...и стал пред ним ходить. Перед Диадуменом

Mar 06, 2013 16:39

Повторяю единственную фразу вчерашнего поста, с которой никто не стал спорить: круглую скульптуру придумали греки.

А что, собственно, такое «круглая скульптура»?

Мое определение: скульптура, не имеющая четко выраженных фронтальной и боковых сторон.

Египетские, ассирийские, архаические греческие изваяния предполагают рассматривание спереди и сбоку. Трехчетвертной поворот увеличивает количество одновременно увиденного, но уменьшает выразительность и фронтального, и бокового планов.

А вот начиная с классической Греции фигуры получают пространственное движение - и теряют фронт и боковины.

Кого бы взять примером? Ну, хотя бы Диадумена.




На первых двух картинках в Гугл-имидж статуя изображена во фронт. Вот только это не фронт скульптуры, а обрез постамента. Что считать фронтом, вообще не вполне ясно.



Если верить подставке, фронт - это фронтальное положение бедер. Однако при этом фигура смотрит в сторону и кажется более статичной, чем если переместиться левее и выйти на линию взгляда.




Суть круглой скульптуры в том, что обходя ее, мы каждую секунду получаем другой вид (и объемный, и силуэтный) и узнаем нечто новое, потому что меняется не только точка обозрения, но и взаиморасположение деталей. Применительно к круглой скульптуре стоит говорить не о виде спереди и виде сбоку, а о передней, боковых и задней четвертях цилиндра обзора, а если меняется положение глаза по высоте, то о полусферах наблюдения.




Круглая скульптура имеет значительно больше силовых точек и выгодных ракурсов, чем египетская. Зато у нее нет точного профиля или фаса, потому что профиль или фас головы не будет профилем или фасом плеч или таза.

А это значит, что круглая скульптура значительно теряет в монументальности по сравнению с египетской или архаической.
Торжественная поза заменяется партикулярным движением*. Был памятник или идол - стала статуя.
В первом случае превалирует общественная функция, во втором частная. Вместо бога или героя - актер или спортсмен.




Египтяне обращались с материалом и формой ничуть не хуже классических греков. Но ведь не сделали круглых скульптур. Не от неумения, а за ненадобностью. Им не нужны были суетливые боги и фараоны, повадками похожие на смертных.
Нефертити не в счет? Зайдите в профиль, остановитесь - и не будете спорить :)

Всё вышеописанное вполне очевидно. Но вот полезный вывод.
Чтобы получить максимум от египетской или другой «фронтальной» скульптуры, ее надо рассматривать, стоя на месте.
Чтобы получить максимум от греческой и более поздней, обязательно надо двигаться.

Человек, застывший перед Давидом или Моисеем Микеланджело, теряет большую часть впечатления.
Ходить надо, ходить - тогда статуи оживут.

____________
* Спасибо vit_r

PS. Выложил пост и вдруг подумал: а Джакометти?

И правда: нефертить с диадуменами всякий разложит, а вот пример соединения крайне личной и совершенно «фронтальной», точнее, «профильной» скульптуры. Как с ним быть?




И отлично. Смотрите: в три четверти, да с подставкой, скульптура превращается в солдатика. То есть воспринимается как предмет. А точно сбоку и точно анфас к ней возвращается торжественность архаического полубога.

По-моему, так.

В следующий раз расскажу про круглый Парфенон.
Следите за развитием.

картинки для разговора, язык композиции, книга

Previous post Next post
Up