Индивидуализм и коллективизм. У нас и у них.

Apr 05, 2007 14:58

Стало привычным читать о том, что русским свойственен природный, инстинктивный коллективизм. А вот жителям стран Запада (Европы, Америки) - наоборот, присущ индивидуализм ( Read more... )

Leave a comment

Comments 32

korf April 5 2007, 12:35:10 UTC
В общем да, так. Единственно я не верю в "русским создать условия для процветания их эгоизма и индивидуализма". Они были в 1990-е созданы, спасибо, больше не надо, наелись. Надо учиться жить и работать вместе, перестать грызть глотки и шарахаться друг от друга.

Reply

zaharov April 5 2007, 12:50:01 UTC
Я не согласен с тем, что в 90-е годы такие условия действительно были. Откуда им быть? Если страна только что была 100%-но коллективистской и сверхкорпоративной? Не путайте реальность с тем, что происходит в сфере культуры - об этом и был мой пост.

Reply

korf April 5 2007, 13:06:11 UTC
Откуда им быть? Да от снятия всех тормозов сразу. В России было де-факто воплощено либертарианство, делай что угодно, пожалуйста. В результате просто все друг друга перестреляли.

Для процветания личности необходимо, чтобы окружающие играли по правилам. В отдельном доме можно жить только тогда, когда есть хотя бы минимальная вероятность, что на следующий день после заселения к вам не приедут просить делиться или не сожгут дом нафиг из зависти. По правилам играют там, где есть давление коллектива. "Так принято" на самом деле значит "у меня будут большие проблемы с окружающими, если я поведу себя по-другому". Пока антиобщественное поведение не вызывает немедленное и действенное осуждение, ни о каком процветании индивидуализма, на мой взгляд, не может быть и речи.

Reply

zaharov April 5 2007, 13:18:09 UTC
Все же на перестройку общества с полного коллективизма на полный индивидуализм нужно больше времени, чем несколько лет. Разве отсутствие законов - это условия для индивидуализма? Конечно, нет! Для общества эгоистов тоже нужны законы. Но не такие, как для общества коллективистов. И жизнеустройство нужно другое, практика жизненная другая. Та бойня, которая была в 90-е годы - это просто следствие государственного поощрения организованной преступности и бандитизма, не более. Тоже своего рода коллективизм, который в тех условиях нанес большой ущерб нам.

Reply


nerpa_wild April 5 2007, 12:39:34 UTC
Чорт!
Обогнал меня!
Но написал намного лучше.

Reply


aleatorius April 5 2007, 12:45:12 UTC
сложно сказать как соотносится современный западный человек с прошлым - как и современный русский - с прошлым, да и учитывая как всех переехали 90-е.
я бы так сказал - в хороших случаях русские могут установить интерес друг к другу на долго -и это интимный интерес - а не общественный, западные люди могут в кучу собраться - но и быстро разбежаться.
да и сам запад не однороден - я бы думал что это зависит от типа конфессии - протестанской или католической, там как-то по разному люди социализируются.
да и русские разные - потомки сильных социальных групп - купеческих или староверских - могут отличаться от потомков менее выраженных групп.

Reply

zaharov April 5 2007, 12:54:23 UTC
Да, у русских сильны межличностные связи. Товарищество. Любовь. Но это НЕ КОЛЛЕКТИВИЗМ. Это как раз и есть мощные проявления индивидуализма. Коллектив не способен на любовь и товарищество. Как иллюстрация - жестокие официальные запреты на любовь и дружбу в западных корпорациях. Любовь и товарищество - это связи между личностями, индивидуальностями, эгоистами. Одна история с Распутиным чего стоит. Разве на Западе было что-либо подобное?

Reply

aleatorius April 5 2007, 17:04:16 UTC
хмм, мне нравится воннегутовское - ложный каррас - истинный каррас - ложный - корпоративный - земляки, институт и прочая.
а про истинный каррас - я не думаю что тут эгоизм - хотя - со стороны это может так и казаться, это не индивидуализм - а со-общность - но в очень узких рамках.

Reply

zaharov April 6 2007, 06:10:28 UTC
Зачем вводить новые сущности? Воннегут тут явно перемудрил.

Reply


andrei_sadov April 5 2007, 12:50:51 UTC
Отличный пост!

Reply


vkni April 5 2007, 19:37:23 UTC
Это подобные мысли в другом изложении от августа 2006-го readership@lj про англосаксов. И рядышком, одним из соседних постов, продвигаются подобные Вашим мысли о населении РФ. :-)

Reply

zaharov April 6 2007, 06:17:04 UTC
Да, интересный пост.

Reply


Leave a comment

Up