Закончив с Персеполисом, направляемся к выходу и по пути изучаем большой распечатанный плакат с картой. Оказывается, в этой местности гораздо больше интересных объектов о которых мы не узнали из путеводителей и отчетов. Названия некоторых мест не соответствуют путеводителю.
Но наш маршрут уже составлен и мы не стали от него отклоняться. Следующая остановка какие-то мало интересные конусы... Я так и не понял что это такое, поэтому перехожу сразу же к описанию Накше-Раджаб. Вход 0,2$. Место представляет из себя небольшое пространство, окруженное с трех сторон скалами. Эта археологическая зона, расположенная недалеко от Накши-Рустем. Обе зоны, кстати, являются кандидатами на получение статуса объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Скальные рельефы здесь также изображают события эпохи Сасанидов. В частности, можно увидеть «каменную» коронацию Ардашира I, коронацию Шапура I, Шапура I с семьей и придворными, портрет Картира - знаменитого зороастрийского священника. Практически во всех барельефах разрушены лица, так как пришедшие на смену зороастрийцам мусульмане считали недостойным изображать лики неверных. Но лицо Картира оставили. причудливым жестом руки ( мудрено изогнутым пальцем ) древние персы высказывали глубокое почтение собеседнику.
Небольшой переезд в микроавтобусе и мы у следующей точки-гробницы Накши-Рустем. вход 0,5$. На этой скале находится целый ряд памятников, имеющих отношение к эпохе Ахеменидов и более поздней династии Сасанидов. В скале вырублены четыре гробницы. Одну из них удалось идентифицировать благодаря сохранившейся надписи: здесь был захоронен Дарий Великий. По предположению, в других гробницах покоятся преемники Дария: Ксеркс I, Артаксеркс I и Дарий II. Гробницы расположены так, что они как бы имитируют фасад дворца. Рельефы в нижней части изображают царя, окруженного слугами, как раз в тот момент, когда он приносит жертву верховному богу Ахурамазде. Перед гробницами стоит Куб Заратустры, т. е. здание двенадцатиметровой высоты с одним единственным внутренним помещением и наружной лестницей. Предполагается, что оно относится к эпохе Дария Великого и было святилищем огня. Династия Сасанидов правила Персией с 224 по 628 год н. э. К этому времени и относятся восемь монументальных скальных рельефов в Накши-Рустеме. Один из них изображает инвеституру первого сасанидского царя Ардашира I. Другой, очевидно, победу царя Шапура I над римским императором Валерианом в 260 году н. э. Алтари огня возле гробниц, как и наскальные рельефы, указывают на то, что здесь было и место отправления культа.
Бульшую часть этого памятника занимает подражание фасаду дома или дворца. Над ним, в особом поле, помещено изображение двухэтажной художественно исполненной тронной эстрады, на которой стоит царь, молящийся божеству света. Фасад изображает собой портик на четырех колоннах, ограниченный с боков стенками. Дверь, ведущая внутрь гробницы, занимает все пространство между двумя средними колоннами. Над наличником двери, имеющим вид тройной рамы, находится египетский желобчатый, украшенный тройным рядом листьев карниз, который играет роль украшения дверей, окон и ниш во всех персидских зданиях. Колонны состоят из базы в виде вала, лежащего на двух четырехугольных плитах, из гладкого круглого стержня и из знаменитой персидской капители с головами быков в ее простейшем виде. На двух изваяниях передней части быков, обращенных спинами один к другому, и на седлообразной выемке между их шеями покоится короткая, выступающая поперечная балка, увенчанная плитой. На ней и на шеях быков покоятся верхние части фасада: архитрав, состоящей из трех гладких полос, карниз с рядом зубцов и тянущийся над ним фриз с изображениями идущих львов. Тронная эстрада верхнего поля, независимо от своих архитектурных подпор, поддерживается двумя расположенными один над другим рядами из 28 человеческих фигур в разнородных одеждах с поднятыми вверх руками. Из надписи видно, что эти фигуры - олицетворение 28 областей персидской монархии. На эстраде стоит царь в одежде, образующей множество складок, с тиарой на голове, обратившись вправо и молитвенно подняв вверх правую руку; перед ним - жертвенник, на котором пылает священный огонь; в небе плывет диск солнца - первоисточник всякого света и огня; еще выше летит помещенное в центре священного крылатого кольца изображение Агуры-Мазды (Ормузда), древнеперсидского бога света, в виде бородатой полуфигуры в царском одеянии. Это изображение представляет собой все, что дошло до нас от религиозного искусства персов. Конструкция описанного фасада гробницы лишь весьма отдаленно напоминает египетские прототипы, в частностях же явно заметно пользование чуждыми элементами. Даже персидские капители с бычьими головами указывают на аналогии в египетском и ассирийском искусствах; но эти аналогии отнюдь не настолько поразительны, чтобы отнять у персидской колонны с бычьими головами ее художественную самостоятельность. Архитрав, несмотря на отсутствие венчающего карниза, очевидно, внушен ионическим или вообще более древним образцом; на тронных подмостках мы находим такие орнаментные формы, как ряд так называемых ов, состоящий из свешивающихся попеременно широких и остроконечных листьев, и так называемый шнур перлов, состоящий из шарообразных элементов, попеременно круглых и удлиненных, - формы, которые изобрело греческое искусство, хотя наклонность к ним наблюдается и в более древних художественных произведениях. Сюда относится египетский желобчатый наддверный карниз, ассирийское изображение божества над фигурой царя, ассирийский общий характер всего изваяния, который относительно передачи складок в духе архаического искусства Греции, разумеется, далеко превосходит и ассирийский стиль, и стиль пасаргадского изображения Кира. Уже отсюда явствует, что персидское придворное искусство было первым, следовавшим по эклектическому направлению, и что дальнейшее его развитие в этом направлении, вероятно, находилось в зависимости от присоединения Египта к Персии, последовавшего тем временем; но при этом если кроме гробницы Дария обратить свое внимание на шесть других царских гробниц в скалах, то тотчас же определятся и резкие границы этого развития: эти шесть гробниц относятся к позднейшей эпохе, и хотя новейшая из них на 150 лет моложе гробницы Дария, однако они похожи на эту последнюю и друг на друга как две капли воды. У большинства из них нет только фриза львов на архитраве.
Все наскальные рельефы в свое время были расписаны красками разных цветов. Очень интересный эффект дает сравнение цветного рисунка из путеводителя с тем что есть в реальности. Становятся заметны многие детали и фигуры которые не видны невооруженным глазом.
продолжение следует...
Большое иранское путешествие. часть 1. Исфахан.
yura-koshel.livejournal.com/7747.htmlБольшое иранское путешествие. часть 2. Исфахан.
yura-koshel.livejournal.com/9208.html Большое иранское путешествие. часть 3. Исфахан
yura-koshel.livejournal.com/9571.htmlБольшое иранское путешествие. часть 4. Исфахан итоги
yura-koshel.livejournal.com/10334.htmlБольшое иранское путешествие. часть 5. Архитектура
yura-koshel.livejournal.com/10897.htmlБольшое иранское путешествие. часть 6. Шираз
yura-koshel.livejournal.com/11166.htmlБольшое иранское путешествие. часть 7. Шираз
yura-koshel.livejournal.com/11411.htmlБольшое иранское путешествие. часть 8. Иранский традиционный дом
yura-koshel.livejournal.com/11930.htmlБольшое иранское путешествие. часть 9. Персеполис
yura-koshel.livejournal.com/12297.html