Продолжаем про "ужасы нашего городка". В
прошлой серии я рассказывала о том, что подготовка к выпускным экзаменам очередной ступени -- есть суть британского образования.
А что же происходит, если экзамены отменяют?
В прошлом году нас всех накрыл коронавирус.
Разные страны по-разному справлялись с проблемой выпускных экзаменов. Кто-то менял формат, кто-то переносил даты, кто-то проводил экзамены в других условиях. Британия в полном составе (все четыре страны) свои экзамены отменила.
Казалось бы, а в чем проблема? Почему нельзя взять текущие оценки ребенка, результаты его контрольных, тестов, опросов в классах и т.п. и из них вывести взвешенную финальную оценку? Ведь что-то же этот ребенок делал последние два года? Где архив его работ, где журнал с его оценками?
Фишка в том, что в Англии такие оценки не ставят. По некоторым предметам время от времени ребенок пишет промежуточные тесты (по каждому предмету своя система оценивания). По большинству предметов задается домашка, которая чаше всего все-таки читается учителями (каждый ее комментирует, как хочет). Но единых оценок, тех, к которым мы привыкли, тут нет. Нет итоговой по теме, четверти, в году. В течении триместра нельзя посмотреть и узнать, как твой ребенок успевает по сравнению с одноклассниками. Нельзя узнать, соответствует ли его успехи ожиданиям учителя. Сам ребенок не сильно понимает, где он и что с ним.
Шесть раз в год (триместры и их половинки) учителя могут давать обратную связь. Каждая школа сама выбирает формат. У кого-то это прямо полноценные отчеты с комментариями. У кого-то какие-то цифры на клочке бумажки. У кого-то полный набор чего-то посередине.
В конце года, независимо от возраста (я говорю про среднюю школу), ребенок сдает экзамены по всем предметам. Поскольку каждый экзамен оценивается по своей системе, придуманной учителем, а оценки вообще -- это личное дело ученика и учителя, ребенок может оказаться с набором чисел, который не скажет ему абсолютно ничего. Более того, поскольку учителя из года в год обычно меняются, то ребенок даже не может в рамках одного предмета оценить свои успехи из года в год, потому что с новым учителем придет новая система оценивания.
Поэтому, поскольку в школах с оцениванием полный бардак все очень индивидуально, что бы хоть как-то все это стандартизировать,
выпускные экзамены проводят сторонние организации. Которые, понятно, ничего не знают про конкретного ребенка. Такой подход позволяет хоть как-то детей из разных школ уровнять перед поступлением (напоминаю, что вступительных в Британские ВУЗы тоже нет, все поступают по школьным выпускным).
Что же происходит, если эти экзамены отменить? если коротко -- полный кошмар В прошлом году министерство образования предложила следующую систему.
1. Учителя выставляют оценку, которую, по их мнению, заслуживает ученик.
2. Поскольку мы все понимаем, что эти оценки будут несправедливыми и завышенными, мы на них напустим
модный алгоритм усреднения который уже пишут британские ученые.
Алгоритм этот учитывал многое. Что за школа? Как школа выступала по этому экзамену раньше? Какие оценки предложил учитель другим ученикам этого класса? Для какого процента детей в этом классе есть оценки по предыдущим выпускным экзаменам (например по тем, которые дети пишут в 11 лет)? Какие это оценки? и т.п. Все учитывал модный алгоритм, кроме собственно ученика и его подготовки.
Что получилось в результате? Учителя выставили оценки, которые детям не показывали. Мин образования напустил на эти оценки свой алгоритм. Вся страна затаив дыхание дождалась Дня Д в августе, когда все выпускники получают свои оценки. И в этот день страна взорвалась. Потому что полученные в результате применения алгоритма оценки оказались гораздо ниже, чем ожидало большинство учеников. А, напоминаю, от этих оценок зависело поступление. Увидев, какую лажу они натворили и подчинившись массовому давлению, Мин образования откатило результаты своего алгоритма и заменила A-levels (критичные для поступления) на те, которые выставили учителя. В качестве оценки по GCSE (менее критичной) выбрали максимальную из оценки учителя и оценки, которую дал алгоритм. Дети, которые после всех манипуляций все еще были не довольны своими GCSE, сдавали вживую экзамены в этом ноябре. Но поступление в хорошие ВУЗы, старшие школы и колледжи уже прошло.
Что же происходит в этом году? Шотландия и Уэльс уже определились. Часть экзаменов заменяют на оценивание учителей, часть экзаменов отодвинули по срокам. Англия свои экзамены не отменяет (пока), но отодвигает и в некоторых меняет формат. Но, поскольку никто не знает, что произойдет через полгода, школы готовятся к худшему. А именно к отмене экзаменов и замене их на оценивание учителей. Но как оценивать-то? Откуда брать подтверждения своим оценкам? Мы ж не умеем! Но мы стараемся. Поэтому в школах сейчас спешно вводятся контрольные, тесты, проверки, оценки. А поскольку единой программы и учительских планов тут нет, каждый изгаляется, как может. В результате дети не только не учат предмет, но даже не всегда успевают готовиться к экзаменам. Потому что им нужно писать промежуточные тесты, придуманные учителем для того, чтобы было чем подтвердить свою оценку в будущем.
Не удивительно, что все чаще и чаще
появляются статьи о том, что Британская система образования и ее система оценивания учеников сильно отстает от норм современного мира. Меня вообще безмерно удивляет, как при такой подготовке, британские студенты могут составлять конкуренцию студентам других стран (если они составляют).
В следующей серии я напишу о том, что происходит во всем этом бардаке с детьми на домашнем образовании.