Эриванская губерния по данным 1873 года: конфессиональный и национальный состав

Feb 29, 2024 18:26


Продолжаем исследования Закавказья. В апреле прошлого года вниманию читателей была представлена карта конфессионального состава сел Бакинской губернии. На этот раз в фокусе - Эриванская губерния. Источником данных для составленных карт послужило вышедшее в 1880 году издание «Списки населенных мест Кавказского края. Ч. 1 : Губернии: Эриванская, Кутаисская, Бакинская и Ставропольская и Терская область» под редакцией этнографа и картографа Н. К. Зейдлица, доступное в электронном виде на сайте Государственной публичной исторической библиотеки России (ГПИБ).

Данные из «Списков» были переложены на «Яндекс Карты» по уже отработанной методике: каждый сельский н.п. из списка ищется по приводимому географическому описанию с использованием сервиса etomesto.ru на различных исторических картах (Карта Стрельбицкого 1871 года, «Военно-топографическая пятиверстная карта Кавказского края» 1926 года, «Карта Кавказского военного округа» и «Дорожная карта Кавказского края» 1903 года, «Этнографическая карта Кавказского края» 1880 года и др.), после чего привязывается по координатам к современной карте.



Образованная в 1849 году, на момент обследования в середине 1870-х гг. Эриванская губерния состояла из семи уездов - Александропольского, Нахичеванского, Новобаязетского, Сурмалинского, Шаруро-Даралагезского, Эриванского и Эчмиадзинского. По показателю площади (около 27 тыс. км кв.) Эриванская губерния была весьма близка современной Армении (около 29,7 тыс. км кв.), но их границы не совпадают: в состав Эриванской губернии не входили северо-восток (большая часть Тавушской и Лорийской областей) и юго-восток (Сюник, Зангезур) современной Армении, но входили современная Нахичеванская Автономная республика (Азербайджан) и территории северо-востока современной Турции (бывш. Сурмалинский уезд). Из 538 730 жителей губернии в городах проживало 47 643 человека (8,84%), в селах - 491 087 человек (91,16%).

В конфессиональном отношении в Эриванской губернии армяно-григориане составляли чуть больше половины (52,18%) ее сельского населения, на долю мусульман-шиитов приходилось 38,57%, мусульман-суннитов - 5,62%, далее по убывающей шли езиды (1,58%), армяно-католики (0,77%), молокане (0,57%), православные (0,4%), субботники (0,15%), прыгуны (0,08%), католики латинского обряда (0,04%), духоборы (0,03%).

Суммарно на долю мусульман приходилось 44,19% сельского населения Эриванской губернии. Последователи «духовного христианства» (молокане, субботники, прыгуны, духоборы) суммарно составляли 0,83%.



Конфессиональный состав сельских н.п. Эриванской губернии по СНМ 1879 г. (сведения за 1873 г.)

Помимо населенных пунктов на карту нанесены также ключевые орографические элементы, важные с точки зрения понимания паттернов расселения. Так, большое ненаселенное «пятно» между Эриванью (Ереван) и Александрополем (Гюмри) - гора Арагац (тюркское название - Алагёз), высшая точка современной Армении (4090 м). Населенные пункты расположились аккуратным кольцом у его подножия. Хорошо заметные «пустоты» между Эриванью и западным берегом Севана (тюркское название - Гокча или Гёйча), а также между Севаном на севере и Шаруро-Даралагезским уездом на юге - протяженные горные хребты высотой до 3 500 м (соответственно Гегамский и Варденисский).

Армяно-григориане, как следует даже из названия конфессии, практически на 100% совпадают в этническом смысле с армянами. Географически «центр тяжести» расселения армяно-григориан смещен на северо-запад Эриванской губернии, к Александропольскому уезду, к востоку и западу от горного массива Арагац, к северу и западу от Эривани, к юго-западу от озера Севан и отдельными, но значительными ареалами вблизи Нахичеваня. Армяно-католики, несмотря на относительную малочисленность, образуют компактные ареалы в районе Александрополя (Гюмри). За пределами Эриванской губернии ареал расселения армяно-католиков продолжается на территории современной Грузии (Ахалкалаки, Ахалцихе).

Расселение мусульман в пределах Эриванской губернии, в этническом смысле представленных почти исключительно татарами/азербайджанцами и курдами, приурочено в целом к ее южной части - долине Аракса, к северо-востоку и востоку от Севана. Само по себе весьма примечательно былое широкое расселение мусульман на большей части территории губернии, в том числе в районе Эриваня (Еревана). Показательно, что мусульмане составляли почти 2/3 сельского населения Эриванского уезда (63,2%) и 37,5% населения Эчмиадзинского уезда.

Вкрапления поселений русских переселенцев из числа «духовных христиан» (молокан, субботников, прыгунов, духоборов) преимущественно сконцентрированы в северной части губернии, в районе Дилижана и к северо-западу от Севана. Езиды (в этническом смысле - курды) зафиксированы в основном в Сурмалинском уезде и отдельной компактной группой к северо-востоку от Арагаца.

В разрезе национального состава чуть более половины (52,95%) сельского населения Эриванской губернии приходилось на армян, 40,12% - на азербайджанцев (по терминологии 1873 г. - татары), 5,55% - на курдов, 0,84% - на русских, 0,25% - на ассирийцев (по терминологии 1873 г. - айсоры), 0,19% - на греков.



Национальный состав сельских н.п. Эриванской губернии по СНМ 1879 г. (сведения за 1873 г.)

В случае с азербайджанцами и армянами наблюдается значительная степень совпадения конфессионального и этнического элементов, таким образом географические паттерны остаются теми же, но ряд интересных моментов все же имеется. Так, на карте национального состава более рельефно прослеживается тяготение курдов (в данном случае мусульмане и езиды учтены в одной категории) к юго-западной части губернии. Также интересно, что «духовные христиане» в сумме почти тождественны этнической категории «русские»: несмотря на наличие в губернии почти 2 тыс. православных, подавляющее большинство из них представлены в Эриванской губернии греками и айсорами (ассирийцами). В случае с ассирийцами, возможно, имеет место неточность конфессиональной классификации, поскольку большинство ассирийских переселенцев на территории современной Армении являются последователями Ассирийской церкви Востока. Несмотря на то, что среди ассирийцев, в том числе в Армении, есть последователи халкидонского православия, данный вопрос в случае с «айсорами» Эриванской губернии нуждается в уточнении.

«Блокнот географа» в Telegram

«Блокнот географа» в «Дзен»

конфессиональная география, конфессии, география, Азербайджан, армяне, география населения, Эриванская губерния, азербайджанцы, Армения, Этнические карты

Previous post Next post
Up