбираемся куда-то.
В планах:
а) продолжить плаванье до уверенного уровня в трех стилях
б) найти секцию подводного плаванья
в) больше ездить с папой на велосипеде
г) попробовать ролике в Стратфорде
В целом год был очень неровный, но есть понимание как двигаться дальше. Это успокаивает :)