Приквел Книги Иова

Mar 02, 2013 11:37

Ещё на пике своего благоденствия праведник Иов собрал всех друзей. Смысл его речи к ним был примерно таким: вот всё у меня есть, а счастья нет; и главное, никак я не пойму, чего мне не хватает. Друзья по очереди гадали, чего же не хватает Иову, упрекали, что, мол, грех это - быть несчастным, когда всё есть. Он им отвечал, что у него действительно есть всё, что только может пожелать человек, но, грех не грех, а счастья нет как нет. Так и остались все в недоумении. После этих событий пришёл к Богу Сатана и началось…

Мораль байки такова: Иов приквела - это современный человек. Современным людям ничего не нужно, но чего-то не хватает. Чего-то не хватает, но ничего не нужно. Есть, конечно, какие-то остаточные проблемы, но либо к ним уже привыкли, либо над ними работают, либо то и другое. Например, старение и умирание. С одной стороны, смягчили и отдалили, с другой, смирились и сжились, с третьей, ищут полного преодоления, с какими-то утешительными перспективами. Или, скажем, зависть к более богатым. Избыток средств даёт всё меньше реальных преимуществ, всё больше лишних хлопот. А настоящая нищета, когда необходимого не хватает, постепенно преодолевается даже в бедных странах. То же и с властью. Она стала какой-то более мягкой, ею уже никто особо не наслаждается. Или взять так называемые "духовные потребности". Тоже всё понятно, есть сложившиеся институты и рецепты на любой вкус. Появляются, конечно, какие-то новинки, но всё быстро становится на свои места. И в целом скучно.

Напрашивается, конечно, материалистическое объяснение. Эволюция, мол, запрограммировала человека на борьбу, и когда бороться уже не с чем, программа всё равно работает, вхолостую. Оттого и недовольство, тревожность беспричинная и проч. Человек начинает придумывать себе проблемы, раздувать из незначительных огромные, увлекаться ими, превращать проблемы в развлечения. Инерция, которая неизвестно когда закончится.

Четверть века назад у меня было такое рассуждение: "Человечеству предстоит либо конечный, либо бесконечный ряд проблем. Если ряд конечен, то в какой-то момент все проблемы будут решены, и останется только одна проблема - отсутствие проблем, скука. Решить её можно двумя способами: либо разрушить комфортный мир и начать созидать его заново, либо начать создавать более совершенный мир, то есть мир божественный, где нет ни проблем, ни скуки. Если же ряд бесконечен, то столь же бесконечна вероятность, что в нём окажется проблема, превосходящая нашу способность справиться с ней, например та же скука".

Сегодня вся надежда на то, что со временем человек станет более изнеженным и потому более требовательным.

философская теология, историософия, литература

Previous post Next post
Up