Живу себе тихо в Динамовке и - на тебе! - попадается на глаза опубликованная летом 1930 г. в Каунасе статья [
1]. И хоть называлась она "В лесах польских", жившего в Тель-Авиве автора, Авраама Блая [
2], волновали мало связанные с географической соседкой Литвы риторические вопросы. По понятным причинам меня заинтересовал первый из них:
Почему труппа казаков из армий Врангеля и Деникина может исполнять банальные песенки на русском языке в красивейших залах Тель-Авива, Иерусалима и колоний [
3], а Иза Кремер, еврейская народная певица, может петь на лошн-кодеш [
4], итальянском, неаполитанском, русском, английском, французском, негритянском, цыганском, а на идише - нет?
"Фолкс блат", №113 от 03.07.1930. Ковно
"Вопрос, конечно, интересный". И даже не один, а целых два. Первый: действительно ли в подмандатной Динамовке выступал казачий хор? Второй: правда ли, что Изе Кремер во время ее гастролей не дали спеть на идише? История - наука ничем не хуже теоретической физики, в которой можно самому найти правильный ответ буквально на острие карандаша. Вот и я сейчас, в условиях очевидной нехватки данных, попробую оценить вероятность вышеупомянутых событий и, при возможности, реконструировать их. К сожалению, мне не удалось найти каких-либо свидетельств выступления в Динамовке какого-либо казачьего хора ни в 1920-ые гг., ни в первой половине 1930 г. Зато с невообразимой легкостью нашлись сведения о гастролях "Хора донских казаков им.атамана Платова" под управлением Николая Кострюкова в марте 1931 г.
В наших краях гостит южный хор "Дон-Платоф". Хор и его казачий балет хорошо известны в мире.
Сегодня вечером, завтра и послезавтра состоятся их концерты в зале "Лоренц" в Яффо, а на исходе субботы и в воскресенье - в зале Итальянской школы в Иерусалиме.
"Доар hа-йом", №137 от 18.03.1931. Иерусалим
Казалось бы, какое отношение имеет это объявление к заметке Блая? Самое прямое: ведь он писал только о возможности петь в Динамовке на русском языке для участников не названного им казачьего хора. При этом журналист ни словом не упомянул сам факт их выступления. Почему? Очевидно потому, что заметка Блая - своеобразный ответ на рекламу, предваряющую гастроли хора на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
"Хор донских казаков им.атамана Платова" на гастролях в Египте. Фотография с сайта "
Россия: автобиография"
Будем честны: даже сегодня взаимоотношения евреев и казаков никто не назовет простыми, а уж 90 лет т.н.! Так что реакция уроженца Украины понятна: и если в контексте его статьи ударение ставится "на" русский язык, то в подтексте легко улавливается авторское отношение к "пошлякам", "белогвардейцам" и "погромщикам", которым в Динамовке будет оказан неподобающе теплый прием в красивейших залах. Блай был не одинок в своей позиции, и нет ничего удивительного в том, что противники приезда хора нашлись и в местных властных структурах. Понятно, что даже мэру Тель-Авива, Меиру Дизенгофу, было не под силу запретить гастролерам въезд в Динамовку, но ни он, ни его сторонники не постеснялись публично выразить свое крайне негативное отношение к приезжим артистам, устроив им поистине "теплый" прием, результатом которого стало открытое письмо Николая Кострюкова в редакцию газеты "Давар" : "Ни у кого нет права называть нас погромщиками". Немаловажная деталь: письмо было подписано 20 марта, но напечатано только 5 дней спустя. Мэр Тель-Авива г.Дизенгоф поставил в известность "Хор Платова", что не разрешит провести в этом городе концерты, поскольку само название "казачий хор" ассоциируется с еврейскими погромами. Он публично "объединил" нас с организаторами грабежей и погромов евреев в России. В свете этого наши концерты бойкотируются еврейским населением, а на улицах на нас выливают ушаты грязи, называя "погромщиками", "грабителями", "убийцами" и тп. Поэтому мы считаем необходимым сообщить, что в "Хоре Платова" участвуют образованные люди из тех слоев общества, которые не были ни в прошлом, ни в настоящем времени связаны с погромщиками. Казачий хор гастролировал во всем мире и заработал репутацию высоко-культурного и высоко-художественного коллектива. Нас по-дружески, с симпатией принимали в различных местах различные группы людей, в т.ч. и евреи Буэнос-Айреса, устроившие нам удивительно теплый прием, и от которых мы ни разу не услышали обвинений в антисемитизме.
Нам известно, что среди чекистов, умертвляющих сыновей России, есть и евреи, но мы знаем, что подавляющее число евреев во всем мире живут придерживаясь идеалов культуры, прогресса и мира и не несут никакой ответственности за действия других своих соплеменников. Есть разные евреи и разные русские. И есть абсолютное право обсуждения нашего хора с этнической точки зрения - хорошо или плохо наше пение - но ни у кого нет права называть нас и наших детей "погромщиками".
Очень печально, что в стране Израиля, приветствующей певцов из Германии, Англии и других государств, мы встретили такое убийственное отношение. 25 марта мы уезжаем в Европу, увозя с болью в сердце окрик "погромщики".
"Давар", №1772 от 25.03.1931. Тель-Авив
Хорошо известное заблуждение: земля Динамовки "течет молоком и медом". Тем не менее гастроли казачьего хора все же относительно успешно завершились в Хайфе, где вечером 24 марта, по сообщению газеты "Доар hа-йом", "платовцы" дали еще два концерта. Но ведь и все остальное в этой жизни относительно, разве нет?
(
и шо дальше?) 1. Здесь и далее газетные материалы с сайта "
Historical Jewish Press".
2. Авраам Блай (Ципори) - журналист, литератор. Писал на идише. Родился в 1893 г. на Украине. Получил традиционное еврейское образование. В 1910 г. эмигрировал в США. В 1918 г. записался добровольцем в "Еврейский легион" Владимира Жаботинского. После окончания Первой мировой войны остался в Палестине. В 1927 г. вернулся в США. С 1932 г. работал в Париже. После начала Второй мировой войны поселился в Тель-Авиве. Скончался в Израиле в 1974 г. Похоронен в Хулоне.
3. В данном случае, поселений в обычном, а не современном смысле.
4. Т.е. на иврите